Сценарий тренинга «Пропаганда ЗОЖ».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий тренинга «Пропаганда ЗОЖ».
Автор: Загидуллина Миляуша Мидхатовна
Сценарий тренинга Пропаганда ЗОЖ.
Организатор: Загидуллина М.М
Тема: Пропаганда ЗОЖ среди подростков.
Цель: Познакомить с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью
Задачи: 1) Дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2) Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
3) Создать благоприятную эмоциональную обстановку.
Ход тренинга:
Приветствие.
Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).
Вводное слово. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет понимание от чего зависит наше здоровье. . Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?(Слушаем ответы детей)
Основная тема нашего занятия ведение ЗОЖ, улучшение здоровья , профилактика заболеваний.
1.Знакомство с группой : Знакомство с мячом.
Участники игры стоят в кругу. Мяч находится у ведущего. Он называет свое имя и бросает мяч любому из ребят. Тот же представляется и бросает мяч дальше. Игра продолжается до тех пор, пока ребята не запомнят имена друг друга.
2.Выработка правил групповой работы.
На сегодняшнем занятии мы будем много работать в группах. Чтобы работа была эффективной, нужно придерживаться определенных правил. Эти правила должны соблюдать все члены группы. (Деление на группы ). Каждая группа вырабатывает свои правила и представляет их.
3.Упражнение Ассоциации. (Разделить детей на пары).
Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на каждое слово, которое я произнесу.
1 слово: Здоровье.
2 слово: Здоровье.
Каждая пара зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.
И так, здоровье для вас – это…
(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).
А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.
4.Мини - лекция.
И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).
Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье связано с тем, как мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т. к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту. Каждый ученик должен знать свой рост, в соответствии со своим ростом садиться за парту с определенной цветной маркировкой. Правильно сидеть за партой, с прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 – 20 см от тетради. Во время учебных занятий делать физкультминутки. Особо важное значение имеют занятия физической культурой и для формирования активного здоровья необходимо дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать зарядку.
В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.
Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей. Так узкие, обтягивающие брюки отрицательно сказываются на развитии половых органов, при тесной одежде нарушается их кровообращение, что приводит к застойным, воспалительным заболеваниям и результатом всего может быть бесплодие.
Большое значение для формирования здоровья имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в день, частое проветривание комнаты, приобретение навыков самообслуживания, т.е. вы должны самостоятельно заправлять постель, мыть посуду, убирать комнату, постирать свои вещи, трудиться на садовом участке, оказывать помощь родителям по домашнему хозяйству. Также основой хорошего здоровья является отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, токсикомания и т.д. В школах курящие считают некурящих трусами, маменькиными сынками, не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Часть ребят начинают курить очень рано - с пятого класса. Половина из них подражают товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курят из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте... Это похоже на маленькое приключение. К сожалению, курение является опасной привычкой – если вы начнете курить в школе, то проживете минимум на 8 лет меньше своих некурящих сверстников.
И конечно, основой нашего здоровья является еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.
И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение ( хорошее, веселое либо грустное, плохое ), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия, сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль.
И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей.
Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные ситуации.
Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие то из них вполне приемлемы, а другие – нет.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
5.Упражнение со словами ассоциациями.
– Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, свои листочки к тому цветку, какое здоровье по вашему мнению обозначает это слово ( на стене изображены 3 разные цветы с соответствующей записью): 1 - социальное здоровье, 2 - психическое здоровье, 3 – физическое здоровье ).
А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия мое здоровье – в моих руках. Давайте произнесем девиз все вместе.
6.Игра А я не тормоз !.
Все дети садятся на стульчики по кругу. Ведущий без стульчика. Он встает в круг и объясняет правила игры:
по команде ведущего дети должны поменяться местами Кто остался без места, встает в круг и произносит а я не тормоз!. Все дети ему в ответ а мы заметили и т.д.
7.Работа в группах.
Составление портрета здорового человека.
Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.
Ответы детей.
Как вы думаете, какой человек ( здоровый или нездоровый) чувствует себя комфортно? От чего это зависит?
Т.о., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.
8.Игра броуновское движение.
( деление на 2 группы).
Работа в группах :
Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.
Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.
Защита программ.
Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести различные конкурсы, викторины.
9.Итоговое индивидуальное анкетирование. 1.Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 5(самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
Иметь много денег □Много знать и уметь □
Быть здоровым □Иметь любимую работу □
Иметь интересных друзей □Быть красивым, привлекательным □
Быть самостоятельным (самому решать, что делать и самому обеспечивать себя) □
Жить в счастливой семье □
2.Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
Регулярные занятия спортом □
Хороший отдых □
Знания о том, как заботиться о своем здоровье □
Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □
Возможность лечиться у хорошего врача □
Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □
Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни
(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □
3 . Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).
Да, конечно □ Скорее да, чем нет □ Скорее нет, чем да □ Нет□
4.Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один
ответ.
Да, очень интересно □Скорее интересно, чем не интересно □
Скорее неинтересно, чем интересно □Не интересно □
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.
10.Рефлексия.
Что нового узнали для себя?
Давайте повторим девиз занятия Мое здоровье – в моих руках!.
11.Прощание.
- Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.
12.Упражнение.
Произносится фраза Я люблю тебя и весь мир!, которая сопровождается жестами.
Я- правой рукой показываем себя;
люблю- правая рука прикладывается к сердцу;
тебя- разводим обе руки;
и весь мир- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.
Повторяем 3 раза.