"Развитие психо - моторной одаренности на занятиях акробатикой в детском саду"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие психо - моторной одаренности на занятиях акробатикой в детском саду"
Автор: Василенко Инга Сергеевна

Развитие психо - моторной одаренности на занятиях акробатикой в детском саду. Василенко Инга Сергеевна Инструктор по физической культуре МАДОУ «Русалочка» ЯНАО г. Губкинский Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. СухомлинскийОдаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.В своем виде деятельности – физической культуре, хочется остановиться на специальной одаренности, которая обнаруживает себя в конкретном виде деятельности, а именно в спортивной акробатике.В многочисленных исследованиях по физическому воспитанию дошкольников доказано, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития таких физических качеств человека, как гибкость, ловкость, координация движений. Из всех применяемых для решения этой задачи средств наиболее эффективными, на мой взгляд, являются упражнения спортивной акробатики. Выполнение акробатических упражнений, обеспечивает развитие у детей умение владеть своим телом, развивает вестибулярный аппарат, устойчивость, гибкость.В детском саду «Русалочка» уже многие годы провожу секцию спортивной акробатики. Занятия основаны на авторской программе для секционных занятий, разработанной специально для дошкольников. Цель программы – обучение детей отдельным элементам акробатики в доступной для них форме. Достижение этой цели способствует решения ряда следующих задач: а) учить детей осознанно владеть своим телом, б) вырабатывать у них потребность в прогибании позвоночника, в) способствовать подвижности суставов и активации работы мышечной системы при равномерном дыхании. Благодаря освоению доступных дошкольникам элементов акробатики у детей заметно расширяется двигательный опыт.Наш опыт показывает, что занятия акробатикой детям очень нравятся, они проходят на высоком, эмоциональном подъеме. При этом ведущим принципом при организации занятий акробатикой является один из важнейших принципов дидактики - «от простого к сложному».Дети нашего детского сада заметно отличаются от своих сверстников из соседних детских садов развитием таких физических качеств, как гибкость, ловкость, координация движений. 80% детей старшей и подготовительной группы чисто, без ошибок выполняют следующие акробатические упражнения: различные стойки на руках и на предплечьях, перекаты на грудь из различных исходных положений, упражнения на растяжку и гибкость.Регулярно проводимый нами опрос родителей показал их удовлетворенность тем, что их дети посещают кружок по акробатике. Практически все родители очень рады, что их дети занимаются акробатикой. Такое положение является результатом работы, проводимой в нашем детском саду с родителями: это различные консультации, беседы по здоровому образу жизни, а также выступление детей с акробатическими номерами на родительских собраниях.На занятиях по акробатике большое внимание уделяется общему физическому воспитанию детей, проводится оздоровительная и образовательная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, на развитие у них техники выполнения акробатических упражнений, на подготовку к успешному освоению школьной программы по физической культуре. Благодаря этому дети постепенно приобщаются к традициям физкультуры и спорта и здоровому образу жизни, знают, что каждое движение в акробатике имеет свое название и значение для организма. Занимаясь в кружке, они получают представление о разнообразном мире движений, которые особенно на первых порах являются для них новыми и необычными. Акробатика относится к сложно - координационным видам спорта, поэтому располагает большим арсеналом средств, направленных на развитие координации движений. К таким упражнения относятся различные стойки на руках, на голове, на одной ноге. Все упражнения, предлагаемые детям на секционных занятиях по акробатике в детском саду, адаптированы нами с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их физических возможностей.Одним из важнейших физических качеств, обуславливающих успешность овладения упражнениями в акробатике, является гибкость: без неё невозможно воспитывать выразительность движений, пластичность и совершенствовать технику, поскольку при недостаточной пластичности в суставах движения ограничены и скованны. В качестве средств развития гибкости на занятиях по акробатике детям предлагается много упражнений на растягивание, благодаря чему уже ко второму году обучения, как показывают результаты тестирования, у них значительно улучшается гибкость. Кроме того, у детей, занимающихся в кружке, гибкость и координация движений значительно превосходит уровень развития этих качеств у детей, не посещающих кружок акробатики. В качестве косвенного показателя эффективности занятий акробатикой можно назвать тот фактор, что дети нашего детского сада с успехом проходят отбор в различные танцевальные коллективы, которые в достаточном количестве имеются в нашем городе. При этом руководители этих объединений отмечают хороший уровень физической подготовленности наших детей для занятий хореографией.