Рабочая программа и КТП по курсу "Литература Дона"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа и КТП по курсу "Литература Дона"
Автор: Ласкова Ольга Владимировна

Рабочая программа по курсу «литература Дона» предназначена для учащихся 5-6 классов.Программа включает четыре раздела: «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.«Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.«Ресурсное (учебно-методическое и материально-техническое) обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания истории древнего мира в современной школе.«Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно ­ правовых документов:
  • Закон РФ «ОБ образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря . № 1897 -
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Планируемые результаты основного общего образования.
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N . Москва).
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ермаковской СОШ.
  • Обязательный минимум содержания регионального казачьего компонента государственного стандарта литературного образования, рекомендованным редакционно – издательским советом ГОУ ДПО «Ростовский областной ИПК и ПРО».
  • Программно – методический материал И.В. Куприянов, Т.И. Павлова. Ростов – на – Дону 2006 год.
  • Программа по литературе Регионального компонента. Автор В.Б. Небратенко.
  • Проект стандарта регионального компонента основного образования по литературе МО Ростовской области.
  • Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника– хрестоматии «Край родной».(5 – 6 класс) (авторы В. Б .Небратенко, В. Д. Яцык.Характеристика учебного предметаДонская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства. В региональный компонент литературного образования включены произведения для чтения и обсуждения, для чтения и изучения, признанные во всем мире, вошедшие в мировую классику. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в рамках регионального компонента являются: - высокая художественная ценность; - гуманистическая направленность; - тесная связь произведений с культурными традициями народов региона, с историей региона; - позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития социализации и возрастным особенностям; - тесная взаимосвязь с общероссийским литературным процессом; - нравственно-эстетическая значимость для времени создания и современности. При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими также явились такие критерии как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересов.Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к .изучению курса. Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.Цели и задачиОсновная цель изучения курса «Литература Донского края»:через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося. Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:- создать условия для освоения учащимися содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона; - способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, интереса к различным видам искусства - раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;- расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;- заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;- познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала.Методы и формы решения поставленных задачПрограмма нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.Наряду с обозначенными подходами наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы курса формирование комплекса общеучебных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
  • личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. (Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.) Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
  • В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа, учебные проекты и т.п.Требования к результатам обученияВ результате изучения регионального казачьего компонента литературного образования ученик должен: знать/понимать:
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына;
  • наизусть 2-3 стихотворения;
  • связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;
  • уметь:
  • воспринимать художественный текст;
  • выделить смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр произведений региональной литературы;
  • выделять тему и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка произведений;
  • сопоставлять тематически и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия;
  • находить в текстах этнографичесий материала.
  • Инструментарий для оценивания результатов
  • устные ответы, тестирование, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
