"Активные формы работы на уроках английского языка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активные формы работы на уроках английского языка"
Автор: Череватая Марина Сергеевна
Активные формы работы на уроках английского языка как способ повышения мотивацииОсновной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в процессе общения с носителем иностранного языка реагировать на услышанное или прочитанное, выразить свое мнение, задать вопрос и ответить на него устно или письменно. Для решения этой задачи необходимо систематически работать над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. Прежде всего, эта активность будет зависеть от того, есть ли у учащихся интерес к предмету.Часто считается, что учителя иностранного языка находятся в привилегированном положении. Отчасти с этим можно согласиться: на уроках английского языка класс делится на подгруппы, иностранный язык, особенно английский, очень популярен, и почти все уже поняли, что без знания иностранного языка очень трудно существовать в современном мире, найти престижную работу и т.д. Действительно, практически все ученики хотят изучать английский язык, но это совсем не означает, что они хотят упорно трудиться, чтобы знать язык. Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более что подавляющее большинство учеников не имеют возможности общаться с носителями языка.Под активными формами и методами обучения чаще всего подразумевается комплексная социально-дидактическая технология, реализующая, прежде всего, такие виды социально-педагогического тренинга, как ролевые игры, групповые дискуссии, деловые игры. Эти виды работы характеризуются, во-первых, ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, во-вторых, реализацией принципа активности обучающихся, в-третьих, использованием своеобразного обучения на моделях. В то же время А.А. Вербицкий отмечает: «Понятие «активный метод обучения» достаточно условно, поскольку все формы и методы, если они выбраны правильно, побеждают тот уровень активности, который достаточен для усвоения нового содержания». Говоря об активных методах, необходимо упомянуть и принцип активности в обучении. Г.И. Рогова утверждает, что в методике обучения иностранным языкам объединение сознательности и активности в один принцип отвергается повседневной практикой.Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения. Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как: доброжелательная обстановка на уроке;положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.Начало урока является одним из важных этапов: «A good beginning makes a good ending». Задача речевой зарядки - ввести учащихся в атмосферу иноязычного общения, особенно на старшем этапе. Задача учителя на этом этапе – сразу ввести обучающихся в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный организационный момент речевой зарядкой в форме деятельностных дидактических игр.Так же кроме дидактических игр можно взять вопросы, связанные с определённой темой и для повторения грамматики. Интегрированной формой речевой зарядки является грамматически ориентированная речевая зарядка.Примеры грамматически ориентированной речевой зарядки.(раздаточный материал)Регулярное проведение такой речевой зарядки позволяет:закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты;повторить уже усвоенные грамматические структуры и включить их в речевое действие;задействовать такие виды речевой деятельности, как аудирование и говорение;логически привести к формулировке темы урока.Речевая зарядка может быть проведена в режиме учитель → ученик и учитель → ученик → ученик.Фонетическая зарядка тяготеет к началу урока, в этом случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения и в значительной мере предупреждает появление фонетических ошибок в ходе урока. Но во время урока фонетическая зарядка решает и более важные задачи: развивает речевой аппарат и может снимать напряжение аудитории.Отечественные и зарубежные методисты полагают, что работа над фонетикой более результативна в сочетании с другими видами деятельности. Фонетическая зарядка — это не только тренировка произношения, это вид учебной деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся и лексические, и грамматические навыки. Во время фонетической зарядки выполняется интенсивная работа на материале рифмовок, стихотворений, скороговорок, песен. Она проводиться в зависимости от класса и темя раздела. Например, если раздел посвящён Past Simple, то вы можете разучить на первом уроке песню «Mary Had a Little Lamb». Для фонетической зарядки на начальном этапе выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки, например “Hello!”Так же если вы знаете дату дней рождения ваших учеников, можно спеть песню “Happy birthday”.Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей. На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.В наше время, когда в учебный процесс внедряются новые компьютерные технологии, которые способствуют недостаточной двигательной активности учащихся, физкультминутки должны быть неотъемлемой частью каждого урока.Дети 10 - 13 лет, подростки, особенно нуждаются в движениях. Они растут, развиваются, им трудно отсидеть целый урок, не двигаясь, они быстро устают. Поэтому каждому учителю надо так планировать свой урок, чтобы было время для физкультминутки. Физкультминутки развивают навыки речи, обогащают словарный запас, поддерживают интерес учащихся к изучению английского языка. Стишки, песни, игры способствуют прочному запоминанию слов и словосочетаний. Они разнообразят уроки, делают их интересными. Условно я делю физкультминутки на 3 вида: 1) физкультминутки-стишкам; 2) физкультминутки-песни; 3) физкультминутки-игры. Чтобы ученикам было интересно, эти физкультминутки нужно чередовать, а не повторять одно и то же каждый урок.Песенка - зарядка, которая не теряет совей актуальности уже несколько десяток лет. Дети как и на средних этапах обучения, так и на младших с удовольствием выполняют все упражнения на английском языке.Дети с удовольствием выполняют движения и исполняют песню.Одной из активных форм, я считаю проектные работы на уроках английского языка. В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания.Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект и ответить на вопросы по содержанию проекта.Участие детей в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и других видах деятельности также является активной формой работы. Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.