Зима для детей 4-5лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зима для детей 4-5лет
Автор: Семенова Ольга Викторовна

Тематический цикл «Зима» для детей 4-5 лет       Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
  •        Лексико-грамматические игры и упражнения
  •        «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.Снег белый или синий?Лед твердый или мягкий?Снег капает или идет?Зимой бывает снегопад или листопад?Лед скользкий или шершавый?На улице мороз или жара?Зимой одеваемся тепло или легко?Снеговика лепят или строят?На коньках катаются или качаются?       « Что лепили дети " Составление предложений по картинкам.       Предварительно на прогулке воспитатель с детьми по заданию логопеда лепят из снега различные предметы. Дети вспоминают, что они лепили. Логопед помогает картинками.Дети лепили снежки.Дети лепили снеговика.Дети лепили куклу.Дети лепили горку.Дети лепили крепость.Дети лепили машину.Дети лепили снегурочку.Дети лепили кролика.       Чтение стихотворения «Кролик».Мы слепили снежный ком,Ушки сделали на нем.И как раз вместо глазУгольки нашлись у нас.Кролик белый, как живой,И с хвостом, и с головой.За усы не тяни:Из соломинок они!..О. Выготская       «Идем на прогулку». Составление предложений по двум опорным картинкам.       Логопед «собирается» с детьми на прогулку и выставляет пары картинок (штаны и кофта; шарф и шапка; носки и валенки и т. д.).       Дети по очереди рассказывают, что они надевают.Я надеваю штаны и кофту.Я надеваю шапку и шарф.Я надеваю носки и валенки. И так далее.       Заучивание отрывка из стихотворения «Первый снег».Утром котПринес на лапкахПервый снег!Первый снег!Он имеетВкус и запах,Первый снег!Первый снег!..Я. Аким
  •        Развитие связной речи
  •        Рассказ «Зима».       На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».
  •        Сенсорное развитие
  •        «Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).Милые детишки,Откройте свои книжки,Их Незнайка читалИ картинки украл!       Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.       Логопед (можно повторить с детьми).Мы картинки рисовалиИ о них мы рассказали.
  •        Работа над звуковой стороной речи
  •        «Найди шипящую картинку». На наборном полотне выставлены картинки: шапка, кофта, шуба, платок, шарф, валенки, штаны, куртка, варежки, сапоги, галоши. Логопед четко называет их, выделяя артикуляцией и произношением звук [ш]. Затем просит детей назвать только «шипящие» картинки.
  •        Физкультминутка -логоритмика
  •        «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытянутыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).Как на горке — снег, снег,И под горкой — снег, снег,И на елке — снег, снег,И под елкой — снег, снег,А под снегом спит медведь.Тише, тише. Не шуметь!И. Токмакова        Рассмотреть вместе с детьми картинки и напомнить  названия времён года. Уточнить последовательность смены времён года.       Какое время года сейчас? Назвать предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе?       Активизация словаря для детей 5-7 лет: названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль) .       Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.       Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.       Глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.                                                                                                                 
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
  •        Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)       Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.       Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.       Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.       В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.       Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега. 
  • Логический строй речи
  •        Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следственных связей) «Найди ошибку»Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.) 
  • Грамматический строй речи
  •        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»Снег — снежок,мороз — морозец,ветер — ветерок,лед — ледок,зима — зимушка, метель — метелица,санки — саночки,холод — холодок,дерево — деревце,звезда — звездочка,солнце — солнышко,день — денек,ночь — ночка.       Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)Снег — снегов, много снега,лед — льдов, много льда, звезда — звезд,день — дней,узор — узоров,ночь — ночей,снежинка — снежинок,снеговик — снеговиков,санки — санок,буря — бурь,вьюга — вьюг,стужа — стуж,холод — холодов,забава — забав.       Подбери родственные словаСнег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые ... ;мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.       Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам»Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо. 
  • Лексический строй речи
  •        Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...       Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.       Подбор антонимовЗимой ночь длинная, а день короткий;снег белый, а асфальт ... (черный);зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).       Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).Дети слепили большую снежную ... (бабу).Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).       Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):
  • как ты заметил(а) наступление зимы;
  • ее первые приметы в природе;
  • зимние месяцы;
  • повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
  • зимние забавы и развлечения.
  •        Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз. 
  • МИНУТКА ОТДЫХА
  • Кругом глубокие снега,Куда я взгляд ни кину,Метет и кружится пурга.Вы узнаете зиму?Заснули реки подо льдом,Застыли недвижимы,Горят сугробы серебром.Вы узнаете зиму?На лыжах мчимся мы с горы,Нам ветер дует в спину.Нет веселее той поры!Вы узнаете зиму?Мы принесем густую ельНа праздник наш любимый,Повесим бусы мы на ней.Вы узнаете зиму? 
  • Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
  •                     Летом дни жаркие, а зимой - холодные.                    Летом небо светлое, а зимой-…                    Летом день длинный, а зимой …                    Летом солнце яркое, а зимой -…                    Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…                    Снег мягкий, а лёд-….                    Одни сосульки длинные, а другие-...
  • Объяснить значение слов «снегопад, гололёд». Придумать предложения с этими   словами.
  • Просмотр мультфильмов, телепередачь. Беседа по содержанию.
  • Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).
  •    Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.       Снег (какой?)-….       Снежинки (какие?)-….       Лёд (какой?)-…       Погода (какая?)-….   Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.       Лёд на солнце (что делает?)-…       Мороз (что делает?)-…       Дети на зимней прогулке (что делают?)-…       Метель (что делает?)-…                                                                                                                                      
  • Вырезать из бумаги и наклеить в тетрадь снежинки.
  • Игра «Угадай, когда это бывает?»Солнце светит, но не греет.Небо серое, облачное, пасмурное.Деревья стоят голые, покрытые густым  инеем.Перелетные птицы  улетели в теплые края, а зимующие остались с нами. Это воробьи, голуби, вороны, синички, дятлы.Животные медведь, еж спят, а  белка и  заяц  поменяли шкурки.Люди надели зимнюю одежду.Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снежную бабу.
  • Попросите назвать зимние месяцы.
  • Игра "До - между - после".
  •  Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
  • Игра «Не зевай, а слова называй!»
  • Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая, морозная... Снег (какой?) - ... Снежинки (какие?) - ... Лед (какой?) - ... Погода (какая?) - ... День (какой?) - ... Мороз (какой?) - ... Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают... Лед на солнце (что делает?) ... Мороз (что делает?) ... Дети зимой (что делают?) ... Метель (что делает?) ... Вьюга (что делает?) ...
  •  Игра «Назови ласково»
  • Снег - снежок. Лед - ... Зима - ... Мороз - ... Метель - ... Солнце - ...
  •  Скажи наоборот
  •  Летом дни жаркие, а зимой - холодные. Летом небо светлое, а зимой - ... Летом день длинный, а зимой - ... Летом солнце светит ярко, а зимой - ... Весной лед на реке тонкий, а зимой - ... Снег мягкий, а лед… - ... Одни сосульки длинные, а другие - ...
  •  Игра «Назови семейку слов»  к слову СНЕГ, ЗИМА, МОРОЗ, ЛЕД
  •  Снег - снежок, снежинка, снеговик, снежный, Снегурочка, снегирь Зима - ... Мороз - ... Лед - ...
  • Учимся делать распространенные предложения по образцу.
  •  Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.
  • Игра «Четвертый лишний». Нарисуй лишний предмет.
  •  Коньки, скакалка, лыжи, санки.Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему?  Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.
  •  Игра «Почему так назвали?»
  • Конькобежец - потому что бегает на коньках, саночник - ... лыжник - ... сноубордист - ... хоккеист - ... фигурист - ...
  •  Игра «Кому что нужно?»
  •  Лыжи нужны ... (лыжнику) клюшка нужна - ... коньки нужны - ... санки нужны - ... сноуборд нужен - ... шайба нужна - ...                               
  • Объясните и разучите с детьми народные приметы зимы:
  • Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.Если зимой снег ложится ровно, сей весной гуще; ложится грядками, надувается — сей реже.Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к урожаю.Вороны и галки садятся на полдень носами — к теплу.Зимой много больших сосулек — к урожаю овощей.Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.Снежный буран днем предвещает мороз ночью.Снежная зима предвещает хороший рост трав.Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.Зимой сухо и холодно — летом сухо и жарко.Снежные хлопья крупные — будет оттепель.Зимний лесСильно блестят зимою звёзды — к морозу.Лед почернел, лес шумит — жди оттепель.Воробьи дружно чирикают — к теплу.Ночью иней — днем снега не выпадет.Если зимой вьюги — летом ненастье.Лед сильно трещит — будет мороз.Зима снежная — лето дождливое.Если зимою иней — летом роса.Изморозь — предвестник снега.Зима морозная — лето жаркое.Чем позднее отлет журавлей, тем позднее зима начинается.Строгой зиме быть, если птица дружно в теплые края пошла.Снегирь прилетит — о зиме известит.Декабрь год кончает, а зиму начинает.В декабре солнце на лето, а зима на мороз поворачивает.Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.Осень богата хлебом, а зима снегом, она не лето — в шубу одета.Без трех надзимков зима не бывает.Зимой солнце сквозь слезы улыбается.Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.Какова зима, таково и лето.Январь — середина зимы, он весне дедушка.В феврале зима с весной встретится впервой.Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.Всегда жди беды от большой воды.Август собирает, а зима поедает.Больше снега — больше хлеба.Большой иней во всю зиму — лето тяжелое для здоровья.Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом.В Крещенье метель — и на Пасху метель.В Крещенье прорубь полна — большой разлив будет.В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.В Татьянин день проглянет солнышко — к раннему прилету птиц; в этот день снег — лето будет дождливое.В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь.Воробьи дружно чирикают — к теплу.Вороны и галки садятся на полдень носами — к теплу, на север — к холоду.Гром зимой — к сильным морозам.Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди длительную стужу.Дым из трубы столбом — к холодам.Евдокия красна — весна красна.Если зимою иней — летом роса.Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.Если зимою тепло — летом холодно.Если зимою шумит лес — ожидай оттепели.Если на Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — к ранней весне, если метель — вся масленая неделя будет метельной.Если на Сретенье дорогу переметает — весна будет поздняя и холодная, если тепло в этот день — весна будет ранняя и теплая.Если ночью был иней, то днем снега не будет.Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.Если снег мелкий и не скоро сходит, будет дождливый год.Если снег плотный и мокрый, будет дождливое, урожайное лето.Если снег сухой и легкий, будет сухое лето.Зимой лес шумит к оттепели.Зимой месяц кверху рожками — к морозу.Зимой много инея — летом много росы.Зимой собаки валяются — быть метели.Зимой съел бы грибок, да снег глубок.Зимой тулуп всякому люб.Изморозь — предвестник снега.Иней на Николу — к урожаю на следующий год.Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.Какова Аксинья, такова и весна.Какова погода на Сретенье, такова и весна.Когда зима случится летом, а лето — зимою, хороших хлебов не жди.Коли 1 февраля погода ясная — весна будет ранней.Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу.Коли зима на Николин день дорогу заметает, дороге не стоять.Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует.Коли сильный мороз на Аггея, стоять ему до Крещения.Кольцо вокруг солнца — к ненастью.Красный огонь в печи и дрова горят с треском — к морозам.Лед почернел, лес шумит — жди оттепель.Лед сильно трещит — будет мороз.Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.На Богоявление день теплый — хлеб будет темный (густой).На Введенье случается и толстое леденье.На Григория иней на стогах — к мокрому снегу.На Евдокию курица напьется — весна теплой будет.На Ефрема ветер — к сырому году.На Крещенье снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю.На Николу зима с гвоздем ходит.На Рождество иней — к урожаю на хлеб, метель — пчелы будут хорошо роиться.На Сретенье капель — урожай на пшеницу.На Сретенье кафтан с шубой встретились.На Сретенье снежок — весной дожжок.На Сретенье утром снег — к урожаю ранних хлебов; если в полдень — средних, если к вечеру — поздних.На Сретенье цыган шубу продает.На Трифона звездисто — к поздней весне.Не было зимы настоящей — не будет и лета желанного.Ночью иней — днем снега не выпадет.Облака идут против ветра — к снегу.Облака плывут низко — жди стужу.Первый прочный снег падает в ночи, денный снег не лежит.Первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый — быть влажному лету, а сухой и легкий — быть и лету суху.Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.Перед холодом зима яркая.Плохие зимние дороги — к урожайному лету.