Профессионально-трудовое обучение (швейное дело) 5 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело) 5 класс
Автор: Васютинская Зоя Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол № ___
от ____ ________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
с методическим Советом школы №104
протокол №___
____ ________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы №104
Загляда И. Г.
протокол №___
___ _________ 2017 г.
Адаптированная рабочая программа
по Профессионально-трудовому обучению
5 класс А
Составитель: Глазырина Надежда Анатольевна
2017 - 2018 уч. год
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель: изучение предмета Профессионально-трудовое обучение заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 4-9 классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет Профессионально-трудовое обучение способствует решению следующих задач:
― развивать социально ценностные качества личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучать обязательному производительному труду, подготавливать учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье;
― расширять знания о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширять культурный кругозор;
― расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― формировать трудовые навыки и умения для участия в производительном труде;
― коррегировать и развивать познавательные психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррегировать и развивать умственную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррегировать и развивать сенсомоторные процессы в процессе формирование практических умений;
― развивать регулятивную функцию деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формировать информационную грамотность, умения работать с различными источниками информации;
― формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его освоения обучающимися.
Профессионально-трудовое обучение
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-
дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление
определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических
особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или
сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной
форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая
находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной
трудовой деятельности знания и умения по швейному делу, на этом материале формируются
общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся.
Обучение осуществляется в процессе изготовления изделий на основе обработки основных
деталей, узлов. Продолжается обучение школьниц построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным
усложнением работы на швейной машине. Материал программы достаточно сложен: изучаются технологии
пошива легкой одежды, производства тканей, устройство швейных машин, обработку отдельных деталей
изделия. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которые состоят из нескольких мелких операций.
Поэтому много внимания уделяется обучению планировать процесс пошива изделия и умению анализировать
свои действия и конечные результаты работы. Эта задача хорошо решается на занятиях практического
повторения. Целью этих занятий является совершенствование обобщенных трудовых умений и навыков.
Выполняется задания не требующее от учащихся овладениями какими-либо новыми для них приёмами работы
или техническими знаниями и позволяет проводить работу в более высоком темпе, чем обычно. Учебную
четверть завершает самостоятельная работа.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках швейного дела ранее.
Эти знания помогают им учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т. д. В
свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более
успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний
основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива простых изделий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и
навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по
обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах,
технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к
качеству готовой продукции.
В каждой четверти есть тема Практическое повторение, которая предусматривает формирование
навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и
детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения
динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ
учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком позволяет выявить сильные и слабые
стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения,
практические работы, инструктаж.
В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа,
тестирование.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений,
навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения
используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с
помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические
материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых
изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность
продуктивного, творческого характера.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и
крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические
представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации
и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Минимальный (базовый) уровень :
Знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не нравится);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения.
Достаточный (сниженный) уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса рассчитана на 204 часа, по базисному учебному плану 6 часов в неделю, 204 часа в год, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарно учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. В учебном году – 34 учебные недели в 4-8 классах, 33 учебные недели 9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Профессионально-трудовое обучение.
Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный (базовый) уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального (базового) уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному
плану или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по швейному делу, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Программа включает теоретические и практические занятия.
Обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и различных швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируются на знаниях, получаемым обучающимися на уроках математики, чтения, русского языка и других предметах.
Изготовление швейных изделий должно выполняться с соблюдением технических условий и в соответствии с техническими требованиями. Большое внимание уделяется технике безопасности и выполнению здоровьесберегающим технологиям.
Формы и средства контроля (5класс)

п/п
Контрольные работы
дата
I четверть
1.
Выполнить на образце шов вподгибку с закрытым срезом шириной до 1см.
Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями и на стойке – 4 часа
II четверть
2.
Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом – 4часа
III четверть
3.
Выполнение на образце двойного шва (шириной 0,7 см) и шва вподгибку с закрытым срезом (шириной 3см). – 4 часа
4.
