Рабочая программа по ИЗО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по ИЗО
Автор: Жукова Ольга Егоровна
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности смотреть и видеть – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-
ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой –азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального на-
рода Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными
материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой Изобразительное искусство, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями Закона об образовании и основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации,
Федеральный Закон Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации,
Конвенция о правах ребёнка,
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования,
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в ОУ на 2013- 2014 учебный год,
Приказ МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа Об утверждении положения, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) № 169 от 31.08.2011 г.
Приказ МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа Об утверждении плана работы школы, образовательной программы, учебного плана, рабочих программ, элективных курсов, календарного учебного графика, расписания учебных занятий и внеурочной деятельности №122 от 31.08.2015 г.
Сведения о программе
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; контроль; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Для разработки рабочей программы была выбрана авторская программа, так как она отвечает требованиям образовательного стандарта, содержит общую характеристику особенностей курса, его задач и содержания обучения и полностью соответствует ведущим идеям УМК Перспектива.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ;
– участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств,
-участие в проектной интегративной деятельности.
– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта.
Учебный предмет Изобразительное искусство играет важную роль в системе начального обучения. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
Место предмета в школьном учебном плане
В соответствии с учебным планом Изобразительное искусство входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях начального образования, изучается на базовом уровне в объёме 33 часов в год, 1 часа в неделю.
Форма организации образовательного процесса: урок.
Типы уроков: урок изучения нового материала; урок повторения и обобщения, урок закрепления, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-концерт, урок-загадка.
Технологии обучения: учебное сотрудничество, игровые технологии, ИКТ.
Для формирования ключевых компетенций обучающихся учитель должен использовать компетентностный подход к обучению.
Виды контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы
Формы контроля: фронтальный устный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Планируемые результаты изучения курса Изобразительное искусство
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами учащихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами учащихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Информация об используемом учебнике
1. Шпикалова Т. Я. ,Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
2. Шпикалова Т. Я.и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Содержание курса
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета Изобразительное искусство
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей
культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на важные темы жизни, он сердцем переживает ситуацию раненой птицы или брошенной собаки, больной бабушки или раненого солдата и т. п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности:
созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Учебно-тематический план
Наименование раздела
Общее
количество часов
Мир изобразительных (пластических) искусств
8
Художественный язык изобразительного искусства
13
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
12
Итого
33
Литература и средства обучения
1. Литература для учителя
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1999.
2. Кузин В. С. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. – М.:
Дрофа, 2006.
3.Кубышкина Э. И. Учимся лепить и рисовать.- М.: Дрофа, 2007.
4. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: система уроков по учебнику Т.Я.
Шпикаловой, Л.В. Ершовой. –Волгоград: Учитель, 2012.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч.
Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
6. Туберовская О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – СПб.:
1998.
7. Ходушина Н. П. Ребенок и изобразительное искусство. Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
8. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа:
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа:
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа:
5. Педсовет. – Режим доступа:
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа:
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Аудиозаписи. Классическая музыка.
5. Технические средства обучения.
Компьютер.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
1 класс
№ темы
№ урока
Тема урока
Ко-личество ча-сов
Тип урока
Содержание урока
Виды, форма конт
роля
УУД
Дата проведения
план
факт
1
1
Восхитись красотой нарядной осени
Какого цвета осень?
8
1
Постановка и реше-ние учеб-ной задачи
Матушка-природа. Изобразительное искусство. Осень. Мир красоты нарядной осени. Приметы осени. Осень в родном крае. Мир красоты особой осенней поры – золотой осени. Листопад. Образ осени в поэзии, живописи и народном (фольклорном, декоративно-прикладном) творчестве.
Фрон таль-ный
опрос
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жанре изобразительного искусства натюрморте;
самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета овощей и фруктов; формулирование проблемы (Чем щедра земля осенью?, грамотное и ясное выражение своей мысли; восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества; самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видах искусства; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения.
