"Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"
Автор: Степаниденко Марина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Солнышко»». Консультация по музыкальному воспитанию детей«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям Подготовила музыкальный руководитель Степаниденко Марина Николаевнасриветное2017г.Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, формировать умения и навыки.Основной формой организации музыкального воспитания в детском саду являются занятия, на которых ребенок знакомится с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания музыки: овладевает умениями и навыками в пении, навыками игры на музыкальных инструментах, а также в музыкально-ритмических движениях. Известно, что разнообразные виды движений благотворно влияют на самочувствие ребенка, здоровье и полноценное формирование его личности. Правильно подобранные упражнения в соответствии с уровнем активности, здоровья, развития, интереса детей, их подготовленности способствуют активизации всех сфер развития ребенка. Для педагогов важно правильно выбрать для детей способы выполнения доступных им движений, найти наиболее адекватные детскому возрасту и индивидуальным возможностям формы и методы показа.Наиболее привлекательными для детей являются танцевально-ритмические упражнения. Эти движения несут в себе различные ощущения: зрительные, слуховые, кинестетические и др. Они также тренируют мышечную основу организма, что позволяет говорить о них как способе сохранения и укрепления здоровья. Выполняя музыкально-ритмические движения, дети непроизвольно активизируют саморазвитие таких психофизических качеств, как координация, ориентировка в пространстве, развитие чувства равновесия. Музыкально-ритмические движения развивают не только двигательную сферу, они также стимулируют интеллектуальное познание и самопознание ребенка, которое строится на телесных ощущениях и удовольствии от них. В процессе музыкально-ритмических упражнений дети не только непроизвольно испытывают «мышечную радость», но и воспринимают основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм, регистр и др.). Сегодня разработано многообразие форм и способов двигательной активности детей дошкольного возраста, в том числе в здоровьесберегающей среде. В. М. Бехтеревым, Б. М. Тепловым и другими учеными доказано, что с помощью этих движений можно помочь детям с разным типом двигательной активности. Музыка на уровне подсознания способствует развитию равновесия нервной системы, успокаивает чрезмерно активного, активизирует пассивного, координирует движения, исключает появление лишних действий.В детских дошкольных учреждениях необходимо рассмотреть терапевтическое, коррекционное и воспитательное значение этих упражнений как самостоятельных, так и приемов, их сопровождающих.Эффективным в организации обучения детей музыкально-ритмическим движениям в решении задач здоровьесберегающей среде детского учреждения может быть прием формирования у детей умений в выразительном исполнении. Подобранные в соответствии с возрастом и направленные на реализацию образа движения, они позволяют ребенку имитировать игровые действия, что соответствует его природе.На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.Чтобы занятия детям были понятны и доступны, педагог использует различные методы и приемы, которые зависят от учебных задач, от того, чему учит педагог – пению, слушанию, игре, танцу, и кого учит – детей младшего или старшего возраста. Одним из эффективных приемов является игровой.Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.Например: перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т.д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся. С куклой детям интереснее выполнять движения (в упражнении «Гулять-отдыхать» М.Красева), или плясать. Используется появление игрового персонажа, переодетого воспитателя или ребенка старшей группы в костюме персонажа.С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительно двигаться под музыку. А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса: медведь, лиса или зайчик, но и передать в движении неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.В старшем возрасте задания усложняются, дети сами передают движения игровых персонажей – «Лыжники», «Конькобежцы», «Охотники и зайцы» - две группы персонажей, каждый из которых передают движения своих персонажей.Для детей старшего возраста используем магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Использование компактдисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску!».Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.Таким образом, игровые приемы на музыкальных занятиях способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приемы:Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами.Прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди.Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя).Использовать иллюстрации, карточки для изображения ритмических рисунков.Применять прием «эхо». Например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют.Подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяются. Дети прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают. Двигательные упражнения."Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово)."Часы"Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому)."Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)Дождик - кап! Дождик - кап!