Для занятий в секции спортивной акробатике в детском саду не требуется специального оборудования, нужны только гимнастические маты, мягкий ковер, желание заниматься детей и родителей. Занимаются все желающие, но вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в освоении более сложных упражнений акробатики, направленных на развитие гибкости и координации движений, провожу специальные дополнительные занятия. Обучение начинаю с подражательных движений. К каждому акробатическому элементу дается ряд подготовительных и подводящих упражнений, которые помогают ребенку правильно и быстро усвоить движения. Для развития гибкости на занятиях по акробатике детям предлагается упражнения на растягивание: наклоны, «мостики», «корзиночки», «кораблики», «пружинки». Таким образом, занятия в секции дают детям представление о разнообразии движений, развивают пластику и артистичность, улучшают телосложение. Способствуют выработке правильной осанки, воспитывают волю, выносливость.Положительное влияние акробатических упражнений отражается не только на уровне развития двигательных способностей и физических качеств детей, но и на улучшении телосложения, и, что особенно важно, на выработке правильной осанки, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее.Большинство детей, занимающихся в секции «Юный акробат», умело выполняют не только довольно сложные акробатические упражнения, такие как колесо с места и с разбега, различные стойки на руках, кувырки, рандат, но и многие другие упражнения, соответствующие программным требованиям по акробатике для младших и средних классов общеобразовательной школы.Заниматься акробатикой с детьми начинаю со средней группы (4 года). И уже в этом возрасте есть дети, впервые выполняющие довольно сложные упражнения, направленные на развития гибкости, растяжку, силовые стойки, делают их блестяще, на высоком уровне. Такое впечатление, как - будто они уже не раз занимались и тренировались в других спортивных школах, а им всего 4 года. В таких видах спорта, как гимнастика спортивная, художественная, фигурное катание, акробатика, главное не упустить момент, время и выявить эту звездочку в 4 или даже в 3 года, потом просто будет поздно. Моя задача заключается в том, чтобы найти, заметить таких детей, и индивидуально работая с ними, развивать эти физические показатели.Еще один показатель одаренности таких детей я считаю то, что они быстро схватывают технику выполнения сложных координационных упражнений, после одного – двух показов или объяснений, а также могут показать всей группе те упражнения, которые не может выполнить тренер. Способность к творчеству, к созиданию являются признаком одаренности. В акробатике такие дети пытаются усложнить каждое упражнение, сделать его необычным, продолжить упражнение в связку с другими упражнениями. Они также обладают высокой двигательной памятью, что является важным звеном в выполнении сложных двигательных комбинаций под музыкальное сопровождение.Звездочкам или одаренным детям многие физические данные (гибкость, сила, растяжка, прыгучесть) даются с рождения, но их необходимо развивать, и многое зависит от тренера, от его творческого подхода, профессионализма. Я, как педагог с многолетним стажем просто не мыслю себя без своей работы. Имея высшую квалификационную категорию и разряд (КМС) в спорте, стараюсь многое передать детям. Наиболее одаренные дети выступают на спартакиадах дошкольных учреждений, занимают только призовые места. Они участвуют как в основных видах многоборья, так и в показательных выступлениях с различными акробатическими номерами. Уже много лет подряд мы занимаем в этих соревнованиях призовые места. Дети выступают с показательными номерами на сценах города. А также продолжают после детского сада занятия в секции акробатики в СОК «Ямал», танцевальных коллективах «Северное сияние», «Серпантин», «Юность». Уже несколько лет по приглашению работаю в спортивно – эстрадном ансамбле «Серпантин», развиваю гибкость у детей, растяжку, обучаю трюковым номерам.В задачи программы кружка «Юный акробат» не входит подготовка детей к достижению высоких спортивных результатов, тем не менее, я включаю в занятия элементы соревновательности, что позволяет давать детям элементарные знания из области спортивной акробатики. Таким образом, наш опыт показывает, что дети с огромным желанием занимаются акробатикой, что интерес к этому виду спорта у них не только не затухает, но разгорается еще с большей силой, когда у них, то или иное упражнение начинает получаться все лучше и лучше. И это то, самое главное, ради чего стоит работать с детьми.