"Взаимодействие с родителями воспитанников в детском саду"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие с родителями воспитанников в детском саду"
Автор: Ханина Ольга Николаевна


Взаимодействие с родителями
при поступлении ребенка
в дошкольное образовательное учреждение
2017
Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием города Юрги Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №5 Подсолнушек г. Юрги
Взаимодействие с родителями
при поступлении ребенка
в дошкольное образовательное учреждение
Родительское собрание в форме устного журнала
Подготовила: Ханина О.В., воспитатель
Содержание:
Научная страничка…………………………………...................................................................3
Познавательная страничка…………………………. ………………………………………....4
Медицинская страничка……………………………..................................................................................................................6
Занимательная страничка…………………………...................................................................7
Страничка для родителей…………………………………………………………………….....9
Список литературы………………………………………………………………………….....10
3
Научная страничка
Что такое адаптация?
Адаптация к ДОУ – это процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, а также выработка новых умений и навыков.
Этот период включает в себя множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка.
Выделяют три стиля, с помощью которых можно адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.
Вопреки распространенному мнению, адаптация ребенка не заканчивается в первый месяц посещения детского сада. Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой (первой) фазы адаптационного периода:
легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения
адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Предотвратить тяжелую адаптацию у ребенка поможет правильная подготовка к посещению детского сада.
4
Познавательная страничка
Расставайтесь с ребенком правильно
Нельзя просто убегать от ребенка, пока тот отвлекся. Бросая внезапно ребенка, вы можете заставить его почувствовать себя обманутым.Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, упрекать его или наказывать при прощании. Трудно придумать что-то вреднее, чем фраза Вот не будешь слушаться — оставлю в садике! или А вот в детском саду тебя за такое наверняка накажут. Дети все запоминают. Пара слов, сказанная вами в сердцах, может навсегда сформировать у малыша стереотип: садик — место наказания и ссылки. Стоит ли потом удивляться, что ребенок не хочет туда идти? Он просто боится, что если будет недостаточно послушным, в один прекрасный день мама за ним не вернется.
Ритуал прощания
Чтобы облегчить этот болезненный процесс расставания, придумайте вместе с ребенком ритуал прощания. Например, мама приседает, берет ребенка за ручки, говорит куда уходит и когда вернется, целует в лоб, обнимает, говорит пока-пока и посылает воздушный поцелуй. Повторение одинаковых действий при прощании успокаивает ребенка. Лучше всего – помахать рукой в окошко, ведь получается, что момент прощания выносится за пределы группы и становится бесконтактным, поэтому малыш не плачет, а охотно заходит в группу и бежит к окну, чтобы не пропустить вас и помахать вам на прощание.
Проявите фантазию
Скажите малышу, что вы будете думать о нем и скучать, что вечером, после садика, вы ему все расскажете, где вы были и что делали. Придумайте игры, в которые можно играть на расстоянии.
Подумайте о небольших сюрпризах, которые малыш будет находить каждый день в ваше отсутствие. Это могут быть какие-то милые пустячки – заколка, машинка, блокнотик. Такие нехитрые мелочи скрасят ожидание вашего приезда.
Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребенком время с запасом
Спокойно объясните малышу, куда вы идете и что там будете делать. Например, мама идет на работу или мама поедет в больничку лечить зубки. Если вы будете нервничать или раздражаться из-за того, что опаздываете на работу, то ваше настроение мгновенно передастся ребенку, а дети, как известно, выражают отрицательные эмоции слезами.
Но затягивать минуту расставания тоже не нужно
Все должно происходить легко и без излишних переживаний с вашей стороны, ведь ребенок чувствует эмоциональный настрой мамы. Не обещайте, что вы ему принесете подарочек (потому что это будет выглядеть как откуп от него), но на обратном пути к ребенку можете захватить что-нибудь вкусное (подарок от зайки).
5
Будьте пунктуальны
Никогда не опаздывайте, собираясь забрать ребенка домой. За всеми пришли, а за мной еще нет — это наносит детскому самолюбию сокрушительный удар. Не нужно поселять в душе ребенка страх вашего внезапного исчезновения. Чаще говорите малышу, что вы всегда думаете о нем и помните — просто иногда бываете немного заняты взрослыми делами.
Встречайтесь с малышом весело
Ну и конечно, момент возвращения заслуживает не меньшего внимания, чем минута прощания. И когда ребенок бежит стремглав к маме, проявляя свою радость, очень важно каждый раз встречать малыша с улыбкой и любовью.