VI четверть
Обработка ручек сумки накладным швом – 4 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (профессионально-трудовое обучение).
№ п/п
Тема.
Количество часов.
Вид учебной деятельности обучающихся
1
Швейная машина с ручным приводом.
10 часов
Знать швейной машиной с ручным приводом, знать правила ТБ, переключать на холостой ход и рабочий, осуществлять пуск и остановку машины. Наматывать нитки на шпульку, выполнять строчку на бумаге, строчку на ткани.
2
Работа с тканью.
9 часов
Знать ткани для платков, составлять план пошива, выполнять шов вподгибку с закрытым срезом. Обрабатывать платок. Утюжить и складывать изделие.
3
Ремонт одежды.
5 часов
Пришивать пуговицы со сквозными отверстиями, на стойке, стачивать распоровшийся шов косыми стежками.
4
Практическое повторение
21 час
Итого: 45 часов
Шить головной платок.
5
Работа с тканью.
17 часов
Подбирать ткани для мешочка, составлять план работы, раскраивать, обрабатывать, выполнять окончательную утюжку. Раскраивать повязки, завязки, эмблемы, обтачивать, вывёртывать, выметывать швы, и настрачивать с застрачиванием отверстия.
6
Ремонт одежды.
7 часов
Знать виды ремонта одежды, раскраивать и пришивать вешалки. Подбирать и раскраивать заплаты.
7
Практическое повторение
11 часов
Итого: 35 часов
Выполнять ремонт одежды, пришивать пуговицы.
6
Швейная машина с ножным приводом.
10 часов
Знать швейную машину с ножным приводом, механизмы, регулировать величину стежка, выполнять машинную закрепку. Знать машинную иглу, её устройство, подбирать машинные иглы в соответствии с тканью, толщиной ниток.
7
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
12 часов
Знать виды линий: прямые, кривые, вертикальные, горизонтальные, прямой угол. Строить чертеж салфетки, составлять план, строить чертеж, подбирать ткани для салфеток, раскраивать, обрабатывать, утюжить изделие.
8
Двойной шов.
5 часов
Знать назначение двойного шва, конструкцию, выполнять (вывёртывание, смётывание, стачивание).
9.
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
14 часов
Подбирать ткани для наволочек, знать фасоны, назначение их, определять размер наволочки. Рассчитывать расход ткани, раскраивать, обрабатывать срезы.
10
Практическое повторение.
9 часов
Итого: 50 часов
Шить декоративные подушки.
11
Накладной шов.
8 часов
Знать накладные швы, их назначение, разновидность. Выполнять накладные швы с открытыми, закрытыми, с двумя открытыми срезами.
12
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва.
18 часа.
Знакомиться с хлопковым волокном, прядением, получением пряжи. Шить сумку хозяйственную, знать размеры, ткани для неё, раскраивать, составлять план пошива, обрабатывать, утюжить сумку.
13
Практическое повторение.
14 часов
Итого: 40 часов
Итого за год: 170 часов
Шить прихватки, грелки. Анализировать образцы и составлять план работы в процессе беседы. Самостоятельно определять виды швов в изделиях и выполнение их по предварительно смётываемым деталям. Оценивать качество выполненной работы в сравнении с образцами.
Календарно-тематическое планирование (профессионально-трудовое обучение)

п/п
Тема урока
Тип урока
Кол. часов
Дата
Планируемые
результаты
Вид
контроля
Корректировка
предметные
личностные
I четверть - 54 часа (9 недель)
I
Швейная машина с ручным приводом – 10 часов
1.
Вводное занятие.
План работы и задачи на год.
Вводный
1
Знать: правила безопасной работы, организация рабочего места.
Уметь: выполнять правила т/б, организовывать рабочие место, готовить материалы и инструменты к работе.
Ответы на
вопросы
2.
Швейная машина с ручным приводом. Виды выполняемых работ, основные механизмы.
Комбинированный
2
Знать: назначение швейной машины, виды выполняемых работ, основные механизмы швейной машины с ручным приводом.
Уметь: ориентироваться в основных механизмах.
Контроль за
действиями.
3.