Подошел бы Николин день, будет и зима.После большого урожая — строгая зима.Сильно блестят зимою звезды — к морозу.Снег идет хлопьями — к доброму урожаю.Темные святки — молочные коровы, светлые святки — ноские куры.Теплый декабрь — к затяжной зиме и поздней холодной весне.Теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна.Трещи мороз, не трещи, а минули водокрещи (на Крещение).Трещи не трещи, а минули водокрещи (о зиме).Трещит Варюха, береги нос да ухо.Туманный круг около солнца или разорванный круг около луны — к метели.Туманы в феврале предвещают дождливый год.Феодосеево тепло на раннюю весну пошло.Холодные северные ветры в феврале — к урожаю.Шумит дубравушка к погодушке.Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.  ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ЗИМА"  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ       ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ"ЗИМА"Дети должны знать:- основные приметы зимы, названия зимних месяцев;- изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире;- то, что зима — это время года, которое наступает за осенью;- особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).Дети должны уметь:- обобщать признаки зимы и конкретизировать их;- сравнивать зиму с другими временами года;- анализировать явления;- использовать полученные ранее знания и умения в решении проблемных ситуаций, задач, заданий;- использовать имеющийся по теме лексикон в речевом общении;- общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.МАТЕРИАЛЫ: картины с изображением разных признаков зимы, зимние пейзажи, детские рисунки, мишура, игрушки и т.д.ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ). Зима (педагог), Снеговик, Снегурочка, Снежная Королева и т.п.Первая половина дня. Утро: Вводная беседа. Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; собрать внимание; вызвать интерес к теме дня; спланировать основные его этапы. Утренняя гимнастика. Цели: уметь выполнять упражнения ритмично, с хорошим мышечным напряжением, настроением; ориентироваться в пространстве зала вокруг себя; выразительно показывать образы, связанные с зимой.* * *Ходьба по глубокому снегу, по узкой тропинке, на четвереньках — следы животных, бег врассыпную — снежинки; бег змейкой — речка во льду, разгребание снега лопатой вправо, влево; поднимание снежного кома для лепки снеговика; игра со снежками; лежа — стряхивание снега с ног; подпрыгивание — стряхивание снега с веток — снежный дождь; прыжки — греемся, растираем ладони, пальцы; дыхательные упражнения — морозный воздух, кружение — вьюга; приседание — ныряем в прорубь, скользящий шаг — ходьба на лыжах; катание на коньках; взмахи руками — метелица.Оформление группы. Цели: уметь проявлять творческую инициативу; выбирать оформление, соответствующее сезону — зиме; красиво размещать элементы оформления, создавая целостную композицию; объяснять свои действия и выбор.* * *Педагог предлагает из имеющихся картинок, элементов, рисунков детей, мишуры, игрушек и т.п. сделать замок или дворец (терем), в котором живет Зима. Но так, чтобы все признаки зимы были в оформлении. Обсуждает предложения, выслушивает ответы детей, побуждает творческое начало.ЗанятияПутешествие по замку Зимы. Цели: уметь использовать полученные знания о зиме, зимних явлениях в отгадывании загадок, описании явлений, выполнении заданий; грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме, обобщать характерные признаки зимы, как времени года.* * *1.Чтение стихов о зиме.       Педагог предлагает задобрить Зиму, чтобы она пустила детей в свой замок, рассказать ей, какая она красавица. Ставит условие: читать стихи выразительно, не повторять одно и то же стихотворение.Один ребенок читает стихотворение, а остальные выделяют образные выражения, красивые речевые обороты. Дети поощряются снежинками и становятся маленькими детками матушки-Зимы.2.Стихотворение-загадка.       Педагог просит детей внимательно послушать стихотворение о снежинках, выделить их признаки и запомнить, как их описывает поэт.Белые, мохнатые,Легкие снежинкиТихо с неба падают,Будто бы пушинки.Все они холодныеИ тепла боятся.Тонкие и хрупкие,Могут поломаться.Словно балерины,В воздухе порхают.Что красивы очень,Все снежинки знают.3.Пластический этюд «Снежинки».       Педагог в образе Зимы' или Снежной Королевы предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Не забыть при этом, какие снежинки, прислушиваться к музыке и словам. Попытаться передать образ легкой, хрупкой, красивой снежинки под любую вальсовую музыку.Тихо падают снежинки,Легкий ветер гонит их.То построит в хороводы,То, как в вальсе, закружит.Ветер стих, снежинки плавноНиже опускаются.Собрались в комок пушистый,На ветру качаются.Лишь земли коснулась вата,И снежинки разлетелись.По замерзшему асфальтуЗакружил, понес их ветер.Кувыркаются снежинки,Поворачивают спинки,Веселятся и резвятся,Землю всю покрыть стремятся.4.Отгадывание загадок.       Педагог по своему выбору предлагает детям отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя, как они догадались.Королева ледяная мчится в ледяной карете,И ее сопровождает северный холодный ветер.А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая поземка.И несутся, словно змеи, серебристые метели. (Зима.)Т. ШорыгинаКто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,Шьет пуховые перины, разукрасила витрины? (Зима.)На дворе горой, а в избе водой .(Снег.)Лежало одеяло мягкое, белое.Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег.)Скатерть бела весь свет одела. ('Снег.)Бел, да не сахарог нет, а идет. (Снег.)Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес,Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег.)Он летает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту.Он на солнышке румяный,Под луной он голубой.Он за ворот и в карманыЗалетает нам с тобой.Он и белый, и мохнатый,И пушистый, как медведь.Раскидай его лопатой.Назови его. Ответь. (Снег.)Что за звездочка такаяНа пальто и на платке;Вся сквозная, вырезная,А сожмешь — вода в руке? (Снежинка.)С неба падают зимойИ кружатся над землейЛегкие пушинки,Белые... (снежинки).Сама я ледяная.Моя юбка — кружевная.Я кружусь, как балеринка.Угадали? Я — ... (снежинка).Кручу, урчу,Знать никого не хочу. (Вьюга.)Белые змеиНад землей полетели.По дорогам поползлиИ сугробы намели. (Метель.)Т. ШорыгинаМеня не растилиИз снега слепили,Вместо носа ловкоВставили морковку.Глаза — угольки,Губы — сучки.Холодная, большая.Кто я такая? (Снежная баба.)По снегу покатите —Я подрасту.На костре согреете —Я пропаду. (Снежный ком.)Чтобы осень не промокла,Не раскисла от воды,Превратил он лужи в стекла,Сделал снежными сады. (Мороз.)Без рук, без ног,А рисовать умеет. (Мороз.)