«Развитие интереса и понимания роли выразительных средств при исполнении музыкального произведения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие интереса и понимания роли выразительных средств при исполнении музыкального произведения»
Автор: Мазалова Наталья Геннадьевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования -
Красненская Детская школа искусств.
Методическая разработка
Открытый урок
Тема: Развитие интереса и понимания роли выразительных средств при исполнении музыкального произведения
Преподавателя
Фортепианного отделения:
Мазаловой Н.Г
Открытый урок
с ученицей 2 класса ДШИ по классу фортепиано
Мазаловой Олесей.
Тема: Формирование интереса к музыке через понимание роли выразительных средств при исполнении музыкального произведения
Класс преподавателя: Мазаловой Натальи Геннадьевны.
Предмет: Специальность (фортепиано)Тип занятия: Индивидуальное занятие с учеником Цели:
Образовательные:
обеспечить понимание понятия выразительные средства музыки;
изучить понятие штрихи, уметь применять их на практике;
отрабатывать умения и навыки работы с нотным материалом.
Развивающие:
способствовать формированию интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения.
Воспитательные:
формировать основу общекультурной компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя (совокупность знаний, навыков элементов культурного опыта).
Задачи урока: - Показать приёмы работы над преодолением технических трудностей; - Привить интерес к изучаемым произведениям; - Воспитать в учащемся волю и умение управлять своим поведением.Оборудование:
Музыкальный инструмент фортепиано.
Средства мультимедиа (экран, проектор, ноутбук).
Диск Авторская мультимедийная презентация Выразительные средства музыки. Штрихи
Музыкальные произведения:1. С. Баневич Лошадь
2. М. Ребиков Кукла в сарафане
Открытый урок: Формирование интереса к музыке через понимание роли выразительных средств при исполнении музыкального произведения
Этап занятия
Ход занятия с описанием активных методов обучения
Описаниедействийобучающейся
Организационнаячасть
Проблемный метод.
Приём выяснения и определения хода занятия Выразительные средства
Микроцель: активизировать внимание на восприятии учебного материала.
Необходимые материалы: Средства мультимедиа (аппаратура экран) Слайды 1,2
Создание ситуации успеха (доброжелательность)
– Здравствуйте, наши уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на открытом занятии с обучающейся 2 класса Мазаловой Олесей. Мы покажем Вам индивидуальный урок по фортепиано.А начну я наше занятие с одного стихотворения. Олеся, я тебе его прочитаю, а ты его внимательно послушай. (Монотонно читаю).
Ибряев Константин "Здравствуй, Родина моя" Слайд 3.
Утром солнышко встает,Всех на улицу зовет.Выхожу из дома я:Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышинеПодпевают птицы мне.Травы шепчут мне в пути:Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,Отвечаю ветрам я,Отвечаю солнцу я:Здравствуй, Родина моя!
– Олеся, понравилось тебе стихотворение? (Да) А вот сейчас, я ещё раз прочитаю его, и ты, пожалуйста, скажи какой вариант тебе понравилось больше и почему (читаю с выражением, интонацией).
Анализирует два варианта стихотворения Здравствуй, Родина моя. Выбирает из предложенных вариантов наиболее выразительный, эмоциональный.
Да, мне тоже больше понравился второй вариант, т.к. он был прочитан с выражением, интонацией. А что такое выразительность, интонация, как ты думаешь? Что значит прочитать стихотворение с выражением? Правильно, а с помощь чего на письме обозначают интонацию, что для этого используется? Да правильно, знаки препинания помогают нам прочитать стихотворение с выражением. Видя восклицательный или вопросительный знак, мы сразу изменяем интонацию голоса. Хорошо, а скажи, пожалуйста, в музыке есть знаки препинания, есть выразительные средства, интонация? (скорее всего да). Да, конечно и в музыке есть выразительные средства при помощи, которых мы изменяем силу звукоизвлечения и мелодия приобретает свой характер, свой стиль. И как ты предположила, тема сегодняшнего занятия Выразительные средства. Но так как эта тема очень обширная, то сегодня мы познакомимся с одним из разделов темы Штрихи. И так, тема сегодняшнего занятия: Выразительные средства музыки. Штрихи.
