"Активные формы преподавания русского языка".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активные формы преподавания русского языка".
Автор: Кутина Елена Васильевна

"Активные формы преподавания русского языка".
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Глубокие знания появляются при системном обучении русскому языку, постоянной работе над теоретическим материалом учебника путём постановки вариативных вопросов к его тексту, выявлению ключевых слов, свёртывании и развёртывании информации, построении таблиц, схем. Прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи.
В настоящее время продуктивными являются такие методы, при которых обучение, где главным действующим лицом является учитель, переводится во взаимо- и самообучение учащихся. Этому способствуют такие активные формы уроков, как практикумы, семинары, зачёты, лабораторные занятия, занятия с использованием информационных технологий. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста и подтекста, создании собственных высказываний. При этом максимально учитываются интересы ребят, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения, что создаёт условия для гуманистического управления процессом становления личности.
Работа с учебником.
Составление вопросов, свертывание лингвистической информации в таблицы, блоки, схемы, конспекты, тезисы, развертывание такой информации. Интересна работа по составлению учебного пакета по лингвистической теме, которым можно пользоваться при повторении, а также при подготовке к экзаменам.
Для формирования более глубоких теоретических знаний полезно написать с учащимися сочинения на лингвистические темы. Эти же работы в старших классах могут стать докладами и рефератами на лингвистическую тему.
Организация домашней работы.
Домашнее задание должно быть не только логическим продолжением занятия, но и установкой на подготовку к активной самостоятельной деятельности на следующем уроке. Необходимо постоянно использовать разнообразные формы контроля выполнения домашнего задания: проверка тетрадей с обязательной работой над ошибками, коллективная проверка в классе, самопроверка по доске, можно с использованием проектора, взаимопроверка.
Нетрадиционные домашние задания включают : самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам, по алфавиту; разработка наглядных пособий, таблиц, алгоритмов, схем, опорных конспектов; творческие задания: написание стихов, рассказов, сказок, сценариев, сочинений на лингвистическую тему и т.д.; разработка кроссвордов; объединение нескольких правил в одну группу и подготовка рассказа об этом объединённом правиле. Например, Не с разными частями речи; задания на основе материалов печати, радио, телевидения; подготовка выступлений на уроке, можно с использованием магнитофона; составление карточек; редактирование текста; анализ текста.
Использование вузовских форм (практикума, семинара, лабораторного занятия) в школе помогает учителю изменить позицию ученика в учебном процессе. Учащийся не только активно усваивает знания, постигает необходимые умения, но и приобщается к опыту творческой деятельности. В новых условиях подросток овладевает не только типичными функциями ученика, но и приобретает умения, свойственные учителю: умение планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить.
Активные формы урока позволяют всем учащимся учиться по способностям, достигать высших для себя результатов, ежедневно получать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи.
Урок-практикум.
Традиционный урок-практикум. Учитель готовит задания по вариантам. Учащиеся, используя учебники, справочники, словари, выполняют эти задания.
Группа наиболее подготовленных учеников дома готовит для урока-практикума взаимодиктанты: дети подбирают тексты и выписывают предложения из художественных произведений, пропуская орфограммы и пунктограммы. В классе заготовки раздают одноклассникам, объясняют задания и консультируют тех, кто затрудняется. Они же и проверяют работы, оценивают их.
Максимальная самостоятельность ребят. По заданию учителя дети дома готовят тексты или 15-20 предложений, которые зашифровывают. На уроке обмениваются заданиями, выполняют их. Вновь обмениваются, чтобы провести взаимопроверку. Учитель. Проверяя работы, может поставить отметку и за подготовку задания, и за выполнение работы, и за проверку.
Урок-семинар.
Урок-семинар – одна из разновидностей повторительно-обобщающего урока.
Уже на первом уроке по теме ученикам предлагается серия взаимосвязанных вопросов и заданий. Эти вопросы и задания позволяют учащимся подбирать необходимые материалы к уроку-семинару, что способствует формированию научного стиля речи, умений вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать своё выступление или высказывания других. Основой содержания семинара является теория. Ведущей целью такого урока становится необходимость формирования теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал, что позволяет подросткам самостоятельно изучить новую информацию и применить полученные знания на практике.
Урок-зачёт.
Целью такого занятия является вооружение всех учащихся класса необходимыми знаниями по изучаемому разделу, формирование умения применять эти знания в устной и письменной речи. Здесь максимально реализуется индивидуальный подход, создаются условия для воспитания активных личностных качеств: самостоятельно усваивать языковой материал. Работать индивидуально и в сотрудничестве, овладевать навыками самоконтроля, бережно относиться к богатству родного языка. В зачёте могут проверяться практические умения школьников, а также теоретические знания. Особенно активны уроки-зачёты вместо уроков работы над ошибками. На уроке-зачёте каждый ученик работает в индивидуальном темпе и по индивидуальным карточкам.
Лабораторные занятия.
Такие занятия предполагают анализ учащимися под руководством учителя классических художественных текстов. Познавательно-исследовательская деятельность школьников направлена на глубокое понимание этих текстов, определение своеобразия авторской позиции и стиля. Лабораторные работы способствуют формированию внимательного, чуткого читателя, что создаёт необходимые условия для реализации всесторонних межпредметных связей русского языка и литературы. В качестве примера рассмотрим урок русского языка в 9 классе Обобщающее повторение по теме Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Данные типы уроков подготовить и провести в чистом (вузовском) виде, наверное, всё-таки невозможно. Поэтому очень часто на одном и том же уроке присутствуют разные формы работы, в том числе и традиционные.
Занятия с использованием информационных технологий.
В школы пришёл компьютер, интерес к которому среди детей трудно переоценить. Необходимо поэтому на службу обучения русскому языку привести новые информационные технологии. Причём можно использовать как уже имеющиеся программы, так и составленные самостоятельно. К составлению программ можно привлекать старшеклассников. Русский язык представляет возможности для использования компьютеров для повышения эффективности процесса обучения. (Компакт-диск Русский язык). Использование тестов для подготовки в вузы, а также разнообразных заданий по повторению орфографии. В качестве примера Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, Не с разными частями речи. Сначала ученик знакомится с теорией, а затем выполняет мультимедийное задание, если всё верно, звучат аплодисменты, вручается приз. Есть комната психологической разгрузки, где можно отдохнуть на перемене, там звучит приятная музыка, написаны анекдоты, афоризмы, смешные фразы.)
Тестирование.
И в заключение скажу несколько слов о тестировании по русскому языку и литературе. Тестирование проверяет не только навыки правописания, но и знание теории. Грамотно составленные тесты дают возможность учителю проверить знания учащегося. Но непременное условие: тесты должны лежать на столе перед каждым учеником.