Правила т/б при работе на швейной машине с ручным приводом. Пуск и остановка машины. Работа на холостом ходе.
Комбинированный
1
Знать: правила т/б швейной машины с ручным приводом. Назначение рабочего и свободного хода швейной машине.
Уметь: организовывать рабочее место, выполнять правильную посадку.
Контроль за действиями
4.
Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нити.
Комбинированный
2
Знать: назначение рабочего и свободного хода швейной машине, правила подготовки к работе швейной машине.
Уметь: наматывать нитку на шпульку, заправлять нити.
Контроль за действиями
5.
Строчка на бумаге по прямым, зигзагообразным и закругленным линиям.
Комбинированный
2
Знать: выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку.
Уметь: подготавливать швейную машину к работе, выполнять строчку на бумаге.
Контроль за действиями
6.
Строчка на ткани. Стачивание полосы ткани.
Комбинированный
2
Знать: положение изделия на машинном рабочем месте.
Уметь: выполнять строчку на ткани.
Контроль за действиями
II
Работа с тканью – 9 часов
1.
Конструкция шва вподгибку с закрытым срезом.
Комбинированный
1
Знать: виды машинных швов (соединительные краевые, отделочные) применение швов.
Уметь: различать швы вподгибку с открытым и закрытым срезами.
Контроль за действиями
2.
План пошива платка.
Комбинированный
2
Знать: название тканей, используемых для пошива платка, последовательность выполнения изделия.
Уметь: составлять план пошива платка (с помощью учителя).
Контроль за действиями
3.
Заметывание первого и второго подгиба шва вподгибку с закрытым срезом.
Комбинированный
2
Знать: технологические операции по пошиву изделия.
Уметь: заметывать первый и второй подгиб шва вподгибку с закрытым срезом.
Контроль за действиями
4.
Обработка противоположных срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом.
Комбинированный
2
Знать: технологические операции по пошиву изделия.
Уметь: обрабатывать противоположные срезы на машине швом вподгибку с закрытым срезом.
Контроль за действиями
5.
Обработка углов ручными стежками.
Комбинированный
2
Знать: технологические операции по пошиву изделия.
Уметь: обрабатывать углы ручными стежками.
Контроль за действиями
III
Ремонт одежды – 5 часов
1.
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.
Комбинированный
2
Знать: виды пуговиц, способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговиц.
Уметь: подбирать нитки, пришивать пуговицы со сквозными отверстиями.
Контроль за действиями
2.
Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте.
Комбинированный
2
Знать: подбор ниток в соответствии с тканью (по цвету, толщине, качеству изделия).
Уметь: подбирать нитки, пришивать пуговицы на стойке.
Контроль за действиями
3.
Соединение краев разрыва частыми косыми стежками.
Комбинированный
1
Знать: технологию выполнения косого стежка.
Уметь: соединять края разрыва частыми косыми стежками, приутюжить место разрыва.
Контроль за действиями
IV
Практическое повторение – 30 часов
1.
Пошив головного платка.
Обобщающий
14
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Уметь: шить головной платок.
Контроль
качества.
2.
Ремонт фартуков.
Обобщающий
12
Знать: виды ремонта, правила подготовки одежды к ремонту.
Уметь: выполнять ремонт фартуков.
Контроль
качества.
3.
Самостоятельная работа
Выполнить на образце шов вподгибку с закрытым срезом (ширина 1 см.).
Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями и на стойке
(обрабатывается по готовому крою на образце).
Обобщающий
4
Знать: технологическую последовательность выполнения операций обработки срезов.
Уметь: выполнять шов вподгибку с закрытым срезом, пришивать пуговицу со сквозными отверстиями и на стойке.
Контрольная
работа.
II четверть – 42 часа (7 недель)
I
Работа с тканью – 17 часов
1.
Вводное занятие.
План работы и задачи на четверть.
Повторение правил техники безопасности.
Вводный
1
Знать: правила т/б, организация рабочего места.
Уметь: выполнять правила т/б.
Ответы на
вопросы
2.
План пошива мешочка.
