"Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Глущенко Альфия Фапитовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 152 для детей с ОВЗ» г. Перми. Обобщение опыта дистанционного обучения детей с ОВЗ.Школа №152 является Центром Инновационного Опыта по инклюзивному образованию. В школе обучается 225 учеников по восьми образовательным программам, из них- 42 учащихся на индивидуальном домашнем обучении. Исходя из потребностей обучающихся, школа включилась в федеральный проект «Дистанционное образование детей- инвалидов» в 2010 году. В рамках проекта было предоставлено компьютерное оборудование детям и оборудованы рабочие места педагогам, обучающих их. Все участники обеспечены бесплатным доступом к сети Интернет. Учителя, обучающие детей в рамках проекта прошли обучение по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет- технологий» в Московском институте открытого образования на базе центра дистанционного обучения г. Перми и получили сертификаты.Оборудование предоставленное в рамках проекта по годам:В этом году по программе дистанционного обучения учатся -3 человека. Одним из которых является мой ученик. Кирилл - ребёнок-инвалид с тяжёлой формой ДЦП. Когда мы с ним познакомились, у него было тяжёлое нарушение речи, тяжелейшее нарушение опорно-двигательного аппарата, солнечная улыбка и желание всему научиться. Первый год обучения был самым сложным. В течении всего года я пыталась научить его держать ручку, писала буквы его рукой, но всё без результата. Трудности при овладении письмом учащимися с церебральным параличом связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти.Были и проблемы с чтением, Кирилл всё время терял строчку.Учащиеся с церебральным параличом не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо. Но я знала, что это ребёнок с сохранным интеллектом и у нас всё должно получиться. Однажды на уроке математики я предложила Кириллу собрать ракету из геометрических фигур. Мальчик долго не мог передвинуть фигурки с помощью рук и предложил спуститься на пол, и стал передвигать фигурки языком. Этот момент стал ключевым в его развитии. С мамой Кирилла мы решили попробовать , чтобы он стал печатать языком на компьютере и дело пошло.После того как предоставили дистанционное оборудование, Кирилл пользуясь специальной мышкой, научился рисовать на компьютере в программе «Power Point», но больше ему нравится в документе « Word» пользоваться вставками. При помощи вставок он рисует модели придуманных машин. После того как я проучилась на курсах дистанционного обучения, мы с Кириллом стали пользоваться программой « Skype».Кирилл не любит выполнять домашнее задание по чтению, так как не может сам при чтении переворачивать страницы, да и теряет строчку. Пользуясь программой « Skype» и функцией «демонстрация экрана» мы с Кириллом читаем домашнее задание. Удобно, что для исправления ошибок, можно выделить фрагмент текста и перечитать. Так же при выполнении письменных заданий, пользуемся обратной связью. Контрольные работы Кирилл иногда выполняет вместе с классом дистанционно. У младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения наблюдается эгоцентризм, себялюбие, требовательность. Это связано с тем, что развитие таких детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. С Кириллом этого не происходит так, как он очень активно участвует в разных конкурсах. Так мы с ним выиграли главный приз, участвуя в интернет конкурсе: путёвку на паралимпиаду в Сочи. Для этого нужно было составить презентацию на тему «Почему я должен поехать в Сочи». Кирилл является победителем многих школьных конкурсов, школьных сследовательских проектов. А сейчас увлёкся сочинительством. Занял1 место во Всероссийском конкурсе в номинации «Юный писатель».Таким образом можно сделать вывод: задача дистанционного обучения - учесть возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с ОВЗ, оказать помощь в получении индивидуального образования, в котором будут сочетаться различные формы обучения, включая дистанционное. Также, необходимо обеспечить развитие творческих способностей, культурное развитие, навыки самостоятельной деятельности, социализацию. Обучение должно быть направлено на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в жизни. Привлечение родителей к занятиям детей даст возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, почувствовать себя уверенней и, в конечном счете, преодолеть трудности, характерные для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.