Проектная деятельность как форма взаимодействия образовательного учреждения и художественного музея в формате ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как форма взаимодействия образовательного учреждения и художественного музея в формате ФГОС
Автор: Березина Наталья Львовна

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОССовременный музей - не только хранитель прошлого. Безусловно, собирание, хранение, изучение и экспонирование предметов-памятников материальной и духовной культуры - основное в работе музея, но сегодня не менее важны и другие его функции - просветительская и популяризаторская. Особенность музея как учреждения культуры заключается в том, что «действуя в настоящем, он одновременно обращен и в прошлое, и в будущее. В прошлое - поскольку сохраняет культурное наследие, в будущее - ибо участвует в формировании ценностных ориентаций». Современный музей должен уметь откликаться на общественно значимые вопросы, быть открытым к диалогу, стремиться к расширению молодежной аудитории, что невозможно без постоянного поиска новых форм взаимодействия с другими учреждениями культуры и образования, без новых событий, позволяющих привлечь молодежь к изучению мирового художественно-культурного наследия. Отдел зарубежного искусства картинной галереи имени П.М. Догадина считает одним из приоритетных направлений своей деятельности оказание консультационной помощи педагогам и школьникам города в процессе подготовки к научно-практической деятельности. Предметы искусства, представленные в экспозиции отдела, становятся не только объектами внимания и исследования в рамках школьных, муниципальных и региональных НПК, они вполне заслуженно вызывают желание продолжить знакомство с ними в расширенном формате.С 2014 года сотрудники отдела зарубежного искусства начали целенаправленное и адресное сотрудничество с образовательными учреждениями города и области не только плане социокультурного взаимодействия, но и в рамках содействия в организации проектной деятельности учащихся.Работа ведётся по направлениям 2 направлениям1. Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся при подготовке в проектной деятельности: - в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)- на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и старшей школы)- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей школы, студенты ВУЗов и колледжей)2. Консультационная и методическая помощь учителям города и области при организации проектной деятельности учащихся, проведении культурно-образовательных мероприятий и в текущей работе Следует отметить, в последнее время в практику современного образования возвращаются методы, использовавшиеся в середине XX века, и отошедшие на второй план позднее. Прежде всего, речь идёт о методе проектов.В системе взаимодействия и активного сотрудничества образовательного учреждений и музея имеет этот метод большой потенциал. Во-первых, он предполагает постановку проблемы, имеющую не только научную ценность, но и предполагающую развитие личностных качеств, умений, навыков, культурного развития. При работе над проектом на первый план выдвигается личная заинтересованность автора проекта в поставленной проблеме. Участник проекта получает не только новые знания и умения, но и раскрывает свои творческие способности.Во-вторых, возможность прямого взаимодействия с музеем позволяет найти применение своим способностям, больше возможностей для выбора темы проекта.Опыт работы показал, что отдел зарубежного искусства- одна из наиболее перспективных базовых площадок для проектной деятельности уже потому, что привлекает многообразием тем для проектных и исследовательских работ. Занимаясь проектной деятельностью, можно получить новые знания не только по исследуемой проблеме, но в целом расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень.На наш взгляд, проектная деятельность в этом направлении должна быть связана с музейным собранием непосредственно: объектами внимания юных исследователей должны выступать собственно музейные предметы, коллекции, собрания. И данное направление является весьма перспективным для применения метода проектов. Проект в первую очередь ориентирован на получение практического результата, так называемого продукта. Продукт в свою очередь должен отвечать потребностям любого человека, столкнувшегося с проблемой, на которую был направлен проект. Остановимся на некоторых примерах проектной деятельности на базе музея и видах готового продукта (итоговой деятельности, практического результата).Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся при подготовке в проектной деятельности - в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями города и области, отдел зарубежного искусства поддерживает тесные связи с МБОУ «Гимназия № 4», учащиеся которой получают первый опыт проектной деятельности ещё в начальной школе. В прошлом (2014 г.), спустя около года после проведения экскурсионных мероприятий на базе ОЗИ, а также выездных МПЗ на базе гимназии, учителя 4 классов обратились с просьбой об оказании консультационной помощи при подготовке к ежегодной внутри школьной НПК «Понарошкин мир», которая проводится для учащихся начальной школы уже в течение 10 лет. По результатам предыдущей совместной деятельности (экскурсии в ОЗИ, выездные МПЗ) появилась потребность в организации работы над проектом на базе экспозиции ОЗИ и с учётом возможностей «Гравюрного кабинета».Безусловно, в первую очередь, при планировании сотрудничества во внимание был принят возраст будущих участников проектной деятельности (10 лет) и то, что это их первый опыт подобной работы. Т.е. информация по теме проекта была представлена для его участников в популярной форме, с привлечением возможностей экспозиции ОЗИ, а также с использованием мульти и медиа ресурсов, подобранных или созданных сотрудниками отдела. Так на основе уже существующей экспозиционно и информационной базы ОЗИ, а также дополнительно привлечённых ресурсов родился проект «Союз земли, воды и пламени». История тонкой керамики в Европе XVIII-XIX вв.