Регулятивные: контролировать свои действия по ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции; управлять своими эмоциями и учебными действиями; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической
работы, за выбор своих решений; принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять выбор темы своего рисунка, технологии его выполнения, вариативность в композиции; оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; уметь полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой, об отношении к рассматриваемым репродукциям; уметь задавать вопросы, строить коммуникативно-речевые действия (высказывания), обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека; проявляют интерес к новому учебному предмету; сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; стремятся к самоизменению, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям, искусству; эстетически воспринимают красоту элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу.
2
Твой осенний букет.
1
Комб.
Жанры изобразительного искусства. Погружение в мир красоты народной осени. Праздник урожая. Живопись Палеха, в которой человек – один с природой. Рисование осеннегобукета по памяти или по представлению.
рисунок
3
Осенние перемены в природе.
1
Комб.
Органическое единство эстетического и этического. Эстетический вкус. Эстетические свойства. Красота и щедрость земли-матушки в искусстве. Композиция по представлению Богатый урожай, Первый каравай, Дары земли.
рисунок
4
В сентябре у рябины именины.
1
Комб.
Превращение точки и пятна в изображение рябины. Рисование с натуры, по памяти или наблюдению ветки рябины. Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения. Основы изобразительного языка живописи. Правила планирования и организации изобразительной деятельности.
рисунок
5
Щедрая осень.
1
Комб.
Композиция по представлению Богатый урожай, Первый каравай, Хлебные дары земли.
рисунок
6
В гостях у народного мастера С. Веселова.
1
Комб.
Радостное раскрытие мира родной природы в узорах хохломы. Встреча с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. Язык орнаментальных мотивов и изобразительно-пластических форм. Орнамент народов России. Элементы травного узора хохломской росписи.
рисунок
7
Золотые травы России.
1
Урок повторения
Ритмы травного узора Хохломы. Рисование композиции узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской посуды.
рисунок
8
Наши достижения. Проект Щедрый лес и его жители.
1
Урок повторения
Повтор главных элементов травного орнамента хохломы. Рисование травного орнамента.
рисунок
2
Любуйся узорами красавицы - зимы
7
9
О чем поведал каргопольский узор
1
Урок повторения
Орнамент народов России. Элементы каргопольского узора.
рисунок
Познавательные: рисование композиции и ее представление; анализ произведений народных мастеров; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике; сравнение узоров в зависимости от величины игрушки; анализ произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; обсуждение сюжетов картин; изображение зимних узоров; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов.
Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке; осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.
Коммуникативные: уметь строить коммуникативно-речевые действия (высказывания); рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях; уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, требовательны к себе; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним; эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире.
10
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной.
1
Комб.
Русская глиняная каргопольская игрушка.
рисунок
11
Зимнее дерево.
1
Комб.
Живая природа. Пейзаж в графике. Рисование с помощью графических приемов деревьев в заснеженном лесу.
рисунок
12
Зимний пейзаж: день и ночь.
1
Комб.
Красота зимнего пейзажа в графике. Живописные и графические пейзажи.
рисунок
13
Белоснежные узоры.
1
Комб.
Вологодские кружева. Зимний пейзаж в графике.
рисунок
14
Цвета радуги в новогодних игрушках.
1
Комб.
Декоративная композиция. Эксперимент получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контура, штриха, спирали, линии и мазка – в изображении с помощью черной и белой линий.
рисунок
15
Наши достижения. Проект Зимние фантазии.
1
Урок повторения
Что мы узнали в царстве красавицы зимы, в гостях у черной и белой линий. Элементы кружевного узора. Превращение технического приема в художественное изображение (линия, мазок).
рисунок
3
19 Радуйся многоцветью весны и лета
16
По следам зимней сказки.
1
Комб.
Декоративная композиция. Рисование дома, в котором живет один из героев зимней сказки.