То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).Не стучи, не стучи,Не стучи по крыше! (грозить пальцем)Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).Погоди, не лейся!Заходи к малышам (поманить руками).И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди"Прогулка"По узенькой дорожкеШагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).Меж еловых мягких лап (мелкая пружинка)Дождик кап-кап-кап (поочерёдно встряхивать всеми пальцами раскрытых кистей)Где сучок давно засох, (мелкая пружинка)Серый мох-мох-мох (поднять руки вверх, сжимать-разжимать кулаки).Где листок к листку прилип, (мелкая пружинка)Вырос гриб, гриб, гриб. (правой рукой выполнять четкие движения вверх с остановкой «гриб растет»))Кто нашёл его друзья? (развести руки в стороны)Это я, я, я! (хлопки на прыжке)«Горошинки»Разбежались по дорожкеРазноцветные горошки, (легкий бег врассыпную)Птички весело клюют, (присели, пальцами ударяем по полу).Нам горошки не дают. (грозят пальчиком)Ну дайте мне горошинку –(поочередно выставляют ручки вперед, делают «горстку»)Я такой хорошенький! (гладят себя по голове)."Мы топаем ногами"Мы топаем ногами. (ходьба на месте).Мы хлопаем руками. (хлопки в ладоши).Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).Мы руки поднимаем (руки вверх).Мы руки опускаем (руки вниз).Мы руки разведем (руки в стороны).И побежим кругом (бег).Ниже я приведу примеры различных игровых приемов обучения детей выполнению музыкально-ритмических движений.1. Игровой прием «Братцы» (для детей 3—5 лет)Используется перчатка с разноцветными пальцами (пальцы: указательный, средний, безымянный, мизинец — розового цвета, большой палец — красного цвета).Описание приемаПедагог показывает детям перчатки с разноцветными пальцами, сопровождая движения пальцев рассказом:Жили-были четыре дружных братца,         показ пальцев, соединенных вместе —указательного,безымянного, среднего и мизинцаА один баловник                                           показ большого пальцаЛюбили они играть, прыгать и скакать,   легкие движения кистями рук Играли они, скакали, ох, устали.Все братцы сели на пенек,                          руки поставлены на поясА один — баловник убежал за пенек.Затем под звучание легкой веселой музыки дети выполняют движения кистями рук. На завершение музыки руки ставятся на пояс.В старших группах для того, чтобы мальчики в процессе танца не забывали ставить руки на пояс, а девочки — браться за края юбочки, можно использовать игровой прием «Акула-большая каракула».2. Игровой прием «Акула-большая каракула»Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимсяМальчики приглашают девочек, подаютв морское путешествие. Мальчики будут капитана-          им правую руку. Девочки ладошку вымяКапитаны, приглашайте девочек прокатитьсятянутой левой руки кладут на ладошкуна своем корабле.                                                      вытянутой правой руки мальчика.Вот у вас получился красивый кораблик.               Взрослый берет в руки игрушку — надувную акулу.А в море плавают акулы — большие каракулы,     Мальчики свободную левую руку ста-поэтому руки за борт корабля не опускаем.            вят на пояс, а девочки правой рукойКапитаны, не забывайте ставить руки на пояс,     берутся за край юбочки.а вам, спутницы (девочки), в целях безопасностинужно свободной рукой взяться за край юбочки,а то акула может «поцеловать» ваши ручки.Выразительному исполнению таких танцевальных движений, как притопывание поочередно правой и левой ногой (младшая группа), притоп правой и выставление пяточки левой ноги (средняя группа), выполнению «гармошки» (старшая группа), «елочка» (в подготовительной группе), поможет прием «Сапожки».3. Игровой прием «Сапожки»Педагог, надев на руки яркие сапожки из ткани, показывает движение. Дети, видя схему действия, самостоятельно пытаются выполнить танцевальное движение.После 3—4 повторений ребенок при упоминании игрового приема самостоятельно воспроизводит данное движение.Этот прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом.Шагали по дорожке веселые сапожки.                         Показ ритмичной ходьбы «сапожек».Остановились вдруг сапожки.Правый сапожок говорит:«А я умею бойко топать».Левый сапожок приуныл.Правый сапожок говорит:                                             Выполняется притоп правым сапожком«Не грусти, на меня ты посмотри!»                             под веселую музыку.Вдруг левый сапожок воскликнул:«Я научился!» — и стал бойко притопывать.               Под веселую музыку выполняетсяпритоп левым сапожком. Ребята, потанцуем вместе с веселыми сапожками.Покажем, как притопывает один сапожок,                   Дети выполняют под веселую музыкуА затем другой.                                                           притоп одной ногой, затем другой.Дети включаются в движение, после чего выполняют имитационное действие в сопровождении музыки. Интерес, желание играть побуждают малышей старательно выполнить движение.4. Игровой прием «Клей» (для детей 4—5 лет)Этот эффективный прием направлен на формирование статического равновесия у детей среднего дошкольного возраста, кроме того, он способствует развитию выразительности движений. В процессе выполнения этого приема ребенок учится контролировать положение ног (в 6-й позиции, т.е. ноги вместе) при поворотах корпуса. Дети с интересом слушают рассказ, а затем имитируют образ.Оборудование: картинка с изображением петушка, костюм петушка.