Какой это мастерНа стекла нанесИ листья, и травы,И заросли роз? (Мороз.)Удивительный художникУ окошка побывал.Удивительный художникНам окно разрисовал.Пальмы, папоротники, клены —На окошках лес густой.Только белый, не зеленыйЛес чудесный, не простой. (Мороз.)Л. ПотаповаКто букет белых розНочью на стекло нанес? (Мороз.)Т. ШорыгинаПо дорогам он ходилДа все лужи застеклил. (Мороз.)Т. ШорыгинаМост ледяной построен через пруд.Угадайте, дети, чей это труд. (Мороз.)Т. ШорыгинаМост, как синее стекло:Скользко, весело, светло. (Лед.)Он прозрачный, как стекло.Белый, словно молоко.И холодный, будто снег.Он зимой — каток для всех. (Лед.)Растет она вниз головой.Не летом растет, а зимой.Но солнце ее припечет —Заплачет она и умрет. (Сосулька.)Я прозрачна, как хрусталь,С крыши я зимой свисаю.Только очень, очень жаль,Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)Т. ШорыгинаЧто вниз вершиной растет? (Сосулька.)5.Соревнование «Кто быстрее решит ребус?»       Педагог предлагает детям по первым буквам (звукам) отгадать название месяцев зимы. Каждая команда выкладывает один месяц и определяет его место в ряду месяцев.- Дом, ель, каток, аист, береза, рябина, мягкий знак.- Яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба, мягкий знак.- Филин, ель, волк, рысь, аист, лев, мягкий знак.Физкультминутка «Снеговик». Дети под чтение стихов педагогом делают массаж биологически активных зон (М. Картушина).7. Отыскать и назвать родственные слова в стихотворении.* * *Снегурочка в лесу жила,Снежки готовила с утра.Снежинки в хоровод звалаИ в гости снегирей ждала,Чтобы в заснеженном лесуУвидеть зореньки красу.Под снегопадом танцевала,Подснежник снегом укрывала,до весны он не замерзИ радость людям всем принес.* * *Зимушка-зима принесла морозы,Зимние забавы и сосульки-слезы,Для зверей — зимовьеИ под снегом — озимь,Зимнюю одежду людям,Чтоб не мерзли.* * *Летом мороз в морозилке живет.Там он морозного утречка жЧтоб не растаять, мороженое ест.А на закуску лед, ягоды есть.* * *Колет лед ледокол.Через лед он прошел.Не страшны ему и льдины,Он их носом вмиг раздвинет.Путь ледовый он проложит,Кораблям пройти поможет.ПрогулкаПодвижная игра «Два Мороза». Цели: развивать внимание, ловкость, умение быстро бегать; воспитывать честность при выполнении правил игры; смелость при убегании от Морозов.Правила. Педагог отмечает два дома на противоположных сторонах площадки. В одном доме живут два Мороза, а в другом — дети. Между домами отчеркиваются две горизонтальные линии, между которыми состоятся перебежки. Два Мороза выходят к своей линии чуть в стороне от центра и говорят:Мы два братца удалые,Мы морозы молодые.Я — Мороз Красный нос,Я — Мороз Синий нос.Кто из вас решитсяВ путь дороженьку пуститься?Дети отвечают:Не боимся мы угрозИ не страшен нам мороз!Затем дети бегут к своему домику, а Морозы салят их. Осаленного ребенка они забирают в свой домик. Замороженными считаются не только осаленные дети, но и те, кто побежал раньше слов «И не страшен нам мороз!». Выигравшими считаются те Морозы, которые осалили больше детей.Конкурс на лучший рисунок на снегу, лучший узор из цветных льдинок. Цели: уметь придумывать узор, красиво размещать цветные льдинки; учитывать свойства снега и льда; ориентироваться на предложенной плоскости.Наблюдение за изменениями в неживой природе. Цели: уметь выделять признаки конца зимы и сравнивать их с началом и серединой зимы; описывать признаки, используя словарь по теме; видеть и отмечать взаимосвязь изменений в неживой и живой природе.Вторая половина дня. Вечер:Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы». Цели: уметь внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованными на картинках, пояснять свой выбор; для объяснения выбора использовать строки знакомых стихотворений и песен.* * *Педагог читает стихотворение, а дети должны запомнить признаки зимы, описанные в этом стихотворении, и подобрать из предложенных картинок те, которые соответствуют даНным признакам, описать картинки, используя монологическую речь, строки из знакомых стихотворений или песен, которые дети знают.ЗимаОтличается зимаОт весны и лета.Очень снежная она,Вся в снега одета.Реки скованы все льдом,И в узорах стекла,Иней на ветвях висит,Вьюга дует в окна:Небо серое с утра,Падают снежинки,Спят деревья и кусты,Кормят птиц рябинки.Звери в дуплах и норахСпрятались от стужи.А детишкам для забавСнег пушистый нужен.Слепят вмиг снеговика —И кататься с горки.Шуба, шапка и штаны —Все в ледовой корке!Лишь зимою Новый годС елкою приходит.Новогодний хороводВесело заводит. Подвижная игра «Снег — метель - вьюга». Цели: уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.Правила. По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп. Игра-путешествие «В гости к Зиме». Цели: уметь представлять разные признаки, явления зимы и изображать их; с помощью пантомимики выразительно передавать содержание стихотворения; ритмично выполнять движения в соответствии с заданиями педагога; проявлять творческую индивидуальность.* * *       Педагог предлагает детям отправиться в путь по снежной стране. Дети образуют большой круг — это снежное облако. Педагог говорит, что оно пушистое, белоснежное, легкое, мягкое, и предлагает детям на нем покачаться, рассказать, какой оно формы. Каждый ребенок представляет в воображении облако и рассказывает о нем.       Педагог говорит, что облако стало таким тяжелым, из него посыпались на землю снежинки. Звучит музыка, дети поют. Педагог описывает движения снежинок или читает стихотворение, слушая которое дети изображают снежинки (кружатся, приседают, ветер гонит их в разные стороны, собирает в сугроб, разносит, поднимает вверх, крутит на месте и т.п.).       Педагог обращает внимание детей на то, что потеплело, выглянуло зимнее солнышко, к концу зимы оно стало теплее, с крыш закапало, Загадывает детям загадку о сосульке. Предлагает послушать стихотворение .и показать, что случается с сосулькой.       Педагог говорит, что, пока дети изображали сосульку, поднялась самая настоящая вьюга и, как карусель, закружила все вокруг. Предлагает покататься на снежной карусели. Проводится подвижная игра «Карусель».Завертелась вьюга, словно карусель.Медленно сначала, а потом быстрей.Ничего не видно, все белым-бело.Наконец-то стихло, землю замело.       Педагог обращает внимание детей на то, что вьюга прошла; стало тихо, можно отправиться на каток. Раздает детям коньки, предлагает попробовать, не жмут ли, постоять, сделать несколько шагов. Просит покататься, как фигуристы. Сопровождает действия детей стихами.Фигуристами мы станем.На коньках скользим по льду.Класс высокий всем покажемИ подпрыгнем на бегу.Как волчок, кружиться будем,Ласточкой парить легко.Острые, стальные кониПонесут нас далеко.       