Комбинированный
2
Знать: последовательность изготовления мешочка для хранения изделия.
Уметь: составлять план пошива изделия (под руководством учителя).
Контроль за действиями
3.
Раскрой мешочка. Отделка мешочка.
Комбинированный
2
Знать: правила раскроя мешочка, отделочные и обметочные стежки, способы перевода рисунка на ткань.
Уметь: переводить рисунок на ткань, выкраивать деталь аппликации, соединять аппликацию с мешочком косыми или петельными стежками.
Контроль за действиями
4.
Стачивание боковых срезов, отделка мешочка.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию стачного шва.
Уметь: стачивать боковые срезы мешочка стачным швом, выполнять машинную закрепку.
Контроль за действиями
4.
Обметывание срезов.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения ручных петельных стежков.
Уметь: выполнять обметывание срезов петельными стежками..
Контроль за действиями
5.
Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию шва вподгибку с закрытым срезом.
Уметь: выполнять обработку верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом.
Контроль за действиями
7.
Вдергивание тесьмы и окончательная утюжка изделия.
Комбинированный
2
Знать: требования к качеству изделия, правила безопасной работы с утюгом.
Уметь: продергивать тесьму, утюжить (контроль качества готового изделия).
Контроль за действиями
8.
Раскрой повязки для дежурного. Складывание и сметывание деталей.
Комбинированный
2
Знать: план пошива повязки, назначение ткани, технологию прямых сметочных стежков.
Уметь: раскраивать повязку для дежурного, складывать и сметывать детали.
Контроль за действиями
9.
Обтачивание деталей повязки.
Комбинированный
1
Знать: технологию выполнения обтачного шва.
Уметь: выполнять обтачивание деталей повязки с одновременным пришиванием завязок.
Контроль за действиями
10.
Вывертывание, выметывание шва и прокладывание отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия
Комбинированный
1
Знать: последовательность выполнения повязки, правила безопасной работы с утюгом.
Уметь: выполнять вывертывание повязки на лицевую сторону, выметать шов, выполнить отделочную строчку, отутюжить изделие.
Контроль за действиями
II
Ремонт одежды – 7 часов
1.
Виды ремонта одежды.
Комбинированный
1
Знать: виды ремонта одежды, назначение вешалки, выбор ткани.
Уметь: подбирать нитки и ткань для вешалки.
Контроль за действиями
2.
Изготовление и пришивание вешалки.
Комбинированный
2
Знать: последовательность обработки детали вешалки, способы соединения вешалки с изделием.
Уметь: сметывать края детали, выполнять машинную строчку по краю, соединять деталь вешалки с изделием.
Контроль
качества.
3.
Подбор и раскрой заплаты.
Комбинированный
2
Знать: назначение заплаты, виды заплат, правила подбора ткани для заплаты.
Уметь: подбирать ткань и раскраивать заплату.
Контроль за действиями
4.
Наложение заплаты.
Комбинированный
2
Знать: правила раскроя заплаты, сметочные и обметочные стежки.
Уметь: обрабатывать срезы заплаты, соединять заплату с изделием вручную, выполнять утюжку изделия.
Контроль за действиями
III
Практическое повторение – 18 час
1.
Ремонт одежды.
Обобщающий
8
Знать: виды и способы ремонта, правила подбора ткани и ниток.
Уметь: выполнять ремонт в различных изделиях (самостоятельно подбирать материал для работы).
Контроль качества.
2.
Пришивание пуговиц.
Обобщающий
6
Знать: подбор ниток в соответствии с тканью (по цвету, толщине, качеству изделия).
Уметь: выполнять пришивание пуговиц со сквозными отверстиями и на стойке. Поддерживать интерес к предмету.
Контроль качества.
2.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом (обрабатывается по готовому крою на образце).
Обобщающий
4
Знать: последовательность обработки детали вешалки, способы соединения вешалки с изделием..
Уметь: выполнять обработку вешалки.
Контрольная
работа.
III четверть -60 часов (10 недель)
I
Швейная машина с ножным приводом – 10 часов
1.
Вводное занятие.
