" Проблема взаимодействия семьи и ДОУ и пути их решения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Проблема взаимодействия семьи и ДОУ и пути их решения"
Автор: Лапшина Оксана Сергеевна

.Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ и пути их решения.Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, ни и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. Очень важным для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты признаны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить домашнее воспитание. Так же очень важно, чтобы условия в семье и в детском саду не отличались друг от друга. Чтобы и дома и в дошкольном учреждении ребенок не сталкивался с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим. Очень важно научить детей общению друг с другом, научить проявлять сочувствие, терпимость, взаимопомощь. И это не возможно без активного участия семьи.Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовало новой модели общественного воспитания личности и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов и психологов. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций. Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Родителей надо тоже формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если мама утверждает что ребенок «трудный» в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребенком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей ( эмоционально отвергающие, жестоко агрессивные).Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той огромной работой, которую ребенок совершает самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода его из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагать им новые формы взаимодействия.Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возможно только при следующих условиях:- готовность педагогов к взаимодействию с родителями;- настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;- определение значимых для педагогов и родителей, целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;- разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.В настоящее время семья испытывает целый ряд социально-экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье. В исследованиях социологов, педагогов, психологов отмечается, что лишь 20% семей дошкольников можно считать благополучными для развития детей, как в аспекте семейных отношений, так и в аспекте материальной обеспеченности семьи, создания необходимых условий для развития дошкольников.Поэтому деятельность педагога с семьей должна включать три основных составляющих:- помощь в образовании,- психологическую помощь,- посредническую.Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи.Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая выделяет четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:- благополучные семьи,- семьи группы риска,- неблагополучные семьи,- асоциальные семьи.Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогического просвещения.Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей низкая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога.Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами.Из этого следует, что работа с родителями должна вестись регулярно, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение различных форм работы.Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а к каждой категории родителей в отдельности.Таким образом, можно разделить родителей на две большие группы: Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психико-педагогическом отношении)Проблемные семьи (требующие длительной помощи, семьи групп риска)Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности, отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:- улучшение семейного микроклимата;- формирование положительных взаимоотношений в семье;- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе.Взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Традиционные формы взаимодействия детского сада и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы, социально-экономические изменения, что приводит к неправильной постановке целей участников взаимодействия. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму.Организуя работу с семьей, педагог должен понимать, каких результатов он хочет реально достичь в ходе взаимодействия с семьей. Результаты такого взаимодействия могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в создании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в более оптимистичном взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка.Поэтому в ходе подготовке к взаимодействию педагогам важна, определить, для чего им может быть полезно сотрудничество с родителями в их педагогической деятельности. Оно может сделать результаты их труда более эффективными, потребует меньше энергетических и психологических затрат для развития, воспитания и обучения их воспитанников.Педагогу целесообразно выбирать то содержание взаимодействия, которое значимо для него самого и которое он сможет сделать значимым для родителей.Для эффективного решения задач необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Такая диагностика позволит увидеть своеобразие семейного воспитания каждого ребенка, его особенности, взаимоотношений с близкими и, что особенно важно, потребности в педагогической помощи самих родителей. Результаты проведенной диагностики дадут возможность педагогу увидеть, как эффективней построить сотрудничество с разными родителями.Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: Анкетирование родителейАнкетирование воспитателейТестирование родителейИндивидуальные беседы с родителямиИндивидуальные беседы с детьмиПосещение семьи ребенкаИзучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детейМоделирование игровых и проблемных ситуаций.Организуя непосредственное взаимодействие с родителями педагогу необходимо, прежде всего, заинтересовать их возможностями совместного воспитания своих детей. Для этого ему необходимо научиться использовать такие формы взаимодействия, в которых родители смогут занять активную позицию – дискуссии, круглые столы, родительские конференции, деловые игры. Вывод:Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких обще педагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы:- анкетирование;- тестирование;- индивидуальные беседы;- наблюдения за детьми и родителями.Используемые многообразные формы воздействия должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществления педагогического сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями, с учетом современных требований педагогической пропаганды.Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта. В связи с этим педагог должен быть терпелив и крайне тактичен, способным грамотно донести желаемую информацию, убедить собеседника.Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования, приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.Именно поэтому содержание и формы работы семьи в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении своевременных задач воспитания и образования.