  • Система оценки достижений учащихся: зачетная, портфолиоИспользуемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроляМесто предмета в учебном планеСогласно учебному плану МБОУ Ермаковской СОШ на 2014 – 2015 учебный год на изучение курса «Литература Дона» в 5 и 6 классах отводится по 1 учебному часу в неделю, итого 35 часов в год. Содержание программы учебного курса 5 классВводный урок. – 1чФольклор Дона-13ч.Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».Донские казачьи сказки про животных. «Глупец и жеребец», «Казак и лиса».Донская сказка – анекдот. «Бугай».Топонимические сказки о реках. «Шат и Дон».Сказки казаков – некрасовцев. «Волшебная лампочка», «Орёл и карга».Обобщающий урок по сказкам. Предания, легенды, былички. «Как казак Чигуша немцу нос утёр», «Степан Тимофеевич Разин из острога ушёл», «Сом», «Колдунья».Казачий народный театр. «Суд атамана Бури над купцом - Аршинником», «Журавель», «Казак Чигуша и окружной атаман».Игры казачьей молодёжи. «Со вьюнком».Малые жанры казачьего фольклора. «Пословицы и поговорки», «Загадки казаков».Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».Контрольная работа.Фольклор и литература-2ч.. «Бисеринка».Кубанские донские гоготушки. «Пакет», «По – о - рублю», «О чистоте русского языка», «Казаки мушкетёры», «Казак и турок», «Можем, но не хочем», «О хуторах и станицах».Донские стр. литературы 19в.-5ч.История написания пролога к поэме КА. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В. П. Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» (отрывок).Родной край в поэзии Н. Ф. Щербины. «Таганрогская ночь».У истоков Чеховской «Степи»К. Д. Бальмонт. «Ковыль», «Скифы»И. А. Крылов и донцы. Д. И. Петров (Бирюк) «Кутузов читает басню» (отрывок из романа).«Кутузов читает басню» (отрывок из романа).Донские стр. литературы 20 в.-9ч.И. Н. Лесной. Стихи и басни. «Баллада о донском казаке», «Сельмашевская лирическая», «Горький на Сельмаше», «Ушлый заяц», «Слон и моська», «Пудель», «Ворона и лисица», «Вдохновляющий осёл».Перечитайте. Подумайте и сравните. А. Ф. Корольченко «Атаманова борода» А. Кобяков «Анна – дочь атамана Платова»М. А. Шолохов «Жеребёнок» (в сокращении)Пришвинская зоркость донского писателя. Г. С. Колесников «Сильнее бури»Изучение повести А. А Коркищенко «Старая лошадь Зина»Побывайте в Александровском музейном комплексе. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», «Здравствуй Дон»Донские поэты 20 в-4ч.Е. А. Рябцев «На аксайской переправе», В. А. Закруткин «Путь поэта», А. В. Софронов «О самом главном» А. Г. Гарнакерьян «У родной земли беру уроки». Кубанская Родина донского поэта. А. И. Гриценко «Свистящий полукруг»Итоговый урок «Шолоховская весна» -1ч.6 классФольклор Дона-8ч. Вводный урок.Фольклор Дона. Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья.Мифы о происхождении Скифов, Савроматов«Александр Великий и царица Амазонок»,«Девятый подвиг Геракла», «Легенда о морских звёздах».Ростов-на-Дону – город легендарный. «Кобяков стан», «Легенда о пропавшей девушке», «Богатый источник», «Легендарный курган».По библейским мотивам. «Иван Бражник».Л.Волошина «Над звонкою дельтою Дона»Прошлое донского казачества в лит-ре начала 20 века -14ч.В.А.Потапов «Факел гонца»«Кубанские сказы» В.А.Потапова.Б.В.изюмский «Град за лукоморьем»Сказка донских армян «Рипсиме»А.С.Пушкин на донской земле.М.Ю.Лермонтов и Дон «Черкесы», «Два сокола».Контрольный урок. Проверь себя.Откуда Н.В.Гоголь сюжеты брал? «Как казак чертей одолел».Таганрог- Родина А.П.Чехова и его героев. «Лошадиная фамилия». Такая вот связь! «А.П.Чехов – лавочник»В детстве он видел Чехова. С.Званцев «Толстый и тонкий».Исторический и фольклорный Платов. А.Ф.Корольченко «Казак Платов».П.Н.Краснов «Атаман Платов».Д.И.Петров(Бирюк) «Сыны степей донских», «Туляки блоху подковали».Донские поэты и писатели в потоке общерусской лит-ры -9ч.Наш земляк Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «И.К.Айвазовскому», «После битвы», «Таганрогским грекам».А.А.Леонов «Возвращение на Родину», «За курганом пики блещут»В.С.Моложавенко «Цвет лазоревый»В.А.Закруткин «Подсолнух»О детстве Шолохова – автора «Нахалёнка»М.А.Шолохов «Нахалёнок»Ю.А.Дьяконов «Для того, чтобы жить»В.П.Гнутов «Подвиг Ермака»Приключения «Мушкетера» на юге РоссииА.Дюма «Кавказ» В.О.война в литературе Дона – 3 ч.П.В.Лебеденко «Бося».А.В.Софронов «Хутор русский», Д.М.Долинский «Всякое бывало».Стихи о военном детстве.С.А.Королёв «Игры военных лет», М.А.Щербина «Рама», А.Тер-Маркарьян «Петух».Отчетный урок по курсу – 1ч.Ресурсное (материально-техническое и учебно-методическое) обеспечение учебного предмета Литература ДонаКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ5 КЛАСС6 КЛАСС