План работы и задачи на четверть.
Повторение правил техники безопасности.
Вводный
1
Знать: правила Т/Б, организация рабочего места.
Уметь: выполнять правила безопасной работы в мастерской.
Ответы на
вопросы
1.
2.
Регулятор величины стежка. Машинная закрепка.
Комбинированный
4
Знать: устройство и назначение регулятора величины стежка, назначение закрепки.
Уметь: изменять длину стежка, выполнять строчку с различной длиной стежка, выполнять машинную закрепку.
Контроль за действиями
3.
Машинная игла, ее устройства.
Комбинированный
2
Знать: устройство машинной иглы, виды машинных игл, правила установки иглы.
Уметь: устанавливать иглу в игловодитель (зарисовать иглу в тетрадь).
Контроль за действиями
4.
Подбор машинной иглы в соответствии с тканью.
Комбинированный
1
Знать: устройство иглы, номера игл.
Уметь: подбирать иглу в зависимости от толщины ткани.
Контроль за действиями
5.
Подбор машинной иглы в соответствии с толщиной ниток.
Комбинированный
2
Знать: номера ниток.
Уметь: подбирать иглу в зависимости от толщины ниток.
Контроль за действиями
II
Построение чертежа изделия в натуральную величину – 12 часов
1.
Чертеж салфетки. Выполнение чертежа.
Комбинированный
2
Знать: виды и назначение линий для выполнения чертежа, правила оформления чертежей.
Уметь: строить чертеж салфетки.
Контроль за действиями
2.
Ткани для салфетки.
Комбинированный
2
Знать: название и виды тканей, используемых для пошива салфеток.
Уметь: подбирать ткань для салфетки.
Контроль за действиями
3.
Изготовление выкройки. Раскрой салфетки.
Комбинированный
2
Знать: правила подготовки ткани к раскрою.
Уметь: определять лицевую и изнаночную стороны, долевую и поперечную нити, выкраивать салфетку.
Контроль за действиями
4.
Заметывание сторон салфетки.
Комбинированный
2
Знать: правила выполнения прямых сметочных стежков.
Уметь: выполнять прямые сметочные стежки.
Контроль за действиями
5.
Обработка сторон салфетки на машине.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.
Уметь: обрабатывать стороны салфетки швом вподгибку с закрытым срезом.
Контроль за действиями
6.
Обработка углов салфетки. Утюжка изделия.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения косого стежка.
Уметь: обрабатывать углы салфетки косыми стежками вручную, утюжить изделие.
Контроль за действиями
III
Двойной шов – 5 часов
1.
Назначение двойного шва.
Комбинированный
1
Знать: соединительные швы, назначения двойного шва.
Уметь: различать соединительные швы.
Контроль за действиями
2.
Конструкция двойного шва.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию двойного шва.
Уметь: различать соединительные швы.
Контроль за действиями
3.
Выполнение двойного шва.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения двойного шва.
Уметь: выполнять двойной шов, проверять качества выполненной работы.
Контроль за действиями
IV
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив обнодетального изделия с применением двойного шва – 14 часов
1.
Виды волокон.
Комбинированный
2
Иметь представления о волокнах растительного и животного происхождения.
Уметь: определять лицевую и изнаночную сторону ткани.
Контроль за действиями
2.
Определение размера наволочки, чертеж наволочки.
Комбинированный
2
Знать: назначение наволочек, ткани, фасоны, стандартные размеры.
Уметь: определять размер наволочки, строить выкройки по заданным размерам.
Контроль за действиями
3.
Расчет расхода ткани на наволочку.
Комбинированный
2
Знать: соответствие размера наволочки размеру подушки.
Уметь: рассчитывать расход ткани на изделие.
Контроль за действиями
4.
Раскрой наволочки.
Комбинированный
2
Знать: правила подготовки ткани к раскрою, долевую и поперечную нить.
Уметь: рационально выполнять раскладку детали на ткани, делать припуски на швы, выкраивать изделия.
Контроль за действиями
5.
Обработка поперечных срезов наволочки.
Комбинированный
2
Знать: последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.
