«Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения»
Автор: Глухова Мария Ивановна

«Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения»Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» Сократ«Возбудить силы самовыдвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из ребёнка – вот основная задача воспитания»Личностно-ориентированное обучениеэто такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования (И.С.Якиманская). Учебное занятие было и остается основным элементом образовательного процесса в дополнительном образовании (также как урок – в школе), но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу. Чем разнообразнее субъектный опыт, тем больше у педагога возможности его использовать в обучении, но для этого он должен предоставлять воспитанникам возможность пользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, предлагаемое педагогом (там, где это возможно) должно иметь словесное, графическое, предметно – иллюстрированное решение. Ребёнок вправе выбрать какое-либо одно и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию. Это особенно важно в старших классах, где дидактический материал разнообразен по содержанию, форме и объему.Большое значение для организации личностно – ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам: летопись, былины, мемуары, описание очевидцев, художественные произведения, различные справочные материалы и т.п. Педагогу важно предоставить ученику право работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения.При изучении художественной литературы, на занятиях музыкой, изобразительным искусством можно выявить индивидуальные предпочтения обучающихся к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения должны учитываться педагогом, использоваться в процессе учебной и творческой работы на занятиях. Единообразие, шаблон здесь просто недопустимы.Работа на занятии с субъектным опытом ребенка требует от педагога специальной подготовки: не просто изложения материала, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить), где они по вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые педагог затем начинает «отрабатывать» их с позиции дидактических целей занятия. Он должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания.Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Именно такое занятие мы называем личностно – ориентированным. В ходе его педагог не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно – значимым.Взаимодействуя с учениками в ходе занятия, педагог не опасается неправильных ответов (если это не контрольное занятие), привлекает к работе всех воспитанников (а не только хорошо успевающих), обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать – «давайте договоримся, что в это понятие (термин), мы вкладываем определенный смысл (содержание) и будем в дальнейшем его придерживаться». Итак, цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения педагогом этой цели:
  • использование разнообразных форм и методов организации учебной и творческой деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе учебной группы;
  • стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего воспитаннику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности воспитанника не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения детей.
  • Выделенные общие цели и средства организации личностно – ориентированного занятия должны быть конкретизированы педагогом в зависимости от назначения занятия, его тематического содержания. Поэтому в зависимости от типа занятия должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность педагога на занятии с личностно – ориентированной направленностью (критерии разработаны И.С. Якиманской для анализа школьного урока, мы адаптировали их к специфике дополнительного образования):
  • мотивация учеников к целеполаганию;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех воспитанников в ходе занятия;
  • сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия;
  • обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребёнка, но и анализа того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;
  • оценивание воспитанника в конце занятия должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
  • при задании на дом (если таковое имеется) подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.