"Образ Твой, над Русью вознесённый..."Знакомство с духовной лирикой Максимилиана Волошина на основе изучения стихотворения "Владимирская Богоматерь"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Образ Твой, над Русью вознесённый..."Знакомство с духовной лирикой Максимилиана Волошина на основе изучения стихотворения "Владимирская Богоматерь"
Автор: Пастухова Маргарита Вениаминовна

Пастухова Маргарита Вениаминовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ СО Баранчинский электромеханический техникум, город Кушва; 1 квалификационная категорияОбраз Твой, над Русью вознесённый …
Знакомство с духовной лирикой Максимилиана Волошина на основе изучения стихотворения Владимирская Богоматерь
Цель: развитие коммуникативной и социокультурной компетентности обучающихся.
Задачи:
1.Познакомить с духовной лирикой поэта Серебряного века – М.А. Волошина, с особенностями реализации авторского замысла в стихотворении Владимирская Богоматерь;
2.Развивать навыки анализа лирического текста;
3.Показать взаимосвязь литературы и иконописи, опираясь на творчество М.А.Волошина;
4.Актуализировать знания обучающихся о православной культуре;
5.Способствовать процессу духовного развития и формированию нравственных ценностей обучающихся.
Подготовка к уроку:
1.Найти материал о происхождении иконы Богоматерь Владимирская, истории ее появления на Руси.
2.Создать слайд-фильм Владимирская Богоматерь.
3.Подготовить текстовой материал (стихотворение М.А. Волошина).
4.Подобрать к уроку духовную музыку.
5.Оформить выставку книг по темам: Культура и искусство Древней Руси, Максимилиан Волошин: жизнь, творчество, судьба.
Всего и надо, что вчитаться,- Боже мой,Всего и дела, что помедлить над строкою - Не пролистнуть нетерпеливою рукою,А задержаться, прочитать
и перечесть.
Юрий ЛевитанскийЭтапы работы:
I. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой)
Икона Владимирской Богоматери – выдающееся творение рук человеческих. Среди самых прославленных изображений Богоматери она занимает одно из первых мест по совершенству художественного выражения великого человеческого чувства материнского страдания и материнского величия.
С рождения и до смерти сопутствовал человеку образ кроткой нашей Владычицы: крестят ли ребёнка, благословляют ли молодых на брак, строят ли дом – всюду виден лик Её светлый. Если в семье беда – к Ней, и если в стране беда – к Ней. Сегодняшний наш урок посвящён знакомству с духовной лирикой Максимилиана Волошина – одного из поэтов Серебряного века, автора стихотворения Владимирская Богоматерь.
II. Словарная работа
Богоматерь, Богородица, духовный, икона, иконопись… Как вы понимаете эти слова? Для дальнейшей работы нам необходимо обратиться к словарю С.И.Ожегова.
Богоматерь, Богородица – в христианской религии: название матери Христа.
Духовный:
1. Относящийся к умственной деятельности, к области духа;
2. Церковный, относящийся к духовенству.
Икона – у верующих: предмет поклонения – живописное изображение бога, святого или святых, образ.
Иконопись – вид религиозной живописи – писание икон.
III. Восприятие нового материала (исторический комментарий об иконе)
Рассмотрим икону: по преданию, Владимирская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым вкушал Спаситель с пречистой Матерью и праведным Иосифом.
В 1165 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар константинопольского патриарха – икону Богоматери.
Великий князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышегородском монастыре близ Киева.
Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И вместо мных сокровищ, взял с собою греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчугу и камней драгоценных (Карамзин Н.М. История государства Российского, глава XV).
Там, во Владимире, построил он в честь Богоматери Успенский собор на высоком берегу Клязьмы. И засияла в том храме икона, и стала называться Владимирской.
Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с ее помощью одержал победу. Слава о чудотворной расходится далеко за пределы Владимиро-Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов.
Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий Донской и все его войско.
Летопись рассказывает о многих чудесах, связанных с этой иконой. Вот одно из них. В 1395 году великий Тамерлан, завоевавший уже почти весь Восток, с войском в 400 тысяч человек пошел на Русь. С ужасом слушали московские люди рассказы беженцев о несметных пролчищах завоевателей, о том, как тысячи жителей городов и сел угоняются в плен, в рабство. Враг уже прошел саратовские степи и вторгся в рязанские земли, захватил город Елец и двинулся прямо к Москве.
Князь Василий Дмитриевич собрал войско, выступил к Коломне и готовился у берегов Оки встретить врага. Но войско князя намного меньше, чем у Тамерлана, своими силами с врагом не справиться. И повелел тогда князь отправить посольство во Владимир за чудотворной иконой. Владимирцы со слезами провожали свою святыню, и на всем пути люди выходили навстречу иконе и молились о спасении Руси.
И, как говорит летописец, произошло чудо. В тот самый час, когда в Москве торжественный крестный ход встретил эту икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушел от Москвы. Было это 26 августа.
С тех пор икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси.
В XV веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиоравенти построил Успенский собор, и там поместили эту икону. Предание рассказывает, что она еще не раз спасала Москву от врагов.