Уметь: обрабатывать поперечные срезы наволочки швом вподгибку с закрытым срезом (пользуясь инструкционной картой).
Контроль за действиями
6.
Обработка долевых срезов наволочки.
Комбинированный
2
Знать: назначение клапана, последовательность выполнения двойного шва.
Уметь: выполнять разметку клапана, обрабатывать долевые срезы наволочки двойным швом (пользуясь инструкционной картой).
Контроль за действиями
7.
Окончательная утюжка.
2
Знать: правила безопасной работы с утюгом.
Уметь: выполнять ВТО изделия, оценивать качество проделанной работы.
Контроль за действиями
V
Практическое повторение – 19 часов
1.
Пошив декоративных подушек.
Обобщающий
15
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: шить декоративные подушки (к выставке детского творчества).
Контроль качества.
2.
Самостоятельная работа.
Выполнение на образце двойного шва (шириной 0,7 см) и шва вподгибку с закрытым срезом (шириной 3см).
Обобщающий
4
Знать: последовательность выполнения двойного шва, шва вподгибку с закрытым срезом.
Уметь: самостоятельно выполнять швы.
Контрольная
работа.
IV четверть -48 часов (8 недель)
I
Накладной шов – 8 часов
1.
Вводное занятие.
План работы и задачи на четверть.
Повторение правил техники безопасности.
Вводный
1
Знать: правила Т/Б, организация рабочего места.
Уметь: выполнять правила т/б.
Ответы на
вопросы
2.
Накладные швы.
Комбинированный
1
Знать: виды накладных швов, их отличительные особенности, ширину шва в разных изделиях.
Уметь: различать разные виды накладных швов, проводить измерения ширины шва.
Контроль за действиями
3.
Выполнение накладного шва с открытыми срезами с обеих сторон.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию и сферу применения накладного шва с открытыми срезами с обеих сторон, его условное изображение.
Уметь: выполнять накладной шов с открытыми срезами с обеих сторон.
Контроль за действиями
4.
Выполнение накладного шва с закрытыми срезами.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию и сферу применения накладного шва с закрытыми срезами, его условное изображение.
Уметь: выполнять накладной шов с закрытыми срезами.
Контроль за действиями
5.
Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки.
Комбинированный
2
Знать: конструкцию и сферу применения накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки, его условное изображение.
Уметь: Выполнять накладной шов с двумя открытыми срезами с изнанки.
Контроль за действиями
II
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва – 18 часов
1.
Раскрой сумки.
Комбинированный
2
Знать: правила подготовки ткани к раскрою.
Уметь: выполнять раскладку деталей кроя рационально, выкраивать изделии с учетом припусков на швы.
Контроль за действиями
2.
План пошива сумки.
Комбинированный
2
Знать: последовательность выполнения работ по пошиву сумки.
Уметь: составлять план пошива изделия.
Контроль за действиями
3.
Изготовление ручек сумки.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами.
Уметь: обрабатывать ручки накладным швом с двумя закрытыми срезами, проверять качество.
Контроль за действиями
4.
Обработка верхних срезов сумки.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.
Уметь: выполнять верхний срез сумки швом вподгибку с закрытым срезом.
Контроль за действиями
5.
Соединение ручек сумки.
Комбинированный
2
Знать: технологию выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами.
Уметь: выполнять разметку мест крепления и приметывание ручек с одновременным притачиванием .
Контроль за действиями
6.
Стачивание боковых сторон сумки.
Комбинированный
3
Знать: технологию выполнения двойного шва.
Уметь: обрабатывать боковые срезы сумки двойным швом.
Контроль за действиями
7.
Обработка дна сумки.
Комбинированный
3
Знать: виды швов, используемых при пошиве сумки.
Уметь: застрачивать углы для образования дна и боковых сторон, закреплять застроченный угол.
Контроль за действиями
8.
Окончательная отделка и утюжка сумки.
Комбинированный
2
Знать: правила т/б с утюгом.
Уметь: выполнять утюжку готового изделия, оценивать качества (сравнивать с образцом).
