"Путешествие с Весной"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие с Весной"
Автор: Дмитриева Вера Леонидовна

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию «Путешествие с Весной»Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.Задачи: 1.Дидактическая:
  • Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
  • 2.Коррекционная:
  • Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
  • Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • 3.Воспитательная:
  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Структура занятия:
  • Получение письма от волшебника
  • Сочинение продолжения сказки
  • Игра «сравни и назови»
  • Упражнение на релаксацию «нарисуем то, о чём мы говорили»
  • Игра «хорошо-плохо»
  • Пальчиковая гимнастика с прищепками
  • Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
  • Словесная игра «за что я люблю весну»
  • Сюрпризный момент «солнышко в подарок»
  • Ход занятия:ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Воспитатель: Ребята, сегодня утром у дверей в нашу группу я обнаружила конверт. Я думаю что оно пришло от волшебника, потому что на обратной стороне здесь написано «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (ответы детей)Дети с воспитателем садятся на ковёр и читают письмо. Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, лето и Осень. Жили они дружно и поочереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «Небеспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Но в конверте лежат ещё карточки (лампочка, костёр и солнце). Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?«Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?»ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны её закончить. - Солнце жёлтое, как…(одуванчик) - Солнце круглое, как…(мячик) - Солнце ласковое, как…(мама, бабушка) - Солнце румяное, как…(блинчик) Воспитатель: « Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? Конечно, нет!»Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть ещё карточки. Восп.: « Я думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Развешать карточки с признаками ранней весны. Ответы детей: - Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать. - Начал таять снег. - Потекли ручьи. - Зазвенела капель.Восп.: «А что же было дальше?»Выставить карточку с набухшими и лопнувшими почками. Ответы детей: - Вода напоила землю - На деревьях набухли почки, стали появляться листочки Восп.: «Но ещё раньше, чем появятся листочки, появляются из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленеет молодая травка и появятся первые листочки на деревьях.А сейчас я приглашаю вас на полянку. Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чём мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: солнце, сосульки, капель, ручейки, деревья, почки, листочки и погладили спинку. Восп.: «Ну и вот появляются первые цветы, распускаются листики, появляется зелёненькая травка, а в травке кто? Конечно же насекомые! А каких насекомых вы знаете? Ответы детей: - Гусеницы - Жуки - Муравьи - Мухи Восп.: А как вы думаете, кто этому обрадовался? Ответы детей: Птицы Звучит аудиозапись «Голоса птиц» Восп.: «Закройте пожалуйста глаза, и послушайте. Что вы слышите? (птичье пение) Проводится игра «Хорошо – плохо» Восп.: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелётные). Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?» Ответы детей: - Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. - Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год. Восп.: «А что плохого в том что птицы улетают от нас?» Ответы детей: - Мы не видим птиц, не слышим их пения. - Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелётных птиц. Восп.: Посмотрите, вот сидят перелётные птицы, каких перелётных птиц вы знаете? Ответы детей: - Скворец - Жаворонок - Грач - Иволга - Трясогузка - Соловей Восп.: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (строят гнёзда) Давайте поможем птичке построить гнездо. Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками. Воспитатель ставит птичку и гнездо, а дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо. Воспитатель выставляет карточку с изображением зайца после линьки. Восп.: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны? Ответы детей: - Животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий и редкий. - Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми. Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черёмуха, яблоня, вишня, сирень. Восп.: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» (зацветают деревья и кустарники). Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало». Каждый ребёнок говорит по одному предложению, используя опорные картинки. Ответы детей: - Солнце греет ярче чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут весёлые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более лёгкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья. Восп.: « Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее) Затем воспитатель приглашает детей на ковёр сесть в кружок.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Восп.: «Скажите, вы любите весну?» (ответы детей). Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу. Дети произносят по предложению (например: я люблю весну за весёлую, звонкую капель) и вытягивают ленту. Восп.: «Посмотрите, что у нас получилось? (солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздаёт детям в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.