рабочая программа кружка "волшебная кисточка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа кружка "волшебная кисточка"
Автор: Шилина Елена Игнацовна

Рабочая программа Программа кружка "Волшебная кисточка" Разработала: Шилина Елена Игнацовна воспитательМАОУДОД детский сад «Сказка» корпус «Искорка». Информационная карта1.Учреждение: МАОУДОД детский сад Сказка корпус Искорка2.  Название программы: «Волшебный кисточка»По обучению детей элементарным приемам рисования, как традиционным, так и нетрадиционным способом.3.Ф.И.О., должность ведущего: Шилина Елена Игнацовна, воспитатель4. Тип программы: художественно-эстетическая5.Вид программы: развивающая6. Направление деятельности: художественное творчество7. Продолжительность освоения программой:  3года (1раз в неделю)8.Количество участников: 20чел.9. Возраст участников: 4-7 лет10. Критерии отбора детей: На основе запроса родителей, педагогов.11. Форма организации: Групповая12. Продолжительность занятий средняя группа- 20мин. - старшая группа - 25мин.  подготовительная  - 30 мин.     Пояснительная запискаДошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Она помогает открывать и познавать окружающий мир, формирует представления о нем, позволяет выразить в рисунках свое понимание мира и свое отношение к нему. И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Все нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле. В.БерестовИзобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
  • Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
  • Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Увлечение рисованием сопутствует ребёнку всю жизнь. Очень жаль, что становится меньше детей, увлечённых рисованием, больше тяготеют к компьютеру: их привлекает динамика, движение. Хотя то, что создаёшь руками, а не с помощью машины – совсем другое. А ещё обратила внимание на то, что дети не замечают вокруг себя красоты окружающего мира, не наблюдают за небом, облаками.Рисование обогащает духовный мир ребёнка, в рисунке можно выразить свои чувства. Не каждому ведь дано писать стихи, а краска, бумага, картон, карандаш – вот под рукой. Некоторые родители считают занятия рисованием пустым времяпрепровождением, а зря. Сталкиваюсь с тем, что желание в ребёнке убито: боится взять кисть и красить, вдруг не получится! Вот и поставила перед собой задачу научить детей рисовать, дать им азы изобразительной грамотности. Применение нетрадиционных техник рисования дадут толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.Цель программы:Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.Основные задачи:
  • Художественно – эстетические:
  • развивать художественное восприятие жизни;
  • уточнять представления об окружающем мире;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
  • Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
  • развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  • Задачи на формирование технических навыков:
  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
  • обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые  и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
  • Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • Воспитательные:
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
  • радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
  • Речевые:
  • развивать у детей планирующую функцию речи.
  • Содержание программыПрограмма рассчитана на три года обучения (для детей  с 4 - 7лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.     Занятия проводятся 1 раз в неделю из расчёта 30 занятий в год. Цели и общие задачи программы реализуются путём постановки частных задач на каждое занятие. Схема методики проведения занятий:
  • вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
  • показ образца, сенсорное обследование;
  • показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;
  • самостоятельная работа (составление композиции или образа);
  • анализ готовой работы;
  • уборка рабочих мест.
  • Основные этапы работы:1 этап: «Создание интереса». На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.2 этап: «Формирование практических навыков и умений».Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.3 этап: «Собственное творчество».Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию , экспериментировать с разными техниками и материалами. Инструменты и материалы, необходимые в работе:
  • бумага для черчения формата А4 и А3;
  • гуашевые, акварельные, акриловые краски;
  • пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
  • цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
  • салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
  • соль, мука, клей ПВА;
  • штампы фабричного производства, трафареты  из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
  • поролоновые губки, пенопластовые трафареты. 
  • Разнообразный бросовый материал
  • Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)Программа кружка «Волшебная кисточка» рассчитана на 3 года (с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20-30 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с октября по май.Условия реализации программы:
  • Наличие материально-технического обеспечения;
  • Систематичность посещения кружка «Волшебная кисточка»;
  • Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
  • Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального значения;
  • Содержательная часть
  •   Формы и методы занятий.
  • В процессе занятий используются различные формы занятий:
  • традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы и другие.
  • Тип программы:Программа кружка «Волшебная кисточка» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие. Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МОУ Центра «Истоки».Основные методы:
  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  • репродуктивных (работа по образцам);
  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
  • Формы работы:
  • индивидуальная;
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
  • Дидактическое обеспечение:
  • Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;
  • Слайды, видео-аудио пособия;
  • Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
  • Схемы, технологические карты;
  • Индивидуальные карточки.
  • Показатели прохождения программы:
  • Узнают много об окружающем мире, т занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
  • Ожидаемые результаты .
  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в муниципальных и областных выставках и конкурсах в течение года
  • К концу учебного года обучающиеся должны знать:
  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • владеть разными способами изображения предметов
  • использовать разные приёмы нетрадиционного рисования, развёрнуто комментировать свою творческую работу;
  • пользоваться разными изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • использовать цвет для создания различных образов;
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги
  • Оценка: результативности программы, сформированности уровня художественно – эстетического развития детей проводится два раза в год (октябрь, май) по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. УрунтаевойПрограмма по развитию творческих способностей у детей в изобразительной деятельности предназначена для использования в кружковой работе дошкольного образовательного учреждения.Методическое обеспечение1.Копцева Т.А. «Природа и художник», Программа по образовательному искусству М. Сфера, 2001г.2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М. Сфера, 2007г.3.Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7лет. М. ВЛАДОС, 2002 Список литературы:1.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 19812.Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 19883.Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.20074.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978г5.Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота, Радость, Творчество. – М.: Педагогическое общество России,20006.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр СФЕРА, 20047.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Педагогика, 19908.Косминская В. Б., ХалезоваН. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981г.9.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982г.