«Использование современных образовательных технологий на уроке как средство повышения качества знаний учащихся и интереса к учебному предмету»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование современных образовательных технологий на уроке как средство повышения качества знаний учащихся и интереса к учебному предмету»
Автор: Бродовская Ида Владимировна

Использование современных образовательных технологий на уроке
как средство повышения качества знаний учащихся и интереса к учебному предмету
Слово технология в деятельности человека означает (от греч. tchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение)— комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
На сегодняшний день существует огромное количество образовательных технологий,которые позволяют достигать поставленные программой и стандартом образованияцелей.Наиболее часто в школе применяются следующие технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированная технология, технология проектного обучения; информационно-коммуникативная, игровая, технология дифференцированного обучения, технология группового обучения.
В данной работе представлено описание трех образовательных технологий наиболее часто используемых учителями нашей школы, где среднее качество знаний за последние три года составляют более 70%.
Цель использования образовательной технологии
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности
Предполагаемые результаты использования образовательной технологии
Игровая технология
- Развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование и применение умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- развитие мотивации учебной деятельности;
- развитие коммуникационной компетенции, творческих способностей учащихся.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках и во внеклассной деятельности учителем используются следующие виды дидактических игр: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетная игра, игра-соревнование.
Вначале выбирается игра, соответствующая программному содержанию, определяются желаемые результаты. Перед началом игры кратко и конкретно формулируются правила игры. Участники игры работают в команде.
По окончании подводится итог игры, который включает в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло достичь победы).
Большое значение уделяю совместному с учащимися анализу хода и результата игры.
В результате применения технологии:
- формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
- повышается самостоятельность, активность сплоченность членов классного коллектива;
- игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию индивидуальных способностей, ключевых компетенций.
Технология группового обучения
- Формирование и развитие коммуникативных качеств личности: общительность, коллективизм, умение работать в группе, распределять задание внутри группы по способностям;
- формирование умений конструктивно обсуждать проблемы и задания, уметь слушать друг друга, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оказывать помощь друг другу, принимать совместные решения, отвечать за принятое решение.
1. Формируются группы с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовывать учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Поэтому состав групп непостоянный.
2. Задание для групп бывает одинаковым, и тогда работа принимает соревновательный характер (при обобщении или контроле уровня усвоения знаний).
3. При изучении нового материала задания могут быть разной степени сложности, соответственно группы формируются по уровню подготовленности: слабые и сильные группы получают соответствующие задания, выполняют все ученики, соответственно повышается самооценка даже слабых учеников.
4. Задания для групп могут быть разные в системе получения информации по теме урока. В этом случае каждая группа вносит свой вклад в изучении общей темы. Ребята учатся работать с информацией (учебник, дополнительная литература), в рамках группы выбирать главное, кратко и понятно излагать материал для других учащихся.
5. В некоторых случаях группы, получая одинаковое задание, должны проработать материал так, чтобы все члены группы хорошо его усвоили. В этом случае формируются группы разноуровневые, чтобы ребята могли развивать навыки взаимопомощи и взаимоответственности. В такой ситуации особое внимание уделяется формированию навыков конструктивного, доброжелательного взаимодействия.
6. Приёмы групповой технологии используются при подготовке докладов, рефератов, презентаций по теме урока, а также в сочетании с другими технологиями.
1.В процессе работы в группах у учащихся формируются коммуникативные навыки:
- умение слушать других, договариваться, ставить и решать общие задачи, с уважением относиться к работе товарищей, оказывать друг другу помощь, консультировать друг друга при изучении нового материала, в случае возникновения вопросов; умение аргументировано представлять свою точку зрения.
.
Технология дифференцированного обучения
- вовлечение в работу каждого ученика для достижения более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика;
- стабильное повышение качества знаний каждого ребёнка;
- создание психологической комфортности обучения всех категорий учащихся на основе учебного успеха.
Данная технология используется на разных этапах урока: при объяснении нового материала и закреплении пройденного, при повторении и обобщении и при проверке домашнего задания.
1. Фронтальная форма используется при изучении нового материала, при повторении и обобщении уже пройденного. При этом работа ведется со всем классом одновременно с акцентированием и дополнительным обсуждением отдельных вопросов, основываясь на индивидуальных ответах учащихся.
2. Индивидуальная форма на всех этапах урока используется при решении различных задач. Ученики получают разноуровневые задания для самостоятельного выполнения с учетом их возможностей и подготовки.
3. Групповая форма работы предусматривает деятельность учащихся:
- в одноуровневых группах, подобранных по равным возможностям и знаниям учащихся, где они вместе выполняют дифференцированно подобранные задания, тесты и вопросы;
- в разноуровневых группах, где учащиеся проверяют и консультируют друг друга.
Указанные формы организации деятельности обучающихся предусматривают активные методы обучения.
4. Дифференцированные домашние задания.
5. Применение различных форм и методов контроля знаний: разноуровневые тесты, задания облегченного и повышенного уровня, задания опережающего характера.
1. Каждым ребёнком накапливается собственный опыт.
2. Повышается интерес учащихся к учебному предмету.
3. Наблюдается положительная динамика в повышении качества знаний и успешности по предметам.
4. Создание банка индивидуальных заданий для обучающихся.