Особенности развития общения детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития общения детей дошкольного возраста
Автор: Данилова Светлана Александровна

Особенности развития общения детей дошкольного возрастаДля того, чтобы человек вырос в полноценную развитую личность, важно ещё в раннем детстве приобретать опыт межличностного общения, которое является основой социализации. Это является важнейшей стадией в развитии индивидуальности человека, ведь недаром «дети-маугли», оказавшиеся в вынужденной изоляции, так и не смогли научится человеческой речи и формам общения между людьми.Общение у дошкольников может происходить в детском дошкольном учреждении так или вне его – при контактах родителей, на игровых площадках и т.п. Особенно важно для детей общение с ровесниками, для того, чтобы вырасти полноценным взрослым человеком.Может быть выдвинуто различное количество аргументов как «против», так и «за» посещение ребёнком детского учреждения, но на практике те дети, которые не имеют опыта общения в ДОУ, гораздо труднее адаптируются к школе, при этом испытывая большие психологические трудности при общении как с одноклассниками, так и с учителями.При общении приобретается новые знания, социальный опыт, развитие речи, закладывание характера, происходит формирование потребностей и ценностей. Естественно это происходит при контроле и вмешательстве родителей.Все взрослые люди, с кем приходится общаться ребёнку, оказывают влияние на процесс социализации, их можно разделить на то какова частота контактов, какова их эмоциональная насыщенность и информативность. Самым важным и стоящим на первом месте являются родители, на втором месте воспитатели детского сада, общаясь с которыми дети получают большую информативную и эмоциональную насыщенность По природе своей маленькие дети являются эгоцентричными, и им требуется время, для того научиться входить в положение других людей, ставить себя на их место. И лучшим местом для получения этих навыков является детский коллектив, именно в нем воспитателем направляется общение детей, он помогает решать возникшие конфликты, при этом приучая детей учитывать, как свои, так и интересы других. Таким образом развитие общение у дошкольников наилучшим образом происходит в детском коллективе, при наблюдении психолога, который может заметить проблемы детей и при этом подсказать родителям их пути решения.Дошкольный возраст – это время изменения приоритетов в сторону общения со сверстниками. Дети знакомятся, общаются с большим интересом в процессе разных видов деятельности, таких как игры, труд, занятия, чаще всего общение развивается именно в играх. на формирование личности ребенка оказывает влияние развития общения детей дошкольников, происходит изменение характера игр, в которые играют дети. Общение становится основной потребностью человека.Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками значительно различается. Мнение взрослого человека ребенком воспринимается таким какое оно есть, не сомневаясь и не перепроверяя его, так как взрослый для него – это образец, то во время общения со сверстниками видна совсем другая картина. Ребенок оценивает точку зрения сверстников, особенно если она не является совпадающей с его собственной, так он может менять её, оспаривая и стремясь доказать свою правоту. Таким образом, можно сделать вывод, что, общаясь со сверстниками ребенок развивается личностно и коммуникативно, имеет свою точку зрения, учится отстаивать ее и делать моральный выбор. Ведь именно при общении со сверстниками, ребенок чувствует себя как равный партнер. Дети невольно сравнивают себя и других, то есть ровесник является некой мерой, при помощи которой можно оценивать себя. Специфическими особенностями отличается развитие общения детей дошкольного возраста и сверстников. Оно дает ребенку возможность для более частого проявления инициативы. Данный вид общения является более многообразным, чем общение ребенка и взрослого, именно тут ребенок получает возможность делать то, что не делал бы в общении со взрослыми, к примеру, выдумывание новых игр. Важным является и то, что это общение менее регламентировано и более открыто, обладая яркой эмоциональной насыщенностью.Но при этом нельзя сказать о том, что общение со взрослыми не помогает в развитии малышей. Оно также имеет важное значение, особенно во время первых семи лет жизни, во время закладывания основ личности детей. Взрослый человек для ребенка – это центр предпочтений. Значимый взрослый делает привлекательными для ребенка предметы, те, которым он сам отдает предпочтение. Во время того как он видит, отношение взрослого к ним, так и ребенок таким же образом расставляет свои приоритеты. Во время общения с взрослыми, чаще всего с родителями, дети посредством овладения предметной деятельностью учатся познавать мир, использовать бытовые приборы, пользоваться вилкой и ложкой, зубной щеткой, расческой, а также одеваться, умываться, самостоятельно кушать. Во время манипуляций с разными предметами, дети учатся быть самостоятельными, независимыми, что вносит свободу в их действия.При развитии общения дошкольников развиваются и контакты ребенка и других людей. Определяется это потребностью ребенка, ведь при отсутствии общения человеком испытываются тяжелые переживания, а находясь в кругу своих друзей и понимающих его людей, он может найти себя и своё место в жизни.Общение является обоюдной и взаимной активностью, которая предполагает встречную направленность партнеров, поэтому огромное значение для того, чтобы происходило развитие имеет как общение с взрослыми, так и со сверстниками.