Следует отметить, что жюри НПК «Понарошкин мир» не только обратило внимание на оригинальность идеи проекта, замысел и его воплощение, но и отметило серьёзные задатки будущей научно-исследовательской работы, которые открылись перед младшими школьниками в процессе взаимодействия с сотрудниками музея. Работа в этом направлении, её результативность открывают перспективы для дальнейшей деятельности в этом направлении.Консультационная помощь и методическое сопровождение проектной деятельности учащихся при подготовке в проектной деятельности - на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и старшей школы)- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей школы, студенты ВУЗов и колледжей)Не меньший интерес вызвала возможность сотрудничества с музеем в проектной деятельности среди учащихся среднего звена и старшей школы, а также учителей предметников гимназии, которые также уже имели возможность посетить залы ОЗИ и познакомиться с их экспозицией. Проекты, осуществляющие взаимодействие науки и искусства, особенно популярны в последние годы.Обратимся к конкретному примеру. Учитель физики МБОУ «Гимназия № 4» побывав месте с учениками 9 классов на экскурсии по залам искусства Западной Европы, обратила их внимание на то, что пейзажи, которыми располагает экспозиция ОЗИ, могли бы послужить наглядной иллюстрацией к одной теме уроков физики - «Тепловые явления». Итогом этого наблюдения стал проект «Тепловые явления и образы климатических изменений в физике и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из экспозиции отдела зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)».Цели и задачи проекта:- формирование умений применения знаний в новых условиях и предполагаемых обстоятельствах (культурологический аспект при изучении физики); обобщение и систематизация знаний по теме “Тепловые явления”;-выявление умения распознавать физические явления в природе и художественных описаниях; показывать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом, но и переложены на язык живописи и художественной речи;развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала, умения вести исследовательскую работу, самостоятельный сбор материалов, применяя изученные термины и понятия;воспитание культуры речи, коммуникативных навыков, эстетического вкуса; расширение кругозора.Гипотеза: Физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом.Предполагаемый итоговый продукт проекта: Альбом-презентация по теме проектной деятельности «Тепловые явления и образы климатических изменений в физике и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из экспозиции отдела зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)» – с возможностью использования материалов исследования на уроках физики и искусства в школе.Ещё один проект в это же время был подготовлен при сотрудничестве сотрудников ОЗИ с музеем Б.М. Кустодиева, Краеведческим музеем, областной научной библиотекой и Музеем истории города. Это интегрированный культурно - образовательный проект «История возникновения традиции чаепития в Астрахани». В процессе работы над ним участниками проектной деятельности были рассмотрены следующие вопросы:1. Изучение истории появления чая в Астрахани2. История русского самовара3. Фарфоровая и фаянсовая посуда как обязательная часть традиции чаепития4. Отражение традиций чаепития в живописи.5. Потребительские предпочтения на современном рынке чая города Астрахани.Формой представления итогов совместной проектной деятельности стали прошедшие 13 апреля 2015 г. на базе Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина V (юбилейные) Догадинские чтения, которые были учреждены по инициативе АГКГ при поддержке Министерства культуры Астраханской области и в сотрудничестве с Астраханским государственным университетом.В этом году мероприятие предстало в новом, расширенном формате -международная научно-практическая конференция обучающихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений среднего и высшего профессионального образования. Работа четырёх секций предусматривала широкий спектр исследовательской и творческой деятельности её участников. Отрадно отметить, что работы участников, созданные при непосредственном содействии, консультационной помощи и методической поддержке сотрудников отдела зарубежного искусства были не только высоко отмечены членами жюри НПК, но и получили призовые места, что позволило им в дальнейшем принять участие в разнообразных НПК как всероссийского, так и международного уровня и также одержать там убедительную победу
  • Секция № 1 - «Произведение искусства (музейный предмет) из собрания АГКГ и ее филиалов (история создания и бытования, основные характеристики)»
  • Секция № 4 - «Эссе «Союз пера и кисти: взаимодействие литературы и изобразительного искусства» (посвящается Году литературы)»
  • Кроме того, особый интерес жюри вызвали работы участников из стран Европы и Азии, которые позволили расширить рамки конференции не только в географическом, но и толерантном пространстве современного научного мира школьников. Это такие работы, как «Магия сливы мэй» (Онищенко Анна, Хайнаньский университет, Китай); «Вековая дружба пера и кисти» (Никитина Ольга, Адриатический колледж, Черногория). Привлечение авторов этих работ к участию в ПНК, а также оказание консультационной помощи- также сфера деятельности сотрудников ОЗИ.V (юбилейные) Догадинские чтения завершили свою работу, научно-практическая конференция подвела итоги, но это событие не стало финалом длительной работы, оно открыло новые просторы деятельности, перспективы для сотрудничества культурных и образовательных учреждений города и области. Первые шаги в науку для многих её участников станут, несомненно, важной вехой на пути становления всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом. Упомянутые выше проекты приняли самое активное участие в Международной научно-практической конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Мир вокруг нас», которая прошла 13-14 марта в МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 4». Участниками конференции стали учащиеся ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. Опыт проектного взаимодействия образовательного учреждения и учреждения культуры был должным образом оценен высокопрофессиональным жюри ПНК и получил высокую оценку- оба проекта стали победителями в своих номинациях.