"Развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность"
Автор: Сумарокова Анна Михайловна
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группеЦель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.Задачи:1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.2. Развивать представления о сериационном изменении воды.3. Развивать наблюдательность, любознательность.4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).Вводная часть (мотивационная)- Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?(открыть изображение дракона)(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)- Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)- Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)- А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)- Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)- Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.- А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?Практическая частьОпыт 1.-Тогда начнём с разгадывания первой тайны - тайны льда.- Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)- А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)- Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)(педагог зажигает лампу)- А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)- Вот она – тайна льда:Лед растает, и тогдаБудет из него вода!Опыт 2.- Настала очередь тайны воды!- А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)- Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)- Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.- Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!- Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)- Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)- Вот и тайна воды разгадана:Если сильный, сильный жарИз водички будет пар!- А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)- Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.- Какой вывод можно сделать?- Правильно.Если холод вдруг придётИз водицы будет лёд!- А теперь давайте отдохнём.Физкультминутка.Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)Плечами дружно поведем (движение плечами)И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)От дождя мы убежим, (бег на месте)Под кусточком посидим. (садятся за столы).Опыт 3.- Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.- У меня есть чайник. Горячий!- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)- Сейчас я открою крышку.- Что вы видите? (пар)- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)- И нельзя наклонятся над горячим паром.- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?Проверим!- Что произошло? (появились капли воды)- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)- Молодцы, верно!- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!Если пар вдруг охладится,будет из него… (водица).- Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.- Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)- А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)- Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом- Если холод наступает,Все вокруг он охлаждает.(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)- Солнце, солнце, посвети,Нас в водичку преврати!(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)- Солнце греет, пригревает,В пар водичку превращает.(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)- Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)- Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)- А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)- А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)- Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.- А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)- А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.Продолжим игру:- Если облачко летит,Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)- Хорошо мы все запомним,Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)- А квадратик – твердый лед,Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)- Если солнце появляется,То у нас все нагревается!Дети меняют «лед» на «воду».Педагог показывает Деда Мороза и произносит:- Если холод наступает,Сразу все он охлаждает!Дети меняют «воду» на «лед».Воспитатель (показывает солнышко).- Если солнце появляется,То у нас все нагревается!Дети меняют «лед» на «воду».Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).- Солнце все сильнее греет,Греет-греет, нагреваетИ водичку превращает…Дети меняют «воду» на «пар».Воспитатель (показывает Деда Мороза).- Если холод наступает,Сразу все он охлаждает!Дети меняют «пар» на «воду».Рефлексия- А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?- Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)Что запомнил ты?.Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!