Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Автор: Сорокина Олеся Борисовна

Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС.Сорокина О.Б.МБОУ СОШ46 имени Героя России Сергея Амосоваг.Новосибирск, Россия Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты психологического сопровождения в целом, и также раскрывается сущность этого понятия в контексте внедрения ФГОС. Статья адресована студентам педагогических ВУЗов, педагогам психологам, и другим участникам образовательного процесса. Ключевые слова: обучающиеся, образовательный процесс, сопровождение. The psychological support of educational process in the conditions of introduction of FGOS.Sorokina O. B.School 46 named after Hero of Russia Sergey AmosovNovosibirsk, Russia Abstract: the article considers the theoretical aspects of psychological support in General, and also reveals the essence of this concept in the context of implementation of the FGOS. The article is addressed for students of pedagogical Universities, teachers – psychologists, and other participants in the educational process. Keywords: students, educational process, support. Психологическое сопровождение образовательного процесса является одним из важнейших условий современного общества. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет основные приоритетные цели и задачи. Однако решение этих задач требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Приоритетной целью модернизации является обеспечение российского образования на высоком уровне. В современном представлении понятие «качество образования» сводится не только к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «самореализация», «здоровье», «социальное благополучие». Новый стандарт обучения выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания не просто системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения вышеуказанных компетенций, которые становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В связи с этими новообразованиями важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды для обучающихся. Введение нового стандарта общего образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, показало точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Именно это и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, в связи с этими факторами, становится неотъемлемым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе. Целью работы психолога является создание социально-психологических условий для развития и успешного обучения детей. Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации обучающихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время практической психологии профессионального образования России необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями в системе среднего профессионального образования, связанными со стратегией достижения его иного качества. Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. Работа психолога с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, помощи детям. Это и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.Только при создании таких условий возможно целенаправленное психологическое сопровождение обучающихся и реализация требований нового стандарта начального общего образования и проектируемых последующих ступеней. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами и поликультурными аспектами в образовании. В связи с этим, деятельность психологов предполагает еще и решение задач психологического сопровождения и помощи педагогическим работникам в освоении технологий развития общих компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций. Психологу, прежде всего, нужно учитывать специфику работы в образовательных учреждениях. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива. Литература1. Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.2. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика 1989.3. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. М., Академия, 2003.