Предполагаемые ответы обучающейся: мне понравился второй вариант стихотворения, потому что он был прочитан с выражением.Отвечает на вопросы 1 задания.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: беседа.
Приём погружения в тему Вхождение в тему занятия
Микроцель: изложение темы занятия в контексте компетентностного подхода: Выразительные средства музыки, озвучивание ожидаемо результата: изучить, что входит в понятие выразительные средства и применить полученные знания при игре музыкальных произведений.
Необходимые материалы: Средства мультимедиа.
Создание ситуации успеха (доброжелательность)
Любую работу мы должны распланировать, т. е. составить план работы. Посмотри внимательно на нашу тему занятия и сейчас мы с тобой попробуем определить цели. Я говорю тебе свои цели, а ты пробуешь сформулировать свои. Готова? (слайд 2)
Образовательная цель:
обеспечить понимание понятия выразительные средства музыки;
изучить понятие штрихи, уметь применять их на практике;
отрабатывать умения и навыки работы с нотным материалом.
Развивающая цель: способствовать формированию интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения.
Воспитательная цель: формировать основу общекультурной компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя (совокупность знаний, навыков элементов культурного опыта).
Планирует свою дальнейшую деятельность, ставит цель, способы достижения цели и предполагаемый результат (Предполагаемые ответы обучающейся)
А какой же должен быть результат в конце урока? Да, правильно, мы должны изучить понятие: Выразительные средства музыки, штрихи. И уметь применять их при исполнение музыкальных произведений.
– Понять что такое средства музыкальной выразительности – понять что такое штрихи – уметь работать с нотами– Какая роль выразительных средств в музыке– Исполнять и слушать классическую музыку
Актуализация опорных знаний
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: практический
Приём Я – исполнитель
Микроцель: вспомнить ранее изученные произведения
Необходимые материалы: нотные издания для 2 класса, музыкальный инструмент – фортепиано (слайд 4).
– В начале нашего занятия я хочу с тобой немного поиграть. Давай представим, что мы находимся в большом концертном зале, все наши гости превратились в слушателей, а ты? Правильно – исполнитель, а ещё и ведущий концерта – конферансье. Постарайся сейчас вспомнить правила исполнителя, а также вспомнить произведения, которые мы разучивали ранее, объявить их и исполнить.
Практическое задание: объявление и исполнение ранее изученных произведений: М. Ребиков Кукла в сарафане
Создание ситуации успеха (скрытая инструкция)
– Итак внимание! Выступает Мазалова Олеся. Скажи, пожалуйста, как ты исполнила произведения? Всё ли, у тебя получилось? Хорошо, молодец. А теперь мы переходим к нашей теме занятия. И все средства музыкальной выразительности мы будем разбирать с опорой на твое музыкальное произведение: М. Ребиков Кукла в сарафане
Анализ исполненных произведений.
Метод воспроизведение ранее усвоенных знаний
Приём Что ты знаешь о средствах музыкальной выразительностиМикроцель: Закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности.Необходимые материалы: Средства мультимедиа. Слайд 5Обрати внимание на экран, на слайде у нас необычный музыкальный цветок, который собрал все средства выразительности. Посмотри внимательно, есть ли на лепестках цветка знакомые тебе термины? Да, с этими понятиями мы уже знакомы.
Озвучивает правила для исполнителя.
Проблемный метод
Приём: Новые слова
Микроцель: познакомить с новыми музыкальными терминами.
Необходимые материалы: Средства мультимедиа анимированный слайд 6.
Задание 3. Найди и назови незнакомые слова
Лодка плавает легато.Зайчик прыгает стаккато.Мишка ходит нон легато.Верно, говорю ребята?
Дятел долбит сук легато.Самолет летит стаккато.Нон легато плывет рыбка.Здесь, по-моему, ошибка.
Лебедь плывет легато.Скачет воробей стаккато.Слон шагает нон легато.Как вы ходите, ребята?
Ходим мы и нон легато,И легато, и стаккато.Словом, можем так и сяк,Даже наперекосяк.
Тебе понравились стихи, а ведь это всё ШТРИХИ!
Молодец, да это слова: стаккато, легато, нон легато. Это не просто слова, это музыкальные термины которые относятся к одному общему понятию – штрихи! И сейчас мы с тобой познакомимся, что такое штрихи, узнаем разновидности штрихов, и научимся применять их.