После катка дети отправляются кататься на лыжах: примеряют их, пробуют, как они скользят, помогают себе палками, съезжают с горки, поднимаются на нее, идут по глубокому снегу. Возвращаются на свою площадку. Собирают снег лопатами, катают ком для снеговика, лепят снежки, играют в них.       Педагог предлагает послушать стихотворение о снежной бабе и показать в движениях, как дети ее лепили.В заключение педагог предлагает детям рассказать о своих впечатлениях и нарисовать картину о зиме, зимних забавах.Игра строится на воображении. Можно использовать наглядный материал.Вариант. Вместо игры-путешествия можно провести игру-драматизацию по сказке «Двенадцать месяцев». Варианты содержания тематического дняДидактическая игра «Ателье зимней одежды». Цели: уметь выбирать зимнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, использованию (спортивная, для игр, для прогулки); выполнять роли закройщика, портного, заказчика; вступать в диалог в соответствии с ролью.Правила. Педагог предлагает детям поиграть в ателье зимней одежды. Определяет роли и действия каждого участника: закройщик принимает заказ, задает заказчику вопросы о том, для чего будет использоваться этот предмет одежды, о фасоне, материале, отделке, пуговицах, мехе; портной собирает одежду из отдельных деталей, называя их и свои действия.Дидактическая игра «Кто как зимует?». Цели: знать, как зимуют дикие звери, птицы в средней полосе; уметь подбирать из предложенных вариантов картинок те, которые соответствуют жилищу животного, его корму зимой; рассказывать об особенностях зимовки разных зверей (медведь, барсук, еж, белка, мышь, лиса, заяц, лось), птиц; угадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного идет речь.Правила. Педагог зачитывает отрывки из познавательных рассказов о зимовке животных, а дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Находят картинку с изображением животного, подбирают к ней картинку с изображением его зимнего жилища и корма, которым он питается зимой. Рассказывают об этом.Дидактическая игра «Четыре времени года». Цели: знать названия и последовательность четырех времен года; признаки, характеризующие каждое время года; уметь выбирать из предложенных картинок, эмблем, символов те, которые соответствуют какому-либо времени года, называть их, объяснять, почему то, что изображено на картинке происходит в данное время.Правила. Дети выбирают картинку, прикрепляют ее на один из секторов большого круга, разделенного на четыре части, или на одежду сверстников, которые выступают в роли времен года, начиная с зимы, называют явление, изображенное на картинке, и поясняют свой выбор. При заполнении сезонов, в которых выделяют определенные периоды (ранняя, поздняя осень), дети работают последовательно, поясняя особенности смены природных явлений.(См. стихи: лексическая тема «Осень», дидактическая игра «Какое время года?»)Можно дать детям задание выстроиться по порядку, начиная с зимы (времена года — соседи), используя текст сказки «Двенадцать месяцев».Занятие «Зима в музыке, живописи, стихах, сказках». Цели: знать признаки зимы, как времени года; уметь отмечать красоту зимней природы в живописи, стихах, рассказах, сказках; отображать в речи своеобразие, красоту зимних явлений, используя строки знакомых произведений; передавать в речи свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений, рассматривания картин известных художников. Занятие «Коллективная аппликация "Зима" или "Зимние забавы"». Цели: знать признаки зимы, особенности работы с разным материалом (вата, пух, салфетки, бумага, фольга и т.п.) и разной основой (фланель, бархатная бумага, ватман); уметь коллективно продумывать и составлять композицию на заданную тему; распределять содержание работы, последовательность ее выполнения; обговаривать это; составлять рассказ о полученной картине, используя образные выражения из стихов, рассказов, сказок; придумывать свои эпитеты. Дидактическое упражнение «Снег — хорошо и плохо». Цели: знать свойства снега, его значение для живой природы, жизни человека; уметь выделять положительное и отрицательное влияние выпадения большого количества снега (снегопад, вьюга, метель, буран) и малого; видеть в каждом явлении две стороны; логически мыслить и объяснять ход своих мыслей. Оздоровительный досуг «Зимняя олимпиада — Арктика»Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение». Цели: уметь внимательно слушать педагога, осмысливая суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.* * *       Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.Дети приготовили коньки, потому что...Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что...Утром кругом было все белым-бело, потому что...Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что.На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что...К вечеру намело большие сугробы, потому что...На улице все падали и скользили, потому что...С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что...Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что...Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что...Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что...Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что...Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что...Охотник знал, куда убежал заяц, потому что...Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...Заяц, лиса и белка не мерзнут зимой, потому что...После снегопада машины не смогли проехать по дороге, потому что...Трава зимой не замерзает, потому что...Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что...Дети любят зиму, потому что...Дети не смогли слепить снеговика, потому что...Многие животные зимой в лесу погибли, потому что...Ледяная дорожка не скользила, потому что... Дидактическое упражнение «Назови действие». Цели: знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.* * *       Педагог начинает предложения, дети заканчивают их.Зимой метель... (метет).Ночью ветер в трубах... (завывает, воет).Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).В лесу зимой голодный волк... (воет).На зиму медведь в берлоге... (засыпает).Мороз щеки и носы... (щиплет).Зимой вода в реке... (замерзает).Зимой снег все вокруг... (накрывает).Под снегом травка зимой... (греется).Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба». Цели: уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом.* **       Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.Чтение стихов       Педагог читает детям стихи, потом задает вопросы по их со держанию.Мороз-художник 'Рисует узорыНа окнах мороз,Но только лишь белою краской.Вот дивные птицы,Вот чудо-цветок,Вот замок прекрасный, как в сказке.Разглядывать можно картины весь день,Но только не трогать руками.Растают узоры тогда от теплаИ вмиг распрощаются с нами.