В Успенском соборе в Московском кремле икона находилась вплоть до Октябрьской революции.
В 1918 году икону изъяли из Успенского собора и передали в 1926 г. в Государственный исторический музей. С 1930 года икона находится в Третьяковской галерее.
IV. Сообщение обучающегося о жизни и творчестве М. А.Волошина
Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 г. в Духов день — 16 мая. Отец — А. М. Кириенко-Волошин, по происхождению из запорожских казаков, — после рождения сына оставил семью и вскоре умер. Воспитанием ребёнка занималась мать — Елена Оттобальдовна. Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей, домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил многое наизусть из русской классики. На его развитие влияли французские писатели, позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной. С детства он бредит стихами и даже молится о том, чтобы стать поэтом. Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность, как и в Московском университете, куда поступил в 1897г. он поступил на юридический факультет Московского университета.
В 1899г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете, Волошин всё же покинул Москву. В 1901г. он переехал в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием.
В той среде, которая окружала его в Париже, увлекались средневековой и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на особый, данный свыше путь для духовных исканий оказались чрезвычайно близкими Волошину. Противник всякого насилия над личностью – религиозного или политического, – искатель тайных связей между минувшим и настоящим, Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный. Духовную сущность он обрел не в Париже, а в Киммерии – так вслед за древними греками он называл восточную часть Крыма. Здесь, в Коктебеле, где Волошин впервые побывал в 1893г., он начал спустя десять лет строить по собственным чертежам дом, названный им впоследствии Домом Поэта. Коктебель, запечатленный в стихах, акварелях, образе жизни, наконец, в самом Доме поэта, остается значительным, подлинно нерукотворным плодом деятельности жизнетворческого духа Волошина (слайд № 11). Сюда поэт приезжал в 1907г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой – Маргаритой Сабашниковой.
Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916г., чтобы поселиться уже навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу: Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе – Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем матери Марии. Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…. В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения. Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери – человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься. В 1929г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился. В своём завещании Максимилиан Волошин просил похоронить его на горе, с которой открывался вид на Коктебельскую бухту. После его смерти, которая произошла 11 августа 1932г., воля поэта была исполнена.
Интересы его были на удивление разносторонни: астрономия, геология, биология. Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только поэзия. Ещё в 1902г. он начал писать маслом, а в середине 10-х гг. – акварелью. Если поэзия Волошина тяготеет к живописной выразительности и красочности, то его живопись – акварельные пейзажи – стараются быть осуществлением сформулированных в слове художественных идей: многие акварели имеют подписи – микростихотворения в одну или несколько строк. В соединении слова с рисунком Волошин стремился, как он сам указывал, к симфоническому, а не унисонному сочетанию, в котором акварель служит только музыкальным аккомпанементом (слайды № 12,13).
В 10-х гг. Волошин написал ряд статей, которые печатались в газетах под общей рубрикой Лики творчества. Создавая в своих статьях цельный лик художника, он не только анализировал произведения, но глубоко проникал в душу поэта. В 1910г. в Москве вышел первый поэтический сборник Максимилиана Волошина, неброско названный Стихотворения. 1900-1910 . Автор включил в него уже печатавшиеся в периодических изданиях стихи – и ранние и более поздние. Большинство их написано под влиянием современных французских поэтов, у которых Волошин учился чеканности формы, точности эпитетов, ясности поэтических образов, умению зримо рисовать окружающий мир. С начала войны я уже не писал больше чистой лирики… – признавался Волошин.
Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество и православие России.
V. Анализ лирического стихотворения
О великой святыне Православной церкви и русского народа, молитвенном символе единения народа под небесным покровом Царицы Небесной – Владимирской иконе Божьей Матери в 1929 году пишет стихотворение Владимирская Богоматерь М. Волошин.
Поэт увидел икону Владимирской Богоматери в московском музее. Тогда ее только недавно отреставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусств, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.
Прочитайте стихотворение М.А. Волошина Владимирская Богоматерь, подумайте, как поэт описывает эту икону? Что можно сказать о композиции стихотворения?
Это стихотворение можно разделить на две неравные части. В первой (от начала до строки как живой, меняет выраженье) – поэт говорит о своём видении знаменитой святыни, её композиции и художественных особенностях; во второй – о её роли в истории земли русской, в государственной и духовной жизни народа.
Из множества событий в истории Древней Руси, прямо или косвенно связанных с Владимирской иконой Божьей матери и Её заступничеством, Волошин выбирает те, которые сыграли важную роль в последующей судьбы страны.
О каких событиях рассказывает М. Волошин в стихотворении, перечислите их.
Чудотворная икона пребывает в Вышгороде – и великокняжеским стольным градом остаётся древний Киев; икона переходит во Владимир – и великокняжий престол примерно на 200 лет перемещается в новую столицу на Клязьму; икону оставляют в Москве – и начинается непростое, но неуклонное возвышение Московского княжества и его престольного града. По воле Божией чудотворная Владимирская икона Божией Матери через своих боголюбивых почитателей (святого князя Андрея, князя Василия Дмитриевича, святителя Киприана) направляет государственную, политическую и военную жизнь страны, обеспечивает преемственность великокняжеской, позже царской власти, а в тяжёлые времена осеняет своим покровом, оказывает реальную помощь, являет заступничество).