Контроль за действиями
III
Практическое повторение – 22 часа
1.
Пошив прихваток
Обобщающий
10
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: шить изделия на фестиваль Надежда
Поддерживать интерес к предмету.
Контроль качества.
2.
Пошив грелок.
Обобщающий
8
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: шить грелки. Развитие эстетических чувств.
Контроль качества.
2.
Самостоятельная работа
Обработка ручек сумки накладным швом.
Обобщающий
4
Знать: последовательность обработки накладного шва с двумя закрытыми срезами, правила т/б с ручной иглой, электрическим утюгом.
Уметь: обрабатывать ручки сумки.
Контрольная работа.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Система образования, построенная на принципах личностно-ориентированного обучения, предусматривает вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, формирование практических умений и навыков самостоятельной трудовой деятельности, а также профессиональной ориентации. Решение этих задач, планируемое в рамках учебного предмета Швейное дело обуславливает необходимость создания специальной учебной материальной базы, которая позволила бы реализовать не только государственные стандарты образования по трудовому обучению, национальные и региональные особенности.
Уроки трудового обучения в 4-9 классах проводятся в специально оборудованных классах— в школьных мастерских, оснащенных оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. Материально-техническое обеспечение реализации АООП должно соответствовать не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кабинеты швейного дела оснащены:
Учебно-методической литературой:
Технология швейного дела, 2009г.;
Учебное пособие (Азбука шитья машинных швов);
Рабочая тетрадь по швейному делу, 2014г.;
Информационно-коммуникативными технологиями:
Школа и производство (научно – методический журнал) - электронное приложение;
Тесты по швейному делу (5-9 классы);
В помощь учителю (презентации по изготовлению швейных изделий);
Электронное приложение Выкройки одежды для детей;
Дидактическими материалами:
Инструкционные карты по пошиву:
головной платок;
салфетка;
мешочек для хранения работ;
хозяйственная сумка;
наволочка с клапаном;
повязка для дежурного;
Плакатами:
машинные швы,
конструкция швов;
отделка деталей изделия,
правильная посадка,
механизмы швейной машины,
регулятор строчки,
схема образования челночного стежка
бытовая швейная машина,
техника безопасности;
Образцами поузловой обработки:
головной платок;
мешочек для хранения работ;
повязка для дежурного;
изготовление вешалки;
ремонт одежды (виды пуговиц);
салфетка;
наложение заплаты;
двойной шов;
наволочка с клапаном;
накладной шов;
хозяйственная сумка;
машинные швы;
льняные, х/б ткани;
достаточный (сниженный) уровень;
Игровой и занимательный материал;
Крестики, нолики по т/б;
Кроссворды, головоломки, ребусы;
тренировочные упражнения: Разноцветный коврик, Путешествие Незнайки;
Коллекциями промышленных образцов волокон, тканей и ниток:
хлопок;
лен и продукты его переработки
волокна
Карточками - заданиями по минимальному (базовому) и достаточному (сниженному) уровню:
инструкционно – технологические карты поузловой обработке;
технологические карты;
предметные карты;
коррекционные упражнения на развитие самостоятельности;
Стендами для размещения творческих работ учащихся и различной информации по предмету;
Оборудованием;
промышленными швейными машинами;
97 класса;
22 А класса;
1022 А класса;
современными бытовыми машинами;
местами для ВТО;
гладильная доска;
утюг;
манекенами;
Измерительными, рабочими инструментами и приспособлениями.
Проверочные работы, задания - тесты для обучающихся 5 класса
Данные тесты разработаны в соответствии с программой по курсу: Технологическая последовательность обработки головного платка, наволочки, хозяйственной сумки.
Объект труда: Платок, наволочка, хозяйственная наволочка.
Цель: достижение лучших результатов в освоении основных теоретических знаний по данному разделу программы трудового обучения за период обучения в 5 классе.
Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его, опираясь на волевое усилие школьников, на многократное повторение, на воспроизведение не только в прежнем виде, но и в изменяющихся условиях, в том числе игре, занимательных упражнений, заданий-тестов и другое.
