Советы педагога заботливым родителям "Подготовка руки ребёнка к письму"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Советы педагога заботливым родителям "Подготовка руки ребёнка к письму"
Автор: Болотова Жанна Николаевна
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ «Подготовка руки ребенка к письму»Ж.Н. Болотова,воспитатель МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение»Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, писать пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.А как же правильно?При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует наблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует обучение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться «на нет». Как распознать неправильный навыкО неправильном навыке письма говорят следующие детали:Неправильное положение пальцев; ребенок держит пишущий предмет щепотью, горсточкой, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, пишущий предмет лежит не на среднем, а на указательном пальце;Ребенок держит пишущий предмет слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него;Верхний кончик пишущего предмета направлен в сторону или от себя;Кисть слишком зафиксирована;Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одном движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.Как исправитьДля исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что пишущий предмет должен лежать на этой точке;Нарисовать на пишущем предмете черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец;Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.Если ваш ребенок не умеет застегивать пуговицы или очень тяжело ему дается это занятие, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность у него мелкой моторики рук.Как развить мелкую мускулатуру руки ребенкаРазминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку, лопать пузырчатую упаковку;Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;Нанизывать бусины, пуговицы на нити. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках;Заводить будильник, игрушки ключиком;Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.Резать ножницами;Конструировать из бумаги (оригами);Рисовать узоры по клеточкам в тетради;Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольцами, перекладинами и другие).