Другие исторические и легендарные сведения Волошин пропускает в своём стихотворении, но вместо того вдохновенно рисует словесную икону: Русь, русский народ в молитвенном общении с Владимирской иконой Божией Матери.
Какова, с точки зрения Волошина, роль иконы Владимирской Божьей Матери в жизни русского народа?
К иконе приходят с молением о Руси, с мольбой о заступничестве воины – и икона в сверканье Литургии напутствует воинов, отправляющихся защищать Отечество.
Икона слышит молитвы цепких сбирателей земли и помогает им в преодолении розни и междоусобиц. К иконе припадают юноши и старцы, девушки и женщины, миряне и иноки, хмурые цари и кроткие царицы).
Пред Ликом Владимирской Божией Матери протекает вся трагичная история России.
VI. Заключение
Подходит к концу наше знакомство с одним из поэтов Серебряного века – Максимилианом Александровичем Волошиным-человеком поистине удивительным, но до сих пор почти неизвестным (слайд № 14).
Любовь Волошина к современной России была не только любовью благословляющей. Поэт не способен был принять и оправдать насилие, безудержно льющуюся кровь, обесценивание человеческой жизни и оскудение людских душ. Сегодня настало время отдать должное искренности и силе духа художника-гуманиста, сумевшего остаться самимсобой в дни тяжелейших испытаний и стать подлинным летописцемсвоей эпохи.
Его пророческие стихи свидельствуют о новом возрождении России (слайд № 15). Какой будет наша страна завтра, зависит от нас, живущих сегодня. История России – это история русской святости. И в эту историю вписана Владимирская Богоматерь.
VII. Рефлексия
Итогом урока является эмоциональный отклик учащихся на содержание, интонацию и восприятие духовной лирики М.Волошина, и проходит он в форме ответов на следующие вопросы:
Что вы узнали сегодня на уроке?
Что дал вам этот разговор?
Что каждый из вас понял, осознал? VIII. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему: Духовное возрождение России. Каким я его представляю?
Приложение
Владимирская Богоматерь
Не на троне – на Ее руке,Левой ручкой обнимая шею, –Взор во взор, щекой припав к щеке,Неотступно требует… Немею –Нет ни сил, ни слов на языке…А Она в тревоге и в печалиЧерез зыбь грядущего глядитВ мировые рдеющии дали,Где закат пожарами повит.И такое скорбное волненьеВ чистых девичьих чертах, что ЛикВ пламени молитвы каждый миг,Как живой, меняет выраженье.Кто разверз озера этих глаз?Не святой Лука-иконописец,Не печерский темный богомаз:В раскаленных горнах ВизантииВ злые дни гонения иконЛик Ее из огненной стихииБыл в земные краски воплощен.Но из всех высоких откровений,Явленных искусством, – он одинУцелел в костре самосожженийПосреди обломков и руин.От мозаик, золота, надгробий,От всего, чем тот кичился век, –Ты ушла по водам синих рекВ Киев княжеских междоусобий.И с тех пор в часы народных бедОбраз Твой, над Русью вознесенный,В тьме веков указывал нам следИ в темнице – выход потаенный.Ты напутствовала пред концомРатников в сверканье Литургии…Страшная история РоссииВся прошла перед Твоим лицом.Не погром ли ведая Батыев,Степь в огне и разоренье сел –Ты, покинув обреченный Киев,Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем в Боголюбов,В прель и глушь Владимирских лесов,В тесный мир сухих сосновых срубов,Под намет шатровых куполов.А когда Хромец-Железный предалОкский край мечу и разорил,Кто в Москву ему прохода не далИ на Русь дороги заступил?От лесов, пустынь и побережийВсе к Тебе за Русь молиться шли:Стража богатырских порубежий…Цепкие сбиратели земли…Здесь в Успенском – в сердце стен кремлевых,Умилясь на нежный облик Твой,Сколько глаз жестоких и суровыхУвлажнялось светлою слезой!Простирались старцы и черницы,Дымные сияли алтари,Ниц лежали кроткие царицы,Преклонялись хмурые цари…Черной смертью и кровавой битвойДевичья святилась пелена,Что осмивековою молитвойВсей Руси в веках озарена.Но слепой народ в годину гневаОтдал сам ключи своих твердынь,И ушла Предстательница-ДеваИз своих поруганных святынь.А когда кумашные помостыПодняли перед церквами крик, –Из-под риз и набожной коростыТы явила подлинный свой Лик.Светлый Лик Премудрости-Софии,Заскорузлый в скаредной Москве,А в грядущем – Лик самой России –Вопреки наветам и молве.Не дрожит от бронзового гудаДревний Кремль, и не цветут цветы:В мире нет слепительнее чудаОткровенья вечной Красоты!
М. Волошин
26 мая 1929 г.