Нравственно- патриотическое воспитание "Моя семья" в младшей группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственно- патриотическое воспитание "Моя семья" в младшей группе
Автор: Мурзанаева Валентина Владиславовна

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя дружная семья» во второй младшей группеПарманкулова Татьяна ВитальевнаПрограммное содержание:1. Закрепить понятия«имя» и «фамилия»;2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членовсвоей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье;3. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливоеотношение к членам своей семьи;4. Развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;5. Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи;продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основеобогащения представлений о ближайшем окружении.Методы и приемы:Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (стихи)Наглядный: показ иллюстраций.Интеграция образовательных областей«Познание»«Коммуникация»«Художественное творчество» (аппликация, «Чтение художественной литературы»«Здоровье».Материал и оборудование: ежик, мяч, картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.Организация деятельности детейгрупповая.Предварительная работа: Беседы на тему«Я и моя семья»«Домашние и дикие животные, их детеныши».Рассматривание игрушек и иллюстраций о диких и домашних животных; рассматривание картинок с изображением членов семьи.Дидактические игры«Чей малыш» «Назови ласково».Сюжетно-ролевые игры«Дочки-матери».Пальчиковые игры«Ладушки»«Моя семья»«Дом».Ход занятия:1. Организационный момент.Игра «Здравствуйте, ребята!»Воспитатель: Здравствуйте, ребята!Вы, ребята, котята?Дети: НетВоспитатель: Здравствуйте, ребята!Вы, ребята, козлята?Дети: НетВоспитатель: Здравствуйте, ребята!Вы, ребята, поросята?Дети: НетВоспитатель: А кто вы? У вас есть имя, фамилия?Дети: Да.Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите!Дети: Петрова Арина; Авдеев Тима (передавая мяч друг другу).Воспитатель: Ну вот, теперь я знаю, что вы не козлята и не котята, а дети, укоторых есть имя и фамилия.Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Вносит ёжика)Воспитатель: Ребята, к нам пришел ежик!Воспитатель: Здравствуй, ёжик!Ежик: Здравствуйте, ребята принес вам письмо.Воспитатель: Большое тебе спасибо, Ежик, проходи, будь нашим гостем.Ёжик: Некогда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!Все: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.2. Загадки. Беседа о членах семьи.Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:Излучает она свет,От улыбки ямочка…Никого дороже нет,Чем роднаяДети: Мамочка.Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).Беседа (опрос 2-3 детей):Воспитатель: А вы любите свою маму?Дети: ЛюбимВоспитатель: Как зовут твою маму?Дети: мама Лена, мама Катя, мама АняВоспитатель: Кто ты для мамы?Дети: Дочка. Сыночек.Воспитатель: Как мама называет тебя ласково?Дети: Машенька, Тимоша, Матвейка, Лерочка.Речевая игра«Ласковые слова для мамы»Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок.Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы.Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будутдолетать и наполнять его.Итак, начнем! Мама какая?Наводящие вопросы воспитателя:Воспитатель: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.Воспитатель: Когда мама модно одевается. Какая она?Дети: Красивая.Воспитатель: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?Дети: Весёлая.Воспитатель: А если вы маму любите, то она какая?Дети: Любимая.Воспитатель: Когда мама заботится о вас. Какая она?Дети: Заботливая.Воспитатель: Если мама занимается хозяйством, делаем много домашних дел. Какая она?Дети: Трудолюбивая.Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:Угадайте, кто же это?Добрый, сильный, ловкий, смелый.Жду ответа я, ребята,Молодцы! Конечно…Дети: Папа.Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!(Выставляет картинку с изображением папы).Беседа (опрос 2-3 детей):Воспитатель: Как зовут твоего папу?Дети: папа Денис, папа Дима, папа ИльяВоспитатель: Кто ты для папы?Дети: Дочка. СынВоспитатель: Давайте покажем, что умеет делать папа. Я показываю действие, вы называете его и показываете.Игра – имитация «Что умеет делать папа».Пилить – джик-джик;Дрова рубить – руки в замке, махи руками;Пылесосить – у-у-у;Забивать гвозди – тук-тук;Накачивать насосом колеса велосипеда, машины – ш-ш-ш;Водить машину – имитация руками поворота руляВоспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:Всё хозяйство: лебеда,Да хохлатка Рябушка,Но ватрушками всегдаНас накормит…Дети: Бабушка.Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!(Выставляет картинку с изображением бабушки).Беседа (опрос 2-3 детей):Воспитатель: Бабушка – это чья мама?Дети: Мамина и папинаВоспитатель: Кто ты для бабушки?Дети: Внучка, внукВоспитатель: Лерочка расскажет стихотворение о бабушкеДети:У мамы – работа, у папы – работа.У них для меня остается суббота.А бабушка дома всегда.Она не ругает меня никогда!Усадит, накормит: «Да ты не спеши,Ну что там стряслось у тебя? Расскажи».Нам хорошо вот так вдвоем.Без бабушки какой же дом?Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:Мочит в тёплом молокеОн кусочек хлебушка,Ходит с палочкой в рукеНаш любимый…Дети: Дедушка.Воспитатель: Да, ребятки, правильно!(Выставляет картинку с изображением дедушки).Беседа (опрос 2-3 детей):Воспитатель: Дедушка – это чей папа?Дети: Папин или мамин.Воспитатель: Кто ты для дедушки?Дети: ВнукнучкаВоспитатель: А вы любите своего дедушку?Дети: Да.Воспитатель: Маша, расскажет нам стихотворение о своем дедушкеДети:Мой дедуля дорогой,Мы гордимся все тобой!И скажу я по секрету:Лучше нет на свете деда!Буду я всегда старатьсяНа тебя во всём равняться!Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.(Выставляет картинку с изображением всей семьи).А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.3. Пальчиковая гимнастика «Семья».Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папа,Этот пальчик – мама,А этот пальчик – Я,Вот и вся моя семья.Воспитатель: Ребята, а кто еще может жить в семье?Дети: Брат, сестра.Воспитатель: Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?Дети: Да(Выставляется ладошка с грустными лицами).Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?Дети: Они поссорились.Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?Дети: Надо семью помирить.Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!4. Подвижная игра «Помирились»Плохое настроение у нас в семье с утра,И потому в семье у нас не ладятся дела.(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)У дедушки у нашего весь день болит спина,(наклониться вперёд, руки за спину)У бабушки у старенькой кружится голова,(круговые движения головой)Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал(стучим кулачками друг о друга)У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал(смотрим на раскрытые ладони)Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся(взяться за руки и улыбнуться друг другу)Дружно все обнимемся и тогда помиримся!(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?Дети: В своём доме.(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).5. Аппликация «Красивый дом».Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.6. Итог занятияВоспитатель: Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили и чем мы занимались? (Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Украшали дом для семьи).Воспитатель: А вот ребята и наш сундучок с добрыми словами. Все они превратились в чудесные сердечки, которые вы подарите своей семье.