Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах
Автор: Артемова Елена Сергеевна

Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах
БОУ г. Омска Гимназия №43
учитель начальных классов

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, желания и способности. Несмотря на это, педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. В настоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Метод проектов, не является новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования. В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения.
Плюсы метода учебных проектов
1. Развитие компетенций:
-информационной,
-коммуникативной,
-организационной.
2. Деятельностный подход
3. Практико-ориентированное обучение
4. Проблемное обучение
5. Развитие критического мышления
6 Возможность реализации гендерного аспекта: партнерство и дополнение.
Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. Недостаточная разработанность и систематизированность методической базы проектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения. Основными функциями учителя при использовании проектного метода должны являться следующие:
мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;
помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения;
содействие прогнозированию результата, рекомендация источников получения информации;
необходимая консультационная поддержка;
помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.
Однако наблюдения показали что, проблемой является то, что педагоги начальных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию. Педагогу необходимо создавать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициативности. Для этого целесообразно использовать следующие апробированные приемы:
письменные опросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшего определения тематики будущих проектов (Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать)?, Какая проблема в настоящий момент интересует (волнует) тебя больше всего?);
мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;
совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;
коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.
В качестве второй проблемы в организации проектной деятельности в начальной школе мы рассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектированию. Педагоги механически заимствуют приемы и формы работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.
Чтобы на второй ступени начального обучения (в III, IV классах) учащиеся были бы способны к выполнению проектов, необходима целенаправленная работа педагога, заключающаяся в формировании у учеников следующих умений:
планировать свою деятельность и реализовывать ее в соответствии с выработанным планом;
анализировать имеющиеся возможности, ресурсы для предстоящей работы;
совместно (в группах) решать учебные задачи;
оценивать полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достижения и трудности;
представлять ход проделанной работы и ее итог.
Несформированность у младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне, отсутствие опыта продуктивных групповых взаимодействий, содержательной самооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной.Для формирования названных умений эффективны такие приемы, как:
проблемное введение в тему урока;
совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;
преобразование деформированных планов выполнения конкретных заданий, самостоятельное составление планов решения учебных задач;
подбор детьми материалов по интересующим их вопросам, структурирование информации, выделение в ней главного;
поиск альтернативных способов решения проблемных ситуаций;
формулировка правил-законов общения в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;
построение устных сообщений о работе, проделанной индивидуально или в группе;
самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др.
Третьей проблемой в реализации проектного метода в начальной школе является смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования личностных качеств, умений и навыков, приобретаемых младшими школьниками в процессе выполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, коммуникативных, презентационных, рефлексивных), педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной из причин этого является стремление учителей максимально выигрышно представить проекты своих учеников на всевозможных конкурсах и смотрах.
Данная проблема находит свое выражение в искусственном приукрашивании, онаучивании презентаций проектов младших школьников. Гораздо уместнее и ценнее в презентациях младших школьников будут слова, раскрывающие процесс выполнения проекта и отношение к нему его автора: меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предположил, захотел изучить, узнать, проверить, убедиться.
Также из-за переориентации цели проектной деятельности с внутреннего результата на внешний продукт внеурочные проекты учащихся начальных классов достаточно часто превращаются из детских, наивных и шероховатых в безупречные, образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проектированию младших школьников желательно в силу возрастных возможностей учеников и дефицита внутрисемейного общения. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников — сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта.
В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школьников должно быть специально организовано педагогом. Целесообразно проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются виды возможного участия родителей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка учащихся). Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может быть макет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получают удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и родителями. А общение вживую, без вспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в наше время.
С одной стороны реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора, консультанта познавательной деятельности учащихся. С другой стороны исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентности учащихся.
Список использованной литературы
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.
Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.
Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006. Вып. 10 (61).
Сырицына С.И. Научно-исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-практический журнал Завуч № 4. Начальная школа. 2010.