"Прощание с Азбукой"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Прощание с Азбукой"
Автор: Терёшина Людмила Евгеньевна,

Прощание с АзбукойТерешина Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литературы первой категорииФМОБУ СОШ с. Покрово-Березовки «ООШ им. Н.М.Клычкова ст. Саловка»Цель: подвести итоги обучения детей по учебнику Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК «Школа России».Задачи:
  • Обучающая:
  • обобщение знаний учащихся о звуках и буквах русского языка.
  • Развивающие:
  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
  • развитие речи, внимания, мышления учащихся в ходе занятия;
  • развитие умения работы в группах.
  • Воспитывающие:
  • воспитание у учащихся интереса к чтению и бережного отношения к книге;
  • привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Оборудование: м/м проектор, экран, ноутбук; презентации «Как все начиналось» и «Азбука в стихах», напечатанные буквы и слова для конкурсов, «Толковый словарь» В.И. Даля, фонограмма песен «Азбука», «Маленькая страна», рисунки детей «Алфавит в картинках» (проекты учащихся). Действующие лица: учитель, ученики, Азбука, Нехочуха, библиотекарь. Ход мероприятия: Звучит фонограмма песни «Азбука», дети входят в класс. Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник. Догадайтесь, чему он посвящен: Сели на странички 33 сестрички. Сели рядом, не молчат, Обо всем нам говорят. (Буквы, азбука) - Правильно, это азбука. Сегодня у первоклассников замечательный день – они закончили изучать первый учебник чтения, и пришли, чтобы проститься с азбукой, а заодно и рассказать, что они узнали о буквах. Давайте вспомним, как же у нас все начиналось. (Показ презентации «Как все начиналось») Слайд 1: В день осенний, в день чудесный, В класс несмело мы вошли. Азбуки, для всех подарки На столах своих нашли.Слайд 2: Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам – строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли!Слайд 3: Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.Учитель: - Февраль за окнами стоит, Снег в воздухе кружится. А нам сегодня предстоит С Азбукой проститься!Ученик : Нас научила Азбука читать, Слова на слоги разделять. Открыла тайны многих книг, К ней любой из нас привык. Звучит песня “Азбука”. (Входит девочка, переодетая в костюм Азбуки) Азбука: Вот и я мои, друзья! Вас очень рада видеть я. Приятно услышать добрые слова о себе. А вы узнали меня?Я – Азбука, учу читать,Меня никак нельзя не знатьМеня изучишь хорошо – И сможешь ты тогдаЛюбую книжку прочитатьБез всякого труда.Учитель - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за этот год. Будь нашей гостьей!Азбука: - Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадки и мы можем начинать праздник.Чёрные, кривые, от рождения немые. А как только встанут в ряд сразу все заговорят. /Буквы/.Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные! Звонкие! Глухие! Разные такие! Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(звуки). (Раздается стук, входит Нехочуха)Нехочуха: - Ой! Куда это я попала?Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?Нехочуха: - Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?Дети: Мы – ученики, у нас сегодня праздник.Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?Нехочуха: - Я нигде не учусь!Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!Учитель: - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!Нехочуха: - Ерунда! Я вот, представьте,Не читаю, не пишу,И без букв противных вашихЯ прекрасно проживу!- Не знаю и знать ничего не хочу!Учитель: - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе? Для чего нужны буквы? (Ответы детей) - С первых дней учебы в школе мы изучали грамматику. Давайте покажем и расскажем Нехочухе чему мы научились. Учитель: - На какие 2 большие группы делятся буквы в алфавите? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)- Сколько гласных букв в алфавите? (10) - Какие гласные буквы обозначают 2 звука? (е,ё,ю,я – в начале слова и после гласных)Ученик: - Гласные тянутся в песенке звонкой,  Могут заплакать и закричать,  Могут в кроватке баюкать ребёнка,  Но не желают свистеть и ворчать. (Игра « Гласные буквы»)Учитель: - Сколько в алфавите букв, обозначающих согласные звук? (21, характеристика согласных) Ученик: - А согласные... согласны шелестеть, шептать, свистеть,  Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.Учитель: - Какие буквы не обозначают звуков?Ученик: - Ь и Ъ: Мягкий знак живет беспечно, Он без кепки ходит вечно. А упрямый твердый знак Кепку носит только так!Учитель: - Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним,  Но для тебя они ключи Ко всем хорошим книжкам! В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку.  В любой рассказ найдёшь ты путь, войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях, растениях, машинах.  Ты побываешь на морях и на седых вершинах.Нехочуха: Ой, как много всего нужно знать! Я все и не запомню. Ребята! Что же мне делать, как научиться читать? Я ведь даже не знаю, с чего начать, с какой буквы…Учитель: Мы с ребятами расскажем тебе о каждой букве самое интересное, чтобы тебе легче было их запомнить. А начнем мы с буквы А, т. к.: Буква А, буква А- Алфавиту голова!Защита проектов (дети рассказывают о буквах) + презентация «Азбука в стихах»Учитель: - Вот видишь, Нехочуха, как легко можно выучить алфавит. Но первоклассники не только знают алфавит и умеют читать. Они уже научились составлять слова из букв, делить слова на слоги и ставить в них ударение. А сейчас мы проведем веселые состязания, в которых ребята покажут все, что умеют.