  • В какие дни можно увидеть рисунки на окнах?
  • Как они образуются?
  • Почему рисунки боятся тепла?
  • Что чаще всего рисует мороз на стеклах?
  • МетельКак на нашу улицу принеслась метель.Все дорожки, все крылечки белые теперь.Наметет сугробы — двери не открыть.Заберется в щели, чтобы застудить.Вволю наиграется и уйдет в леса,А за ней останется снежная краса.
  • Чем отличается метель от снегопада? ,
  • Чем отличается метель от вьюги, бурана?.
  • ГололедПодморозило с утра,Нет вчерашнего тепла.На дорогах гололед;И машины все несет.Тротуары, как каток.Сделать бы еще шажок,Но подошва подвела —Очень скользкая она.Сколько бед от гололеда!Есть для дворников работа —Соль насыпать и песок,Чтоб пройти прохожий мог.
  • Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
  • Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
  • Почему в гололед люди часто получают травмы?
  • Как обезопасить себя в гололед?
  • Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
  • Зимнее зеркалоГладкий, скользкий оченьЛед, как зеркало, блестит.Он на реках прочный,Можно по нему ходить.И по глади ровной можноМчаться на коньках.С ветерком проехатьДаже на санях.
  • Как в стихотворении описывается лед?
  • Из чего образуется лед? Как?
  • Почему в мороз по льду на реке можно даже ездить на санях?
  • СнегСнег такой пушистый, мягкий, как перина.Разукрасила его вдруг рябина.Красной ягодой узор набросала,Снегирям его стеречь приказала.Торт сверкает под луной, серебрится.А рябине даже ночью не спится.Белый снег прикрыл ее, как невесту,И оставил лишь для щек ярких место.   Как описывается снег в стихотворении?   Как можно украсить снег ягодами рябины?   Почему под рябиной всегда много ягод? 
  • Просмотр детьми телепередач, беседа по содержанию.
  • Детская энциклопедия. Какая польза от снега. Стихи  о зиме русских поэтов для детей (чтение, заучивание)                                          Константин БальмонСнежинкаСветло-пушистая,            Снежинка белая,Какая чистая,            Какая смелая!Дорогой бурною            Легко проносится,Не в высь лазурную,            На землю просится.Лазурь чудесную            Она покинула,Себя в безвестную            Страну низринула.В лучах блистающих            Скользит, умелая,Средь хлопьев тающих            Сохранно-белая.Под ветром веющим            Дрожит, взметается,На нем, лелеющем,           Светло качается.Его качелями           Она утешена,С его метелями          Крутится бешено.Но вот кончается            Дорога дальняя,Земли касается,            Звезда кристальная.Лежит пушистая,            Снежинка смелая.Какая чистая,            Какая белая!***                                    Константин БальмонтЗимаПоля затянуты недвижной пеленой.Пушисто-белыми снегами.Как будто навсегда простился мир с Весной,С ее цветками и листками.Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.Одна метель поет, рыдая.Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.Опять вернется Молодая.Она пока пошла бродить в чужих краях,Чтоб мир изведал сновиденья.Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,И вьюгу слушает как пенье. ***                                          Евгений БаратынскийГде сладкий шепотМоих лесов?Потоков ропот,Цветы лугов?Деревья голы;Ковер зимыПокрыл холмы,Луга и долы.Под ледянойСвоей коройРучей немеет;Все цепенеет,Лишь ветер злой,Бушуя, воетИ небо кроетСедою мглой.***                                      Афанасий ФетКот поёт, глаза прищуря;Мальчик дремлет на ковре.На дворе играет буря,Ветер свищет на дворе."Полно тут тебе валяться, -Спрячь игрушки да вставай!Подойди ко мне прощаться,Да и спать себе ступай".Мальчик встал, а кот глазамиПроводил и все поёт;В окна снег валит клоками,Буря свищет у ворот.***                                           Афанасий ФетМама! глянь-ка из окошка -Знать, вчера недаром кошкаУмывала нос:Грязи нет, весь двор одело,Посветлело, побелело -Видно, есть мороз.Не колючий, светло-синийПо ветвям развешен иней -Погляди хоть ты!Словно кто-то тороватыйСвежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты.Уж теперь не будет спору:За салазки да и в горуВесело бежать!Правда, мама? Не откажешь,А сама, наверно, скажешь:"Ну, скорей гулять!"***                                      Афанасий ФетЧудная картина,Как ты мне родна:Белая равнина,Полная луна,Свет небес высоких,И блестящий снег,И саней далекихОдинокий бег.***                                     Афанасий ФетСкрип шагов вдоль улиц белых,               Огоньки вдали;На стенах оледенелых               Блещут хрустали.От ресниц нависнул в очи               Серебристый пух,Тишина холодной ночи               Занимает дух.Ветер спит, и все немеет,               Только бы уснуть;Ясный воздух сам робеет               На мороз дохнуть.***                                          Самуил МаршакКруглый год. ЯнварьОткрываем календарь -Начинается январь.В январе, в январеМного снегу во дворе.Снег - на крыше, на крылечке.Солнце в небе голубом.В нашем доме топят печки,В небо дым идет столбом.***                                       Самуил МаршакКруглый год. ФевральДуют ветры в феврале,Воют в трубах громко.Змейкой вьется по землеЛегкая поземка.Над Кремлевскою стеной -Самолетов звенья.Слава армии роднойВ день ее рожденья!***                                         Сергей МихалеовБелые стихиСнег кружится,Снег ложится -Снег! Снег! Снег!Рады снегу зверь и птицаИ, конечно, человек!Рады серые синички:На морозе мерзнут птички,Выпал снег - упал мороз!Кошка снегом моет нос.У щенка на черной спинкеТают белые снежинки.Тротуары замело,Все вокруг белым-бело:Снего-снего-снегопад!Хватит дела для лопат,Для лопат и для скребков,Для больших грузовиков.Снег кружится,Снег ложится -Снег! Снег! Снег!Рады снегу зверь и птицаИ, конечно, человек!Только дворник, только дворникГоворит: - Я этот вторникНе забуду никогда!Снегопад для нас - беда!Целый день скребок скребет,Целый день метла метет.Сто потов с меня сошло,А кругом опять бело!Снег! Снег! Снег!