Результативность первого опыта совместной проектной деятельности положила начало работе над новыми проектами (на данном этапе- на уровне формулировки темы, проблемы и актуальности). В первую очередь, это завершившаяся сравнительно недавно в ОЗИ выставка отреставрированных произведений графики из собрания АГКГ им. П.М. Догадина «Времени вопреки».Интерес к подобному сотрудничеству не ослабевает со временем, он представляет особую ценность для тех, кто стремится изучать и сохранят культурное наследие. Возможность поделиться опытом в данном направление расширяет перспективы сотрудничества. Так, конце сентября 2015 года в формате ставшего уже доброй традицией «Педагогического десанта» город Астрахань посетила многочисленная делегация педагогов и директоров школ Самарской области. В рамках дружеского визита они посетили МБОУ «Гимназия № 4» города Астрахани, где вниманию гостей была представлена презентация совместной культурно- образовательной деятельности гимназии и АГКГ им. П.М. Догадина, а также наглядно продемонстрированы результаты этого плодотворного сотрудничества.Перед собравшимися выступила заведующая отделом зарубежного искусства АГКГ Березина Н.Л., которая рассказала о приоритетных направлениях культурно-образовательной деятельности АГКГ им. Догадина и её филиалов, об опыте работы галереи по подготовке и проведению НПК «Догадинские чтения», о дальнейших планах сотрудничества с образовательными учреждениями города и области. Наглядным примером подобной систематичной работы явилось выступление учащихся МБОУ «Гимназия № 4», которые представили вниманию участников «Педагогического десанта» свои проекты, созданные при активном содействии и консультациях научных сотрудников галереи.Гости города в дальнейшем отметили, что они не только с пользой провели отведённое для встречи время, но и получили яркие впечатления, помогающие понять, что взаимосвязь науки, образования и искусства в наши дни – важная составляющая жизни общества, без которой немыслимо гармоничное развитие и формирование личности современного человека.Ещё один из аспектов сотрудничества…Консультационная и методическая помощь учителям города и области при организации проектной деятельности учащихся, проведении культурно-образовательных мероприятий и в текущей работе.Показателем развития любого государства, народности и нации является культура. Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества, является залогом – модернизации. Поэтому связь современной культуры и инновационного российского образования является требованием времени. И вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное образование частью современной российской культуры? Опыт работы АГКГ им П.М. Догадина с образовательными учреждениями города и области является несомненным и весьма успешным подтверждением этой гипотезы.В марте 2015 года по инициативе АГКГ был разработан совместный педагогико-культурологический проект ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования» и АГКГ им. П.М. Догадина "Подготовка к проведению государственной итоговой аттестации. Методические и практические аспекты с использованием информационной базы АГКГ". Активное участие в апробации проекта приняли сотрудники галереи (куратор проекта-заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе М.В. Емелина, заведующая отделом зарубежного искусства АГКГ Н.Л. Березина и заведующая домом-музеем Б.М. Кустодиева А.В. Егорова), а также сотрудники ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования» (куратор проекта – Н.Г. Макаренко, старший преподаватель кафедры гуманитарных и общественных дисциплин).Первыми активно откликнулись на предложение о сотрудничестве в формате проекта коллективы школ Енотаевского района. И уже 18 марта 2015 года на базе Енотаевской СОШ прошли выездные мероприятия по теме проекта. Емелина М.В (Формы организации проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Культурно-образовательные проекты. «Мультимедийный проект в литературном музее «Голод пространства», или Комната Велимира» в доме-музее В. Хлебникова»), Березина Н.Л. (Культурно-образовательная проектная деятельность школьников на базе экспозиционного и информационного пространства отдела зарубежного искусства АГКГ) и Егорова А.В. (Подготовка к проведению государственной итоговой аттестации. Методические и практические аспекты с использованием информационной базы дома-музея Б.М. Кустодиева) выступили перед учительскими коллективами района. В это же время молодые сотрудники галереи организовали для школьников Енотаевской СОШ виртуальный 3D тур по Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина, а также творческие мастер-классы, посвящённые юбилею победы в ВОВ.С течением времени востребованность проекта доказала - взаимодействие образования и культуры есть фактор социальной жизни, её норма, заданная и самим определением культуры, и современным подходом к образованию.Работа продолжается. На данном этапе мероприятия в образовательных учреждениях города и области организуются не только в формате совместного проекта АГКГ и ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», но и при участии лаборатории инновационного педагогического опыта, а также Ассоциации творческих педагогов Астраханской области.Итоги проведённой на данный момент работы наглядно подтверждают - подобный вид сотрудничества является весьма продуктивным, востребованным и перспективным.