6
Медицинская страничка
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: Почему дети так часто болеют? Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит тренировка иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют "третьим состоянием" между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в прохладной воде, бегает босиком. Важно, не забросить это полезное дело, когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
7
Занимательная страничка
Игры дляразвития ребенка 2-3 лет
А где у нас?
В эту игру вы начинали играть давно, но она по прежнему может быть интересна ребенку, только усложняйте задания. Попросите его принести большой мячик (мячик красного цвета, один кубик, много кубиков, если освоен счет, то 2 кубика). В игре можно использовать машинку для транспортировки груза. Вы в это время можете заниматься своими делами, и давать ребенку задания.
Знакомство с окружающей средой
Гуляя по парку или просто на улице, всегда обращайте внимание ребенка на что-то новое и интересное, у знакомых понятий открывайте новые качества. Например, не просто Смотри какая елочка, а Смотри какие иголки, они колючие.
Что в мешочке?
Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть рубку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке.
Большой, маленький
Нужно учить ребенка различать понятия большой и маленький. Для игры удобно использовать матрешку. Покажите большую и маленькую, спрячьте маленькую в большую.
Строитель
Учите ребенка не просто строить башенки из кубиков, а делать первые не сложные постройки – домики, ворота, гаражи для машин.
Покажи картинку
Возьмите 3 картинки с любым изображением (можно фотографии), например – кошечку, девочку и собачку. Разложите их перед ребенком, дайте время, чтобы он их рассмотрел и запомнил. Переверните одну картинку и скажите: Спрячу кошечку. Попросите ребенка показать, где кошечка, куда она спряталась.
8
Теперь переверните 2 картинки: Спрячу кошечку и девочку. Попросите его теперь показать, где спряталась кошечка, а где девочка. Как только ребенок будет с легкость справляться с 2 картинками, добавляйте еще одну, а потом увеличивайте количество картинок. Обязательно хвалите его.
Вам понадобятся картинки, на которых выполняется какое-то действие (кто-то спит, кто идет, кто-то смеется и т.д.). Разложите перед ребенком картинки и дайте их рассмотреть. Теперь спросите: А кто на картинке смеется?. Старайтесь, чтобы ребенок не просто показывал пальчиком, а произносил слова.
Вам понадобятся картинки, на которых один объект выполняет разные действия (котик кушает, умывается, спит). Разложите картинки перед ребенком, чтобы он их рассмотрел и расскажите, подробно, что делает котик на каждой картинки. Попробуйте поменяться ролями, и попросите, взяв в руку картинку, сказать, что на ней делает котик. Похвалите его за ответ. Постепенно добавляйте уточняющие вопросы: на чем спит, какой котик и т.д.
Самолетик
Положите себе на кончик языка не большой кусочек бумаги и дуньте на него. Ой, смотри, полетел самолет, а давай у тебя тоже полетит. Положите ребенку кусочек бумаги, и пусть он тоже пытается сдуть. Играйте, кто сдует выше, дальше. Эта простая и веселая игра развивает артикуляцию.
Лото
Можно учить ребенка играть в лото. Только обязательно картинки должны быть большие и понятные
9
Страничка для родителей
Памятка
Адаптация к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя
Нужно:
Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный ктому, который будет всадике.
Впростой идоступной для понимания форме рассказать ребенку отом, что его ждет вДОУ.
Делиться смалышом впечатлениями дня: спрашивать унего, что онделал всадике, рассказывать, как прошел день увас наработе.
Говорить, когда выего заберете домой, иобязательно сдерживать свое обещание— неопаздывайте всадик, неприходите позже, чем обещали.
Нельзя:
Негативно отзываться осадике или воспитателе вприсутствии ребенка. Пугать детским садом.
Сразу оставлять ребенка вгруппе нацелый день.
Водить всад больного малыша.
Наказывать его закапризы, энурез впериод адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, авовсе неупрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.
Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.
10
Список литературы
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /Авт.- сост. Белкина Л.В.-Воронеж Учитель, 2004.-236.
Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: метод. рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; науч. ред. Е.В.Соловьева. – М.: Просвещение, 2010.-176с. (22с. – 37с.)
Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей первой мл. группы дет.сада /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др.; Сост.Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1993.- 224с. (12с.-22с.)