Описание приема У Пети-петушка есть не только золотой гребешок,                             Педагог показывает картинку с         масляна головушка, шелкова бородушка, но и красивая грудка.       изображением петушка.Петушок красуется перед всем птичьим двором.                              Педагог надевает элемент                                                                                                                             костюма петушка — грудку.«Посмотрите, курочки, на меня».                                 Педагог выполняется поворот корпуса вправо.«Посмотрите, уточки, на петушка».                 Педагог выполняется поворот корпуса влево,затем вправо.Педагог выполняются повороты корпусапод музыку. Да! Красиво петушок танцевал. Всему двору свою грудку показал. Ребята, мы с вами тоже сможем станцевать, как петушок. Но для этого, чтобы наши ножки не убежали, а дружно вместе стояли, нам нужно их приклеить.Взяли, взяли, взяли клей.                                 Берется воображаемая бутылочка с клеем(выполняется детьми по показу взрослого).Смело, смело, смело лей.                                 Разливается клей перед собой(выполняется детьми по показу взрослого).Встали дружно, дружно в клей.                       Ноги ставятся в 6-ю позицию, т.е. вместе(выполняется детьми по показу взрослого).А теперь попробуй нас отклей.                       Выполняются повороты корпуса вправо и вле-Музыку включаем,                                            во (выполняется детьми по показу взрослого).танцевать мы начинаем.Этот игровой прием детям нравится и легко запоминается. На последующих занятиях при одном только упоминании названия приема дети сразу фиксируют позицию.4. Игровой прием «Чик и Брик» (для детей 5—7 лет)Этот прием используется для разучивания очень сложного танцевального движения — «выбрасывание ножек». Прыжок выполняется из 1-й позиции, при перепрыге с ноги на ногу дети поочередно выбрасывают носки вперед. Это движение является сложным для всех дошкольников, а для детей, имеющих ЗПР, — тем более. Прием «Чик и Брик» помогает детям выполнить его технически верно.Оборудование: две птички из кукольного театра. На одной птичке завязан зеленый бант, на другой — красный.Описание приемаВ гнездышке жили два птенчика: братик и сестренка.Братика звали Чик,                                          Показывается птенчик с зеленым бантиком.А сестренку Брик.                                            Показывается птенчик с красным бантиком.Они подросли и стали самостоятельно вылетать, чтобы найти зернышки и червячков.Первым вылетал Чик. Найдет зернышко Сопровождается показом птенчика с зелеными в гнездышко несет.                                       бантом.Затем вылетал Брик. Найдет червячка ив гнез- Сопровождается показом птенчика с крас-дышко несет.                                                    ным бантом.Выросли птенчики.                                         Олицетворяют образ птенчиков ноги взросло-го зеленый бант привязывается на левую ногу, красный бант — на правую ногу.«Я Чик!»                                                             Производится взрослым игра носком левой ноги.«А я Брик!»                                                          Производится взрослым игра носком правойноги.Вдвоем им в гнездышке стало очень тесно,поэтому сначала вылетал Чик.                       На прыжке выбрасывается носочек левой ноги.И когда Чик прилетал обратно в гнездышко,Брик сразу же вылетал из гнезда.                  На прыжке выбрасывается носочек правойноги.И стали вылетать они по очереди,                Движения выполняются детьми по показусначала Чик, потом Брик.                               взрослого.Данное упражнение дает возможность детям почувствовать носки правой и левой ног,в игровой форме, доступном темпе готовит детей к правильному выполнению движения.Выполнение упражнения «выбрасывание ног» служит подводящим движением для таких танцевальных упражнений, как поскоки, перескоки и т. п..Знакомый образ (птицы, котики, клоуны, пальчики-зайчики и т. п.) и подражание педагогу позволяют детям уже со второго занятия выполнять выразительно предложенные взрослым элементарные композиции.Основной механизм в обучении детей движению — подражание взрослому, а еще лучше — старшему ребенку. При этом важно, чтобы игровые образы, предложенные детям для изображения в пластике, были знакомыми (из сказок, мультфильмов, потешек, стихов и др.), что, несомненно, повышает интерес ребенка к движению и позволяет ему представить то, что он изображает. Интерес к движению поддерживается также яркими атрибутами, пособиями, костюмами.Освоенные детьми отдельные движения включаются в танцевальные композиции, которые дети могут исполнять на занятиях, праздниках и развлечениях.Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.Важным эффектом в развитии детей является решение психологических проблем: у многих детей удалось преодолеть замкнутость, страх, агрессивность и др. Эти дети стали увереннее в поведении, в отношениях со сверстниками и взрослыми — более уравновешенными.Эти данные являются показательными в решении задач здоровьесбережения, где музыкально-ритмические движения выступают способом стимулирования двигательной активностиЛитература:1.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.2.Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.3.Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.Детские потешки: сайт crazymama.ru