"Образовательная программа дополнительного образования детей обучение игре на шестиструнной гитаре "звонкая струна "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Образовательная программа дополнительного образования детей обучение игре на шестиструнной гитаре "звонкая струна "
Автор: Жданова Светлана Григорьевна

МБУ ДО «Районный детско- юношеский центр» Олекминкого района РС (Я) Образовательная программа дополнительного образованияОбучение на шестиструнной гитаре «Звонкая струна »Педагог дополнительного образования Жданова Светлана Григорьевна Олекминск 2017На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.Программа «Обучение игре на шестиструнной гитаре» предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на гитаре, ребенок может раскрывать свой внутренниймир, самовыражаться и духовно обогащаться.Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков игры на шестиструнной гитаре. В ходе реализации программы ребята овладевают разными приемами игры на гитаре, знакомятся с различными музыкальными стилями и жанрами.Данная программа предусматривает индивидуальный подход в подборе репертуара для воспитанников, от классических произведений до современной музыки. Это дает возможность детям, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою  индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.Данная программа формирует умение творчески подходить к исполнительской деятельности, способствует воспитанию трудолюбия и любви к инструменту, целеустремленности и настойчивости. Программа обучение игре на шестиструструнной гитаре «Звонкая струна» относится к программам художественно-эстетической направленности. Актуальность программы заключается в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, дети получают реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития.Новизна программы заключается в возможности обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы в разнообразии видов деятельности детей и подростков в условиях школы, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Отличительной особенностью программы является   не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на сцене и в жизни. Особенность программы также заключается в её построении. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста, пола. Общее количество музыкальных произведений, предусмотренных на каждый год, представлено в содержании программы: 6-8 гамм, 6 этюдов, 8-10 пьес различного стиля и характера. При этом программа предусматривает различную степень завершенности исполнения музыкальных произведений: некоторые пьесы могут быть подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления. Принципы создания образовательной программыВ основе содержания и методики реализации программы «Обучение игре на шестиструнной гитаре» лежат следующие принципы педагогической деятельности:
  • Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала,  доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
  • Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики и занятий, нотного исполнительского материала, различных видов концертной деятельности;
  • Принцип демократизации - проявляется в предоставлении воспитанникам свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля; 
  • Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только игры на музыкальном инструменте, но и всех взаимосвязанных с ним психофизических качеств, в том числе различных видов музыкальной и исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка;
  • Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
  • Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей. 
  • Таким образом, при подготовке занятий и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного ребенка. Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента.Цель программыСоздание условий для развития личности ребенка и развития его музыкальных способностей средствами инструментального исполнительства; выявление и раскрытие творческого потенциала детей.Задачи программыОбразовательные задачи:
  • Способствовать приобретению определенного объема музыкальных знаний, умений и навыков. Включают в себя: 
  • - владение инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук), - приобретение и закрепление навыков игры на гитаре, - овладение музыкально- теоретическими знаниями.
  • Приобщать детей к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества. 
  • Развивающие задачи: 
  • Развитие у воспитанников музыкальных способностей 
  • (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений).
  • Развитие творческого потенциала и его стимулирование. 
  • Формирование художественно-образного мышления и музыкально-слуховых представлений. 
  • Развитие эмоциональности и выразительности.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики и современной музыки. 
  • Прививать интерес и любовь к музыке.
  • Воспитывать следующие личностные качества: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм. 
  • Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека. 
  • Условия реализации образовательной программыПрограмма «Серебряная струна» адресована детям 8 - 14 лет. Срок реализации данной программы 3 года. 
  • 1год – 144 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа; 
  • 2 год – 216 часа; занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа; 
  • 3 год – 216 часов; занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.
  • Формы и методы проведения занятийВ ходе занятий применяются различные методы обучения. По источнику знаний – это словесные, наглядные и практические методы:
  • словесный - беседа о музыкальных направлениях, рассказ о выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных произведений и собственного исполнения музыкального произведения; 
  • наглядный – наблюдение, показ педагогом приемов игры на гитаре; 
  • показ иллюстраций, видеоматериалов; 
  • практический – ведущий метод - тренировочные упражнения, посредством которых формируются необходимые умения и навыки. 
  • Ни один из перечисленных методов не используется изолированно: так, например, объяснения педагога сопровождаются показом приемов исполнения, а практическая работа с инструментом - пояснениями и комментариями педагога. По способу организации деятельности используются методы:
  • репродуктивный - суть, которого в отработке приемов исполнения, показанных педагогом; 
  • объяснительно – иллюстративный - объяснения педагога подкрепляются наглядно и практически; показ исполнения на гитаре дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести обучение естественным путем.
  • В процессе занятий используются аудиоматериалы (записи выдающихся исполнителей на классической гитаре), а также нотный материал в соответствии с репертуарными списками музыкальных произведений, предлагаемых данной программой применительно к первому, второму, третьему годам обучения.При подготовке и проведении занятий используется специальная и методическая литература.Основная форма обучения  учебные занятия.Дополнительными формами проведения занятий являются:
  • репетиции к подготовке выступлений;
  • концертные выступления различного уровня;
  • посещение детских вокальных конкурсов и фестивалей и участие в них;
  • творческие встречи с различными детскими коллективами;
  • посещение концертов, театров с последующим обсуждением.
  • Формы организации деятельности на занятии:
  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая (дуэты, трио)
  • Критерии и формы оценки усвоения знаний:
  • индивидуальная беседа;
  • анкетирование;
  • прослушивание воспитанников;
  • наблюдение.
  • Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
  • участие в концертах, творческих смотрах;
  • участие в фестивалях, конкурсах;
  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов;
  • совместное проведение праздников воспитанников и их родителей.
  • Ожидаемые результаты по итогам I года обученияДети получат представление: 
  • о первичных музыкальных жанрах: песни, танца, марша;
  • о музыкально-выразительных средствах инструментальных произведений.
  • Дети освоят:
  • базовые компоненты нотной грамоты;
  • 6 этюдов (упражнений) на разные виды техники;
  • изучат 8 – 10 музыкальных произведений различных по форме и содержанию;
  • ознакомятся с однооктавными гаммами в 1-ой позиции (C, F, G) 
  • и двухоктавными гаммами (C, D, H). Будут отработаны: 
  • постановка рук, посадка, исполнительские движения; 
  • основные приемы исполнения (апояндо и тирандо, исполнение двойных нот);
  • У детей будут формироваться:
  • культура поведения во время занятий;
  • интерес к гитарной музыке.
  • Ожидаемые результаты по итогам II года обученияДети получат представление: 
  • об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений;
  • о формах и содержании музыкальных произведений. 
  • Дети освоят: 
  • 6 этюдов на разные виды техники;
  • 8 - 10 музыкальных произведений разнообразных по форме, стилю и содержанию; 
  • разучат двухоктавные гаммы: C, D, F, G - dur; g, c, e, f - moll;
  • новые приемы исполнения (смена позиции, восходящее и нисходящее легато, натуральные флажолеты, баррэ); 
  • основы музыкальной грамоты: знаки сокращения нотного письма, штриховые обозначения, тактовый размер(3/8, 6/8), буквенные обозначения аккордов, тональности до трех знаков в ключе.
  • У детей будет формироваться:
  • личностные качества: целеустремленность, работоспособность, артистизм; 
  • культура восприятия и умение грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений;
  • стремление к достижению более качественного звука и выразительности исполнения музыкальных произведений.
  • Ожидаемые результаты по итогам III года обученияДети освоят:
  • 8 - 10 различных по содержанию и формам музыкальных произведений композиторов - классиков, современных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира;
  • 6 этюдов и упражнений на разные виды техники; 
  • разучат 3-х октавные гаммы: E, F, G, F#, Н - dur ; e, h, c, dmoll;
  • качественно отработают исполнение 2-октавных гамм: 
  • C, D, F, G - dur; g, c, e, f - moll.
  • основные приемы исполнения; умение в чтении нот с листа;
  • подбор по слуху и аккомпанементу; 
  • Будут развиты музыкальные способности: 
  • слух, ритм, память; 
  • пальцевая моторика; 
  • координация движений.
  • У детей будут сформированы: 
  • осмысленные и выразительные исполнительские навыки;
  • основы сценического поведения;
  • начальное музыкально-образное мышление;
  • заинтересованность в сольных и ансамблевых концертных выступлениях.
  • Занятия музыкой будут способствовать становлению нравственности ребенка и его мировоззрения в целом. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
  • 1. Вводное занятие (всего 1; теоретических 1; практических -)Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях. 2. Знакомство с музыкальным инструментом (всего 5; теоретических 1; практических 4)Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Исполнительская школа игры на гитаре (латиноамериканская, европейская и русская школы). Устройство гитары, её составные части.3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (всего 3; теоретических 1; практических 2)Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте:правая рука: большой палец – р, указательный палец – i, средний палец – m, безымянный – а; левая рука: указательный палец – 1, средний палец – 2, безымянный – 3, мизинец – 4.4. Освоение приема апояндо и тирандо ( всего 17; теоретических 4; практических 13) Теория: Апояндо и тирандо – основные приемы звукоизвлечения. Применение этих приемов; их влияние на силу звука, тембр, плотность звучания.Практика: Освоение этих приемов ногтевым и безногтевым способом звукоизвлечения.5. Нотная грамота (всего 12; теоретических 12; практических -) Теория: Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, обозначение нот (графическое и буквенное), длительности, названия октав, паузы, тактовый размер (2/4, 3/4, 4/4), такт, затакт, лига и залигованные ноты, нота с точкой, динамические оттенки, знаки альтерации, тональности до одного знака в ключе. Чтение нот в первой и второй позиции.6. Гармонизация мелодии при помощи баса всего 27; теоретических 7; практических 20 )Теория: Объяснение приема одновременного исполнения баса и мелодии.Практика: Практическое освоение этого приема на примере простых мелодий.7. Исполнение двойных нот (всего 10; теоретических 2; практических 8)Теория: Объяснение приема исполнения на открытых струнах (первая и вторая, третья и четвертая струны), как основы для последующего применения в исполнительстве.Практика: Исполнение двойных нот на открытых струнах и практическое применение данного приема в музыкальных произведениях.8. Изучение гамм (всего 15; теоретических 5; практических 10)Теория: Объяснение знаков альтерации и аппликатуры в мажорных и минорных гаммах. Знакомство с однооктавными гаммами в 1-ой и 2-ой позициях.Практика: Изучение гамм в пределах 1-ой и 2-ой позиций: F, G, C– dur; e, a, dmoll.9. Работа над этюдами и пьесами (всего 33; теоретических 5; практических 28)Теория: Форма, содержание и тональность в этюдах и пьесах. Понятие о музыкальной фразе, предложении, периоде, куплете.Практика: Исполнение этюда и пьесы из прилагаемого репертуара (по выбору педагога).10. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (всего 14; теоретических 4; практических 10)Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений.Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. 11. Заключительное занятие( всего 1; теоретических 1; практических - ; )Подведение итогов года. 
  • УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