Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС.
Автор: Тареева Инна Николаевна

Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС.Стандарт (ФГОС) нового поколения будет обеспечивать развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Цели образования определяются через систему ценностных ориентиров – от освоения предметов к развитию личности, при этом воспитание личности ребёнка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие:
  • Содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий географической картины мира.
  • Выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения.
  • Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс.
  • В Базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
  • На основе Стандарта создана Примерная программа по географии для основной школы. Следует понимать, что Примерная программа не носит официального характера и не является нормативно-правовым документом.Согласно проекту стандарта, каждая школа должна иметь свою образовательную программу, включающую:- рабочие программы по каждому изучаемому в школе предмету;- программу организации внеучебной деятельности;- программу духовно-нравственного воспитания;- программу коррекционной работы и др.Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Авторские рабочие программы составляются авторами учебников на основе Фундаментального ядра содержания и на основе Примерной программы.Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные, метапредметныеи личностные результаты, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий. Методической лабораторией географии МИОО разработаны методические рекомендации ко всем курсам школьной географии. В них:- чётко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока;- выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений;- прописаны в каждой теме рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Учитель географии имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеучебная работа по предмету.Внеучебная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам. Во внеучебной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной деятельности. Это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету. Внеучебную деятельность важно выстраивать на основе наблюдений, изучения мнений учащихся, проведения анкетирования и опросов. Она должна быть направлена на создание условий, способствующих становлению у школьников ценностных представлений и социальных ориентиров, формированию компетентностей. Диагностика важна для выявления ценностно-смысловых предпочтений и социальных ориентиров школьников, их потребностей, возможностей и склонностей; представлений родителей о будущем их детей. В любом случае организация внеучебной деятельности предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Она может разворачиваться как в классе, так и в школе, в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. Это, по сути, включение школьников в решение социально-значимых вопросов, выполнение ими различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий. Цели и содержание внеучебных программ определяются реальными потребностями школьников. Количество таких программ или внеучебных модулей может быть неограниченно, в зависимости от образовательных потребностей детей. Внеучебные программы по предмету или циклу предметов могут быть объединены в программу внеучебной деятельности, которая в свою очередь может быть органичной частью внеучебной образовательной программы всей школы, цель которой заключается в создании условий для самоопределения, самосовершенствования и самореализации личности в культурно-образовательной среде.Программа каждого из этих модулей несёт в себе определённые организационно-педагогические и содержательные аспекты и становится неотъемлемой частью внеучебной деятельности школьников. Модули направлены на расширение внеучебных воспитательных (образовательных) целей и задач, способствующих жизненному самоопределению школьников через предоставление им возможности выбора образовательной траектории и усилению практико-созидательной основы жизненных опытов (проект школы будущего, проект озеленения школьного двора, проект улучшения инфраструктуры района, проект оптимизации школьного пространства).В процессе внеклассной работы возникают различные образовательные пространства, которые могут существовать параллельно, пересекаться, приводить к появлению новых внеучебных программ, которые выходят за рамки школы в социум и далеко за его пределы, что позволяет школьникам совершенствовать опыт продуктивной коммуникации как условия успешности за пределами школьной среды.Ещё одной особенностью всех внеучебных программ является участие в них разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников. Многие из них имеют относительно постоянный состав и принимают участие «командой» в различных видах деятельности. Иногда состав команды меняется, что создаёт условия для выбора социальных партнёров, пробы себя в разных ролях, разных способах общения.Условием появления у учащихся способности принимать решения и отвечать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участияшкольника в реализации программы внеучебной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт – проект, исследование, презентация, страница сайта и т.д. Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеучебной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России. Внеучебные программы изначально должны проектироваться с обязательным применением школьниками информационных технологий, дающих возможность выхода за пределы школьной среды. Школьник обретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание.Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребёнку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.Помимо программы внеучебной деятельности, в основную образовательную программу школы входят программы профессиональной ориентации, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования и развития ИКТ-компетентности и т.д.Таким образом, отличительными особенностями ФГОС являются:
  • Переход от знаниевой парадигмы к системно-деятельностной.
  • Создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающую их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
  • Установление чётких личностных, метапредметных и предметных требований к результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования.
  • Ориентация процесса обучения на достижение требуемого результата.
  • Переход от модели контроля к изучению качества образования.