рисунок
Познавательные: восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осуществление анализа образа богатыря; выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; грамотное и ясное выражение своей мысли; работа над рисунком; анализ дымковской игрушки; объяснение понятий пейзаж, натюрморт; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; составление описания весенних цветов; умение пользоваться техническими приемами; осуществление анализа увиденного и его воплощение в рисунке; создание творческой работы по представлению; создание творческой работы по представлению; видение и ведение поиска решения проблемы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО; осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; самостоятельное создание способов поиска решения проблемы.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; принимать и сохранять учебную задачу; управлять своими эмоциями и учебными действиями.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению; уметь формулировать свое мнение; интересно рассказывать о впечатлениях; уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей; уметь строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать работу коллектива, класса.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы; соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; обладают способностью к творческому развитию; умеют передавать свое отношение к изображению; понимают значение красоты природы и произведений художников для человека; связывают свои наблюдения природы с оценкой увиденного в искусстве.
17
Зимние забавы.
1
Комб.
Сюжетная композиция. Рисунок на тему: Лыжные гонки, Строим ледовую гору , Дворец из снега.
рисунок
18
Защитники земли русской.
1
Комб.
Украшение снаряжения русского богатыря. Богатыри земли Русской. Прославление богатырей в работах мастеров поэзии, музыки. Богатырская симфония А. П. Бородина. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.
рисунок
19-20
Открой секреты Дымки.
2
Комб.
Русская глиняная игрушка. Роспись игрушки. Декоративная композиция по представлению. Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Многоцветье палитры дымковского орнамента.
рисунок
.
21
Краски природы в наряде русской красавицы.
1
Комб.
Народный костюм. Декоративная композиция по представлению.
рисунок
22
Вешние воды.
1
Комб.
О чем могут рассказать художники и народные мастера, изображая родную природу. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы.Использование в рисунках разных приемов рисования кистью (пятно, линия). Весенний пейзаж: цвет.
рисунок
23
Птицы – вестники весны.
1
Комб.
Декоративная композиция: весенний пейзаж.
рисунок
24
У лукоморья дуб зеленый.
1
Комб.
Образ дерева в искусстве. Декоративная композиция по представлению.
рисунок
25
О неразлучности доброты, красоты и фантазии.
1
Комб.
Экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Эмоционально-эстетическое восприятие природы родных мест. Образ сказочного героя.
рисунок
26
Красуйся, красота, по цветам лазоревым.
1
Комб.
Как с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий художники создают картину родной природы, красивые предметы Использование разных технических приемов при работе с красками. Сближение цветов.
рисунок
27-28
В царстве радуги – дуги узнай, как все цвета дружат.
1
Комб.
Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей, своего отношения. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.
рисунок
29
Какого цвета страна родная.
1
Комб.
Красота мира, цветовая яркость, разнообразие, богатство пластических форм цветов в действительности и пейзажах. Художники родного края.
рисунок
30
Сокровища России: музеи Москвы.
1
Путешествие.
Произведения Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Проникновенное восприятие пейзажа в действительности и в произведениях искусства. Пейзаж художников родного края. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании по памяти и представлению природы в разное время суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы.
рисунок
31
Сокровища России: музеи твоего региона.
1
Путешествие
Пейзаж художников родного края. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании по памяти и представлению природы в разное время суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы.
рисунок
32
Государственная Третьяковская галерея. Рисование природы по представлению.
1
Путе-шест-вие
Музеи. Государственная Третьяковская галерея. Музей декоративно-прикладного творчества. Государственный исторический
музей. Краевые художественные музеи. Выбор и применение выразительных средств
для реализации собственного замысла в рисунке.
рисунок
33
Наши достижения. Проект Весенняя ярмарка.
1
Урок повторения
Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы (Цветущий луг, Вешней воды никто не уймет. Использование в рисунках точек, линий, мазков, пятен.
рисунок
34
Обобщение.
1
Урок повторения
История возникновения и развития натюрморта. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры.
рисунок