Читает, все средства музыкальной выразительности и делит их на знакомые и не знакомые в две колонки.
Слушает стихотворение, находит незнакомые слова
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: теоретический
Приём: Объяснение нового материалаМикроцель: Обеспечить понимание понятия штрихи.Необходимые материалы: Средства мультимедиа слайды 8-14.
– Ты когда-нибудь задумывалась над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью? Мы можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно. Так и в музыке. Игра без штрихов – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
– Итак, что же такое штрихи?
Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело.Начнем с самых основных штрихови самых часто используемых – это:
легато (legato)
нонлегато (nonlegato)
стаккато (staccato).
С названиями этих штрихов мы уже познакомились, читая стихотворение. Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Слайд 9. Итак, легато (итал. legato связанный) – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.В нотах штрих legato обозначается лигой.
Слайд 10. Нонлегато(итал. nonlegato раздельно) применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Слайд 11. Стаккато (итал. staccato отрывисто) – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).– Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Слайд 12. Портаменто(итал. portamento перенос) – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Слайд 13. Маркато (итал. marcato выделяя, подчеркивая) штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Слайд 14. Стаккатиссимо(итал. staccatissimo очень отрывисто) представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Внимательно слушает теоретический материал.
Применение знаний, формирование умений и навыков
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: обобщение
Приём: От частного – к общему!Микроцель: Обобщить и систематизировать понятие штрихиНеобходимые материалы: Средства мультимедиа, аудио файл, анимированный слайд 15, карточки
Олеся, вот сейчас ты познакомилась с понятием штрихи, а теперь давай сыграем в игру. Я тебе даю карточки с лепестками, и такой же цветочек на нашем экране. А задание будет следующее: выбрать из предложенных терминов, те, что относятся к понятию штрихи. Я знаю, что у тебя всё получиться.
Создание ситуации успеха (авансирование)
– И объясни, почему ты так сделала. А теперь: внимание! Проверяем, что получилось у тебя и что на нашем слайде! Всё правильно, ты просто умница!
Систематизация и обобщение всех представленных штрихов
Выполняет проблемное, творческое задания
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Приём: Что за штрих?Микроцель: Определить штрихи на слух Необходимые материалы: Средства мультимедиа, Средства мультимедиа анимированный, аудио слайд, оформленный при помощи ИКТ технологий. Слайд 16.
А как ты думаешь, можно услышать штрихи? Давай, попробуем, а задание у тебя будет следующее: Определить, каким видом штриха исполняется музыкальное произведение, и проверить себя, нажав кнопку. Молодец.
Проблемно-поисковое задание, в знакомых детских песенках определяет штрихи на слух.
Подведение итогов
Метод контроля и самоконтроля
Приём рефлексии Моё занятие
Микроцель: оценить свою работу (самоанализ); отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале занятия.
Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие? Все ли задачи, которые ты ставила перед собой, выполнены? Расскажи, что тебе больше всего понравилось на занятии. Какое самое интересное задание? Закончи, пожалуйста, предложение:
– Мне понравилось, как ты сегодня работала на занятии.
Создание ситуации успеха (высокая оценка деятельности)
– Я думаю, что все те знания, которые ты получила на занятии, помогут тебе в дальнейшей работе над музыкальными произведениями.
Рефлексия. Обучающаяся оценивает свою работу (самоанализ).
Метод контроля и самоконтроля
Приём рефлексии Моя оценкаМикроцель: оценить свою работу на занятии.
Создание ситуации успеха (высокая оценка деятельности).
Обучающаяся оценивает свою работу.
Домашнее задание
Метод самоконтроля
Приём Что я буду делать дома?Микроцель: мотивация обучающейся к выполнению домашнего заданияНеобходимые материалы: дневник. А новым домашним задание будет разбор музыкального произведения Л. Бетховена Сонатина. Как ты думаешь, над, чем тебе надо поработать дома? Я предлагаю, тебе самой определить свои дальнейшие действия, распланировать домашнюю работу. И не забудь обратить внимание на штрихи! А ещё я советует провести небольшой концерт, для родителей исполнив выученные музыкальные произведения. На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание.
Записывает домашнее задание, задаёт интересующиеся вопросы