  • Задание. ИГРА «ПУТАНИЦА»
  • Азбука: - Неизвестно как случилось, Только буква заблудилась, Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла буква-озорница, Очень странные дела начали твориться. - Ребята, поставьте буквы на свои места. (Азбука читает стихи, дети исправляют ошибки.) Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом. Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это. Врач напомнил дяде Мите: -Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. Не учил уроки, а играл в футбол. Оттого в тетради появился гол. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зелёный лук С длинными усами. 2 Задание. Учитель: Вы отлично отвечали, все загадки отгадали. А слова из букв составить сможете? А пословицы из слов? Сейчас вы поработаете в группах.Ребята 1-2 классов составляют из букв слова, ребята 3-4 классов составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. - Что же у нас получилось?Слова: ЁЖИК, МАШИНА. Учитель: - Молодцы, ребята! А какое правило вам встретилось в этих словах? (ЖИ –ШИ - пиши с буквой И)Учитель: - А какие пословицы составили ребята?Хорошая книга – лучший друг.Кто много читает- тот много знает. - О чём все эти пословицы? (о книге)- Для чего нам нужно уметь читать? (узнавать новое, интересное, быть грамотными, уметь правильно писать)Учитель: - Молодцы, дети! А Нехочухе было трудно, так как она сама ничего не смогла прочесть.Нехочуха: - Да, ребята сами читали, а я только слушала и мне было неловко.Учитель: - Не переживай, Нехочуха, если ты постараешься, то скоро выучишь все буквы и сама можешь прочитать любую книгу. А наши первоклассники уже прочитали много стихов, рассказов, сказок, и сейчас мы проверим, какие сказки они знают. А ты, Нехочуха, помогай нам. 3 Задание. Учитель читает загадки, показывает героев из сказки. Нехочуха путает детей, называя другое название сказки, а ребята исправляют её. 1. Свёколка (Репка) Кто – то за кого – то ухватился цепко. – Ох, никак не вытянуть! – Ох, засела крепко! (Репка)2. Три котёнка (Три поросёнка)Жили-были три весёлых братца… Всё лето резвились они, не зная забот... Но вот наступила осень. Надо было заботиться о жилье…(Три поросёнка)3. Курочка Пеструшка (Курочка Ряба)Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка Ряба)4. Дед Мороз (Морозко)Сидит под елью старикова дочь, дрожит, озноб её пробивает… А кто-то спрашивает её: - Тепло ли тебе, девица? (Морозко)5. Гуси – вороны (Гуси – лебеди).В сказке небо синее, в сказке птицы страшные Яблонька спаси меня, реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)6. Волк и пятеро козлят (Волк и семеро козлят)Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)Учитель: Молодцы, ребята! Знаете вы сказки! 4 Задание. Учитель: - Вот еще одна игра. Вам понравится она.На доске на карточках слова: КЛАСС, ДВЕРЬ, УРОК, УЧЕНИК, ПЕНАЛ, МЕЛ, ПАРТА, УЧИТЕЛЬ, РЕБЯТА, БИБЛИОТЕКА. - Первоклассники, вам нужно найти среди этих слов слова, состоящие из одного слога.Ученики по очереди подходят к доске, выбирают нужное слово, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания.Учитель: - А теперь задание усложняется. Нужно выбрать слова, состоящие из двух слогов. (Далее – из трех слогов).Учитель: - На доске осталось одно слово – БИБЛИОТЕКА. Сколько в нем слогов? Сколько в нем согласных букв? Какие буквы обозначают твердые согласные звуки? А мягкие согласные? Что означает слово БИБЛИОТЕКА? Давайте заглянем в «Толковый словарь» В.И. Даля (Заранее подготовленная ученица 4 кл. зачитывает значение слова) Звучит 1 куплет и припев песни “Маленькая страна” (сл. И.Резника, муз.В.Шаинского) Слово библиотекарю. (Библиотекарь читает детям телеграмму) ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!Не крутите старый глобус, Не найдёте вы на нём, Той страны - “Библиотеки” - Той, в которой мы живём.Здесь у нас свои порядки: Есть шкафы, есть стеллажи, Есть у нас свои квартиры, Полки, адреса свои.Приходите к нам учиться, Приходите к нам играть. Кто тут ленится? Скучает? Приглашаем почитать!  Ваши друзья - книги!Учитель: - Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по-прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?Нехочуха. - Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься! Как это здорово - уметь читать!Учитель: Конечно, здорово! Наши ребята приготовили стихотворение, которое так и называется «Как хорошо уметь читать».Ученик : Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста, прочти!»Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу!»Не надо ждать, не надо звать, А можно взять и прочитать!Азбука: Дорогие первоклассники! Вы азбуку прочли до корки. Вам по чтению – пятерки! И теперь без передышки вы прочтете любые книжки! Ждет вас новый учебник - литературное чтение. Желаю вам успехов в учебе!Учитель: Нам надо поблагодарить Азбуку за то, что научила нас читать. Давайте составим слово благодарности на нашем дереве Доброты (дети составляют из разноцветных букв слово СПАСИБО). - Спасибо тебе, Азбука!Азбука: - Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга. До свидания! Счастливого пути! Нехочуха: - До свидания, ребята! (Азбука с Нехочухой уходят)Учитель: - Подошёл к концу наш праздник небольшой,  Увлекательного чтения вам желаем всей душой.  Вам, девчонки! Вам, мальчишки!  С книгой ладить и дружить!  Пусть любовь к хорошей книжке  С вами вместе будет жить!