Занятие с элементами тренинга "Умение сказать "Нет"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие с элементами тренинга "Умение сказать "Нет"
Автор: Якушева Татьяна Юрьевна
Занятие с элементами тренинга«Умение сказать «Нет»Разработала: педагог-психолог РПЛ Якушева Т.Ю.2017/18 учебный годЦель :обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Задачи :повышение уровня информированности студентов о проблеме наркомании;изменение отношения студентов к наркомании;умение сказать «Нет наркотикам»;формирование мотивации к сохранению здоровья.Ход занятия:Следует игра-разминка: Участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.Упражнение «Мозговой штурм»Психолог просит группу ответить на вопросы:существует ли проблема наркомании в нашем обществе?сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?Вы наверное догадались о чем пойдет сегодня разговор?Игра «Ассоциации» Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.Для игры необходимы ручки и листы бумаги.Дается задание: «назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - «наркотики», «наркомания», «зависимость».После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.Упражнение «Путь утрат»Каждому подростку раздается по 8 карточек (8*5 см)Всех участников просят на писать на первых двух карточках самую любимую еду или лакомство — по одному на каждой карточке. На следующих двух напишите по одному любимому занятию, увлечению, хобби – тоже по одному на каждой карточкеТакже заполните следующие две карточки – напишите на каждой по одной важной жизненной цели или мечтеНа следующих двух карточках напишите имена самых любимых, самых значимых для вас людей.Теперь вы держите в руках нечто очень ценное для вас. Представьте, что в вашей жизни что-то произошло, и в результате вам приходится чем — то пожертвовать. Скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стуломВскоре вам приходится снова чем-то жертвовать. Снова вы берете, чем вы готовы жертвовать. Снова комкаете бумажку и бросьте рядом со своим стулом, и так пока все бумажки будут уничтожены (это может вызвать бурные эмоции участников).Психолог говорит: «Сейчас соберите все свои карточки, расправьте их. Вы никого и ничего не потеряли. Представьте их перед собой. Подумайте, как хорошо, что они есть».Игра «Марионетки» Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:•Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?• Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? • Хотелось ли что-либо сделать самому?Умение говорить «нет» - это социальный навык, который в наше время необходим.Научиться говорить «нет» необходимо для того, чтобы жить СВОЕЙ жизнью, для того, чтобы сделать свою жизнь КОМФОРТНОЙ, для того, чтобы не делать ЧУЖУЮ РАБОТУ, для того, чтобы не делать того, что ты не хочешь. Именно поэтому у нас всегда должна быть способность защитить свою территорию, свою семью, себя и свои интересы!Тренинг «Да» и «Нет».Один из участников предлагает что-то сделать, другой отказывается. При этом нельзя произносить слово «Нет».Игра «Отказ» Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. «Вверх по радуге» Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.Ведущий предлагает упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.Рефлексия Психолог предлагает по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Психолог:Вы имеете право: - иногда ставить себя на первое место; - просить о помощи, когда она необходима; - протестовать против несправедливого обращения или критики; - иметь свое собственное мнение или убеждение; - говорить «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»; - побыть одному, даже если другим хочется вашего общества. Вы никогда не обязаны: - быть безупречным на 100%; - следовать за всеми; -извиняться за то, что вы были самим собой; - мириться с неприятной вам ситуацией; - жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было. ПамяткаКак научиться говорить слово «НЕТ».Приёмы, которые работают:Если сразу отказать не получается, надо воспользоваться паузой, то есть уйти от прямого контакта, ведь трудно отказать, глядя просителю в глаза, легче попросить время на обдумывание, а затем перезвонить и отказаться.Если на вас «давят» в принятии решения, перехватите инициативу. Мой хороший знакомый так вёл себя с назойливыми цыганами: когда очередная толпа цыган «облепляла» его с возгласами «дай погадаю» он выступал со встречной, не менее настойчивой просьбой – «дай 15 рублей на проезд» и уверениями непременно отдать. Толпа цыган рассеивалась за секунды.Подбирайте синонимы к слову «Нет!». Все дело в том, что самое трудное – это именно сказать слово «Нет!» или слово с отрицательной частицей. Поэтому придумайте другую словесную форму для отказа: мне хотелось бы помочь, но…, я прошу прощения, но…, это очень интересное предложение, но…. я с удовольствием это попробую, но…Если вы идёте на неприятную беседу и заранее понимаете, что вас будут о чём-то просить – приготовьте заранее обдуманный отказ.Придумайте авторитет. Очень хороший, хотя немного хитрый прием – это, отказывая, сослаться на отрицательное отношение к данному вопросу кого-то из своих близких или друзей, которые являются для просящего непререкаемым авторитетом.Шутите. Отказ шуткой говорится и принимается легче. "Пойдем сегодня погуляем?" - "С тобой - никогда!"Дайте обоснование, а не оправдание. Предложить альтернативу. «Я не хочу идти сегодня в кино, мне оно не интересно. Подумай, может с тобой кто-нибудь еще соберется? У нас ведь кто-то еще хотел посмотреть этот фильм!"Если же на ваш отказ собеседник начинает давить и играть на ваших чувствах, то дело уже не в вашем умении и неумении говорить «нет», а в том, что ваш собеседник вами манипулирует. Можете ему просто сказать: "Не дави на меня!" (вариант: "У меня такое ощущение, что ты на меня давишь!"), и если вы можете сказать это спокойно и глядя в глаза, ситуация перейдет под ваш контроль.Сильный и уверенный в себе человек не сердится ни на себя, ни на собеседника за свой вынужденный отказ, не ругается по этому поводу ни на кого и не устраивает ни себе, ни другим неприятности.На обиженных воду возят. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом. «Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». В данной ситуации можно сказать практически то же самое: если человек, просящий вас об одолжении, не способен войти в ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко иллюстрирует его истинное к вам отношение.Заставьте себя уважать. Как это ни печально осознавать, но во многих подобных случаях ваши близкие и друзья просто «сели вам на голову». Пора бы их оттуда снять. Как только вы откажете кому-то в первый раз, то увидите, насколько изменится отношение к вам окружающих. Вас просто начнут уважать. Это, конечно, не значит, что вас не уважали до сих пор. Но вас начнут уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что впредь к вам будут обращаться только по действительно важным вопросам.