***                                         Фёдор Тютчев           Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.           И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...            Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.***                                          Александр ПушкинКакая ночь! Мороз трескучий,На небе ни единой тучи;Как шитый полог, синий сводПестреет частыми звездами.В домах все тёмно. У воротЗатворы с тяжкими замками.Везде покоится народ;Утих и шум, и крик торговый;Лишь только лает страж дворовыйДа цепью звонкою гремит.И вся Москва покойно спит...***                                      Александр ПушкинЗима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж отморозил пальчик:Ему и больно и смешно,А мать грозит ему в окно.***                                       Пушкин АлександрЗимняя дорогаСквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне.***                                         Александр Пушкин(2 НОЯБРЯ) Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаюСлугу, несущего мне утром чашку чаю,Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?Пороша есть иль нет? и можно ли постельПокинуть для седла, иль лучше до обедаВозиться с старыми журналами соседа?Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,И рысью по полю при первом свете дня;Арапники в руках, собаки вслед за нами;Глядим на бледный снег прилежными глазами;Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,Двух зайцев протравив, являемся домой.Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;По капле, медленно глотаю скуки яд.Читать хочу; глаза над буквами скользят,А мысли далеко... Я книгу закрываю;Беру перо, сижу; насильно вырываюУ музы дремлющей несвязные слова.Ко звуку звук нейдет... Теряю все праваНад рифмой, над моей прислужницею странной:Стих вяло тянется, холодный и туманный.Усталый, с лирою я прекращаю спор...***Зимний вечерБуря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит.Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена?Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девицаЗа водой поутру шла.Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя: где же кружка?Сердцу будет веселей.***                                      Иван НикитинПоутру вчера дождьВ стёкла окон стучал,Над землёю туманОблаками вставал....В полдень дождь пересталИ, что белый пушок,Начал падать снежок.Ночь прошла. Рассвело.Нет нигде облачка.Воздух лёгок и чист,И замёрзла река.Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.Есть раздолье у нас, -Где угодно гуляй:Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.Нам не стать привыкать, -Пусть мороз твой трещит:Наша русская кровьНа морозе горит!***                                          Иван НикитинЗимняя ночь в деревнеВесело сияетМесяц над селом;Белый снег сверкаетСиним огоньком.Месяца лучамиБожий храм облит;Крест под облаками,Как свеча, горит.Пусто, одинокоСонное село;Вьюгами глубокоИзбы занесло.Тишина немаяВ улицах пустых,И не слышно лаяПсов сторожевых...***                                          Валерий БрюсовПервый снегСеребро, огни и блестки,-Целый мир из серебра!В жемчугах горят березки,Черно-голые вчера.Это - область чьей-то грезы,Это - призраки и сны!Все предметы старой прозыВолшебством озарены.Экипажи, пешеходы,На лазури белый дым.Жизнь людей и жизнь природыПолны новым и святым.Воплощение мечтаний,Жизни с грезою игра,Этот мир очарований,Этот мир из серебра!***                                       Александр ПрокофьевЗимушка-зимаПо дороге по прямойШла зима с морозами,Шла зима к себе домой –Снег стелила розовый.За зимою две метелиСнег тот веяли, мели,Снег взвивали, как хотели,И кидали хрустали.                                        Сергей КозловСнежинкиЗа окошком — вьюга,За окошком — тьма,Глядя друг на друга,Спят в снегу дома.А снежинки кружатся -Все им нипочем! -В легких платьях с кружевцем,С голеньким плечом.Медвежонок плюшевыйСпит в углу своемИ в пол-уха слушаетВьюгу за окном.Старая, седая,С ледяной клюкой,Вьюга ковыляетБабою-ягой.А снежинки кружатся -Все им нипочем! -В легких платьях с кружевцем,С голеньким плечом.Тоненькие ножки -Мягкие сапожки,Белый башмачок -Звонкий каблучок.***                                      Александр ЯшинПокормите птицПокормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну!                                        Даниил ХармсДворник-дед МорозВ шубе, в шапке, в душегрейкеДворник трубочку курил,И, усевшись на скамейке,Дворник снегу говорил:"Ты летаешь или таешь?Ничего тут не поймешь!Подметаешь, разметаешь,Только без толку метешь!Да к чему я говорю?Сяду я да покурю".Дворник трубку курит, курит...И глаза от снега щурит,И вздыхает, и зевает,И внезапно засыпает.Глянь-ка, Маня... — крикнул Ваня.Видишь, чучело сидитИ глазами-уголькамиНа метлу свою глядит.Дед Мороз и детиЭто вроде снежной бабки,Или просто Дед Мороз,Ну-ка дай ему по шапке,Да схвати его за нос!"А оно как зарычит!Как ногами застучит!Да как вскочит со скамейки,Да по-русски закричит:"Будет вам ужо мороз —Как хватать меня за нос!"***                                         Даниил ХармсЯ шел зимою вдоль болотаВ галошах,В шляпеИ в очках.Вдpyг по pеке пронесся кто-то металлическихКрючках.Я побежал скорее к речке,А он бегом пустился в лес,К ногам приделал две дощечки,Присел,ПодпpыгнyлИ исчез.И долго я стоял y речки,И долго думал, сняв очки:"Какие странныеДощечкиИ непонятныеКрючки!" ***                                        Михаил ИсаковскийЗимний вечерЗа окошком в белом поле –Сумрак, ветер, снеговей...Ты сидишь, наверно, в школе,В светлой комнатке своей.Зимний вечер коротая,Наклонилась над столом:То ли пишешь, то ль читаешь,То ли думаешь о чем.Кончен день – и в классах пусто,В старом доме тишина,И тебе немножко грустно,Что сегодня ты одна.Из-за ветра, из-за вьюгиОпустели все пути,Не придут к тебе подругиВместе вечер провести.Замела метель дорожки, –Пробираться нелегко.Но огонь в твоем окошкеВиден очень далеко.***                                       Сергей ЕсенинПоет зима - аукает,Мохнатый лес баюкает    Стозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекую    Седые облака.