«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие педагогов с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Карташова Ольга Васильевна
«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»В-ль:Карташова О.ВСтатья написана в соавторстве с учителем - логопедом Лисициной О.Ю. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать информацию. Наша речь не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Формирование связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики вообще и логопедии – в частности. ФГОС ДО выделяет «развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи (в связи с насаждением экранов телевизоров западными мультфильмами). Всё это создает угрозу языковой катастрофы. Как следствие, все чаще наблюдаются нарушения в речи детей: недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы. Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:- ухудшение здоровья детей;- неблагополучное социальное окружение ребёнка; - пассивность и неосведомлённость родителей в данной области; - большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е. Смирнова) Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Нарушение формирования основных языковых компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) при ОНР неизбежно отражается на формировании связной речи, начиная с диалогических ее форм (вопрос – ответ) и заканчивая монологом (авторское описание, повествование, рассуждение на тему). По данным нашего образовательного учреждения, количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в помощи логопеда, составило: в 2014-2015 уч. г. - 80 %; в 2015-2016 уч. г. - 83%. Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата. Ориентируясь на рекомендации Т. В. Коротковой, мы определили категории проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с детьми:- гиперопека, которая подавляет активность ребёнка, его стремление к самостоятельности;- родители часто не обладают специальными психолого – педагогическими знаниями;- многие родители испытывают педагогическую неуверенность или недооценивают проблемы в развитии ребёнка. В федеральных государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка. Одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем. Исходя из выше изложенного, целью нашей работы стало: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы. Задачи:• выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;• повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы; • проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей. Ожидаемые результаты: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, положительное влияние на различные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Работу с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста определили в 3 этапа. 1 этап — подготовительный (информационно-аналитический) Для повышения активности родителей в области взаимодействия с педагогами провели соцобследование семей воспитанников и анкетирование родителей. Получив реальную картину, мы проанализировали особенности семьи и выявили уровень компетентности в вопросах речевого развития. На основе собранных данных выработали тактику своего общения с каждым родителем. Что помогло лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 2 этап — основной (практический) На данном этапе нами разработан перспективный план, включающий в себя разнообразные интерактивные формы работы с родителями, которые позволят им осознать роль семьи в речевом развитии детей. 3 этап — заключительный (контрольно-диагностический) На данном этапе провели анализ эффективности интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию. Данная работа позволила сделать выводы о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении. Раскроем некоторые из интерактивных форм работы с родителями, оказавшиеся наиболее действенными в нашей работе. Одной из таких форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Семейного клуба». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции, передачи семейного опыта в вопросах речевого развития детей. В работе нашего семейного клуба «Речевичок», принимают участие не только родители и педагоги нашего учреждения, но и социальные партнеры (специалисты других учреждений). Содержание заседаний клуба определяем по результатам собеседований и анкет. Стержнем работы клуба является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом. В заключение раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая форма проведения с использованием игр, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Так, например, в рамках работы клуба был проведен «Круглый стол» по теме «Словесные игры в кругу семьи». Родители делились опытом по данному вопросу, обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с развитием и поддержанием интереса детей к таким играм в домашних условиях. Широко используется нами такая форма работы с родителями, как занятия - практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком. Положительно зарекомендовали себя семинары – практикумы для родителей. Тема одного из них звучала так - «Речь наших детей», в ходе которого участники вспомнили пословицы о речи, слове; обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы в речевом развитии дошкольников; обсуждались проблемы создания условий для развития связной речи дома. Ориентируясь, на методические рекомендации Е. П. Арнаутовой, активно применяем игровые методы для активизации и обогащения опыта родителей. Форма таких мероприятий создается игровой мотивацией, выступающей как средство побуждения, стимулирования участников игры к деятельности. В своей работе мы используем: элементы арт-методов (театрально-игровое взаимодействие – совместная постановка сказок) ; игровое моделирование ситуаций и способов родительского поведения при взаимодействии с ребёнком; тренинговые задания с элементами игровых действий («Расскажи сказку с разной интонацией», «Диалог от лица сказочного героя» и д. р.) Шагая в ногу со временем, в своей работе мы используем одну из современных форм взаимодействия с родителями «проектный метод», который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия, обозначаемый словом "сотрудничество". Так, в рамках проекта «Как создается книга? », для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где ребята познакомились с историей первых книг. Полученные дошкольниками знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный лэпбук «История создания книги». Одним из методов активизации родителей формой является такая форма работы как тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе реализации этих акций решаются задачи речевого развития: обогащается активный словарь, развивается правильная, грамматически правильная диалогическая речь, дети знакомятся с книжной культурой, детской литературой. В ходе проведения тематической акции "Пришли мне чтения доброго", значительно пополнена библиотека группы, часть книг передана в детскую городскую библиотеку. Идея создания передвижной библиотеки оказалась интересна как детям, так и взрослым. На каждую семью заведен читательский формуляр. Книги постоянно находятся в движении, путешествуя из семьи в семью. С цель повышения интереса к книгам провели акцию «Книжки – малышки». При этом родители вместе с детьми выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг. Темы книжек разнообразны, материал, представленный в них, ярко и красочно оформлен. Создание передвижной библиотеки послужило идеей для организации «Банка игр и упражнений», который так же является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой. Осознавая важность подбора художественной литературы для речевого развития детей, мы систематически размещаем информацию по теме «Читаем дома». Большой популярностью у родителей пользуются буклеты с рекомендациями, памятками, «Шкатулка пожеланий». Часто мы практикуем выставки совместных творческих работ родителей и детей: «Страна звуков», «Первая буква моего имени», «Как умелые ручки язычку помогли», «Развиваем речь дома», и др. Такие выставки помогают родителям организовать правильно взаимодействие с ребёнком. Самая популярная и любимая всеми родителями форма работы – досуговая: концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка. Нами были организованы и проведены: «Праздник Речи», развлечение «У истоков слова… », досуг «Аз, буки, веди… » Ориентируясь на рекомендации Т. В. Кротовой, О. Л. Зверевой, для активизации родителей, в конце каждого мероприятия, применяем в своей работе методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Все это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его. Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями по речевому развитию воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии собственных детей. Литература:1. Арнаутова Е. П. Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006.2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М. : ТЦ Сфера, 2016.3. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверенина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. - Волгоград: «Учитель», 2014. 4. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. - С – Пб. : Детство – пресс 2013. 5. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. – М. : Издательство «Учитель», 2014. 6. Цветкова Т. В. Социальное партнёрство детского сада с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2013.