Предложенные ниже задания направлены на контроль уровня знаний и более глубокое их усвоение обучающимися.
Перечень заданий.
Минимальный (базовый) уровень.
Устройство швейной машины, правила посадки за машиной, основные механизмы;
Назвать виды ремонта.
Виды линий.
Назначение салфетки, ткани, обработка сторон, углов.
Конструкция двойного шва.
Фасоны наволочек, расход ткани на наволочку.
Задача: Рассчитать расход ткани на наволочку при ширине 1,0 м (размер подушки – 50*50).
Длина изделия * 2 + длина клапана + ширина швов
50 * 2 + 25 + 3 = 128см (2см – на усадку ткани) = 1м 30см.
По ширине: 50 + 3 = 53см.
Правила Т\Б с ножницами.
Технические условия на раскрой швейных изделий.
Достаточный (сниженный) уровень – основные требования к умениям и знаниям обучающихся осуществляются по вышеуказанным тестам с помощью учителя.
Учитель осуществляет постоянное наблюдение за учениками, обращает внимание на желание и нежелание принимать участие в процессе обсуждения программного материала.
Игры
Развитие внимания
Что изменилось?
Цель: Развитие объема и концентрации внимания
Материал: 5 класс – детали машин, названия которых содержат автоматизированный звук
Описание: На плакате нарисованы детали машин, они закрыты, учитель открывает, показывает, ученики запоминают и отвечают
Сравни картинки
Цель: Развитие концентрации внимания
Материал: 2 пары картинок по 10-15 различий или планом пошива какого-либо изделия (нелепым содержанием)
Описание: Карточки (сравнить 2 модели и назвать различие)
План пошива юбки (прав./ нет) назвать на какой карточке правильно
Описание изделия (правильно /нет)
Дорисуй детали
Цель: Развитие точности восприятия
Материал: Карточки на которых изображены различные детали, но не дорисованы. Плакат с изображением предложенных деталей.
Описание: ученику показывают рисунки с недорисованными деталями и просят их дорисовать на карточках
Самый наблюдательный
Цель: Развитие наблюдательности
Материал: План пошива швейных изделий, плакат (разрезная технологическая карта)
Описание: Предложить ученику внимательно прочитать и найти ошибку в последовательности изложенного плана пошива швейного изделия.
Отгадывание слов
Цель: Развитие скорости мышления
Материал: Плакат с написанными словами
Описание: Учитель называет первый слог , ученик заканчивает и называет слово.
Волшебные детали
Цель: Развитие зрительной памяти
Материал: Швейная машина
Описание: Открыть чехлы на машинах внимательно посмотреть, где расположены механизмы. Учитель задает вопрос, ученик находит, показывает и отвечает
Узнай, что это
Цель: Развитие целостного восприятия
Материал: 3-4 фрагмента рисунка и целый рисунок
Описание: Сначала ученику объясняет учитель, что это фрагменты рисунка по которым необходимо определить целое, т.е. по фрагментам восстановить целый рисунок.
Найти одинаковые фигуры
Цель: Развитие дифференцированного восприятия
Материал: Рисунок с изображением 10ти четырехугольников, 5 квадратов, 5 прямоугольников
Описание: Ученику показывают рисунок, предлагают найти одинаковые фигуры.
Пары слов
Цель: Развитие механической памяти и особенности к осмысленному запоминанию
Описание: Учащемуся зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить (правила по технике безопасности)
Игла – острый инструмент
Хранить – в игольнице
Не брать – в рот
Не вкалывать – в одежду
Ножницы – острый инструмент
Хранить – в определенном месте
Подавать – кольцами вперед
На столе лежат – закрытыми
Во время работы лежат – с правой стороны
Утюг – быть внимательным
Брать – за ручку
Ставить – на подставку
Следить – за перегревом
Стоять – на коврике
Перед началом работы на швейной машине – одеть рабочую форму
Следить – за положением рук
Если машина включена – не чистить и смазывать, не заправлять нитку, не снимать и одевать шнур.
Учитель зачитывает первые слова, а ученик называет к ним нужные слова.