А по двору метелицаКовром шелковым стелется,    Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,    Прижались у окна.Озябли пташки малыеГолодные, усталые,    И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешенным    И злится все сильней.И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежные    У мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца ясная    Красавица весна.***                                       Сергей ЕсенинБерёзаБелая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.***                                      Александр БлокВетхая избушкаВетхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег...Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом...В снежном доме будетРезвая игра...Пальчики застудят, -По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна -Ан уж дом растаял,На дворе - весна!***                                        Некрасов НиколайМужичок с ноготокОднажды, в студеную зимнюю поруЯ из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз.И шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах... а сам с ноготок!«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —«Уж больно ты грозен, как я погляжу!Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.(В лесу раздавался топор дровосека.) —«А что, у отца-то большая семья?» —Семья-то большая, да два человекаВсего мужиков-то: отец мой да я... —«Так вон оно что! А как звать тебя?»— Власом. — «А кой тебе годик?» —Шестой миновал...- Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,Рванул под уздцы и быстрей зашагал.                                            Николай НекрасовСнежокСнежок порхает, кружится,На улице бело.И превратились лужицыВ холодное стекло.Где летом пели зяблики,Сегодня - посмотри! -Как розовые яблоки,На ветках снегири.Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух,И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.***- Для кого поешь, пурга,В серебристые рога?- Для малюток-медвежат,Что в берлоге крепко спят.***                                      Иван БунинПервый снегЗимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На пруды, на сад пустынныйПервым снегом понесло.И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей.***                                             А.С. ПушкинЗимнее утроМороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче... погляди в окно:Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.***                                          Александр ПушкинИдет волшебница - зима,Пришла, рассыпалась клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.Снег! Снег! Снег!***                                            Александр ПушкинВот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдёт волшебница - зима,Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки - зимы.***                                       Пушкин АлександрИз романа «Евгений Онегин»В тот год осенняя погодаСтояла долго на дворе,Зимы ждала, ждала природа.Снег выпал только в январеНа третье в ночь. Проснувшись рано,В окно увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Куртины, кровли и забор,На стеклах легкие узоры,Деревья в зимнем серебре,Сорок веселых на двореИ мягко устланные горыЗимы блистательным ковром.Все ярко, все бело кругом.***                                        Константин ФофановНарядили елку в праздничное платье:В пестрые гирлянды, в яркие огни,И стоит, сверкая, елка в пышном зале,С грустью вспоминая про былые дни.Снится елке вечер, месячный и звёздный,Снежная поляна, грустный плач волковИ соседи-сосны, в мантии морозной,Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.И стоят соседи в сумрачной печали,Грезят и роняют белый снег с ветвей...Грезятся им елка в освещенном зале,Хохот и рассказы радостных детей.***                                          Борис ПастернакЗимняя ночьНе поправить дня усильями светилен,Не поднять теням крещенских покрывал.На земле зима, и дым огней бессиленРаспрямить дома, полегшие вповал.Булки фонарей и пышки крыш, и чернымПо белу в снегу - косяк особняка:Это - барский дом, и я в нем гувернером.Я один - я спать услал ученика.Никого не ждут. Но - наглухо портьеру.Тротуар в буграх, крыльцо заметено.Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй!И уверь меня, что я с тобой - одно.Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.Кто открыл ей сроки, кто навел на след?Тот удар - исток всего. До остального,Милостью ее, теперь мне дела нет.Тротуар в буграх. Меж снеговых развалинВмерзшие бутылки голых черных льдин.Булки фонарей. и на трубе, как филин,Потонувший в перьях, нелюдимый дым.***                                        Александр ТвардовскийОпять зимаКружась легко и неумело,Снежинка села на стекло.Шел ночью снег густой и белый -От снега в комнате светло.Чуть порошит пушок летучий,И солнце зимнее встает.Как каждый день, полней и лучше,Полней и лучше новый год…Зимние картинкиЩенка прогуливает тетя.Щенок расстался с поводком.И вот на бреющем полетеЛетят вороны за щенком.Сверкает снегКакая малость!Печаль, куда же ты девалась?***                                         Агния БартоНаступили холодаВетер на терраске,Холодно в коляске!На Андрейке — телогрейки,Кофты, рукавицы,Полосатый шарф АндрейкеПринесли сестрицы.Он сидит, едва дыша,В телогрейке пёстрой.Как на полюс, малышаСнарядили сестры.— Привыкай и к холодам! -Объясняет Света. -И зима приходит к нам,А не только лето.***                                          Давид СамойловЗима насталаВ первую неделюОстекленелиГлаза воды.Во вторую неделюЗакоченелиПлечи земли.В третью неделюЗагуделиМетелиЗимы.В первую неделюЯ духом пал.Во вторую неделюЯ чуда ждал.А в третью неделю,Как снег упал,Хорошо мне стало,Зима настала. ***                                         Иван СуриковЗимаБелый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсё его одело.Тёмный лес что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно…Божьи дни коротки,Солнце светит мало, -Вот пришли морозцы -И зима настала.