" Домашние животные"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Домашние животные"
Автор: Ситова Ольга Николаевна
Проект для детей первой младшей группы по теме: «Домашние животные».Над проектом работали: Ситова О.Н., Зубова О.А. Тип проекта – краткосрочный (1 неделя).Вид проекта – информационно-практический, игровой.По количеству участников – подгрупповой.Возраст детей – 2-3 года.Участники – педагоги, дети, родители.Актуальность проекта:Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться:• формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;• положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата. Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения. Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Цель проекта: формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста; обогащать знания детей о домашних животных; прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них. Задачи: расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных, их характерных особенностях; развивать у детей правильное звукопроизношение; побуждать детей выполнять имитационные движения;Этапы проекта:1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.3 этап – этап осуществления проектной деятельности. - Подбор детской художественной литературы для чтения детям. - Чтение стихов, потешек, сказок. - Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными. - Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными. - Конструирование домика для животных. - Проведение подвижных игр.- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.Формы организации совместной деятельности по теме дидактическое обеспечение:- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр Подвижные игры: «Кто как кричит», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, как кричит?», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», - Чтение художественной литературы: «Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А. Барто; «Разные собачки» - Б. Заходер; «Телефон», - К. Чуковский; «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С. Маршак; «Слонёнок в зоопарке» - А. Парчинская; «Щенок» - Ю. Разумовский;«Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» - С. Михалков; «Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н. Но - Чтение русских народных сказок: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок». - Слушание и заучивание потешек и считалок: «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза», «Упрямые козлы», «Ходит кот по лавочке»- Проведение физкультминуток: «Зайка», «Кот», «Игра с зайкой».- Изобразительная деятельность: Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные тропинки».Рисование – «Спрячем мышку» (рисование карандашом, «Следы» (рисование пальчиком, «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью).- Художественно-продуктивная деятельность: Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний любимец».План работы с семьей в рамках темы: «Домашние животные». Данная тема запланирована на две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно:1. Анкетирование родителей.2. Консультация для родителей. 3 Памятка для родителей.4 Фото-вернисаж. 5. Развлечение.Родителям были предложены анкеты по теме: «Домашние животные в Вашей семье». Цель этой анкеты: определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отношения к животным. В анкете представлены следующие вопросы: 1. Если ли у Вас в семье домашнее животное? 2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним? 3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем? 4. Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас есть дети раннего возраста 5. Общение с домашними животными, влияет на нравственное воспитание ребенка? 6. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?Познавательное развитие* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.* Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.Животные - источник нравственного воспитания* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.Животные - источник эстетического воспитания и развития* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.Источник трудового воспитанияВ процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях. Выпустили памятку для родителей: «Чем опасны домашние животные для детей».Цель: способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными.Памятка для родителейЧем опасны домашние животные для детей?Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей ложки (пока родители не видят). Не заостряя внимание на возможной аллергии или укуса животным, поговорим о невидимой опасности.Даже если питомец живет в доме и никуда не выходит, это не гарантирует, что он является разносчиком паразитарных заболеваний. Приходя с улицы, вы можете принести на подошве обуви кусочки земли, по которой ходили зараженные животные.Токсокароз – заболевание, которым малыш может заразиться от собаки. Паразиты могут попасть в организм ребенка, если после игры с щенком, он не помыл руки и сел за стол. Личинки проникают через стенки кишечника, распространяются по кровеносной системе, а уже оттуда переносятся в легкие, печень и даже в глаза. Заболевание может протекать бессимптомно, давая лишь легкое недомогание. Токсокароз требует консультации врача паразитолога и назначения анти паразитарных аппаратов.Токсоплазмоз – заболевание, которым ребенок может заразиться от кошки. Яйца паразитов попадают в кишечник, там вырастают, превращаясь в личинки. Проникают в лимфатическую систему и распространяются по всему организму. Разрушают внутренние органы и системы. В 80-90% случаев, токсоплазмоз не дает явных симптомов. Но, самую большую опасность это заболевание несет беременным женщинам.Орнитоз – заболевание, которым ребенок может заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей). Более 140 видов птиц являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи. Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка, помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.Как защитить ребенка от паразитов, передаваемых домашними животными?- Никогда не кормите животных сырым мясом.- Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.- Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.- Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше, приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным.- Следите за чистотой птичьей клетки.- Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.В конце недели я попросили родителей принести фотографии своих домашних животных (с детьми или без, и устроииа фото-вернисаж в группе по теме: «Домашний любимец». Цель: воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик.Итоговым мероприятием по данной теме стало развлечение «В гости к бабушке Арине». Цель: воспитывать гуманное отношение к животным.4 этап – заключительный:обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.Оформление фотовыставки «Домашний любимец».Развлечение для детей: «В гости к бабушке Арине».Продукт деятельности:наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, стенгазета, презентация, картотеки стихов, загадок. Развлечение для детей и родителей: «В гости к бабушке Арине».Предполагаемый результат:Дети должны знать названия домашних животных, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям;дети научатся ухаживать за домашними животными;дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;дети должны знать, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;привитие детям любви и бережного отношения к животным.Приложение Развлечение: «В гости к бабушке Арине»Цель: - закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных.Задачи:- уточнить представления о домашних животных (живут дома, за ними ухаживают, они приносят пользу людям;- закрепить названия домашних животных: кошка, собака, корова, щенята;- продолжать развивать умение отвечать на вопросы: «кто?», «что делает?» фразами из 2-3 слов;- создать радостное настроение, умение выполнять движения под текст;- воспитывать бережное отношение к животным.Материал: игрушки: кошка, собака, корова, щенята.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о домашних животных, дидактическая игры: «Чей малыш?», «Найди детеныша», «Найди маму», пение песенок, подвижные игры.Ход развлечения:Воспитатель: (показывает красочное письмо) Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. К нам пришло письмо, из деревни, от бабушки! Давайте, прочитаем его!«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много домашних животных. Приезжайте ко мне, я вас жду!»– Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? (Ответы детей).- На чем же можно поехать к бабушке? (Ответы детей).- Правильно, можно поехать и на машине, и на автобусе! А мы с вами поедем на поезде! Наш поезд поведет (имя ребенка).(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в бабушку, надев фартук, накинув на плечи платок.)Бабушка: Здравствуйте, ребятки! (Дети здороваются с бабушкой).Я так рада, что Вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости (звучит запись голосов домашних животных). У меня живёт много разных животных. Я хочу вас с ними познакомить.– Подойдите, ребятки, ко мне. Посмотрите, кто это? (Ответы детей). Это моя кошка Мурка. Как зовут кошку? Она живет дома, спит на диванчике, очень любит мышей ловить.- Кошка Мурка хочет поиграть с вами.Игра «Серые мышки».Она очень любит догонять мышек. Сейчас мы с вами поиграем с кошкой. Вы ребята, будете мышками. (Кошка спит, а мышки идут на носочках) .-Мышки шли, шли, шли. В гости к кошечке пришли.Кошка, кошка, хватит спать. Мы пришли к тебе играть.Кошка, кошечка, вставай! Серых мышек догоняй! (повторить 2-3 раза).- Молодцы, ребята! Как вы быстро бегаете, кошка моя вас не поймала, она очень устала и хочет отдохнуть. Скажем кошке «до свидания!» (дети прощаются с кошкой).Ребята, посмотрите, кто это лает? (Ответы детей). Это моя собачка Жучка. Как зовут собачку? Она живет во дворе, охраняет дом. Где живет собачка? Что делает она во дворе? Как лает собака? (индивидуальные и хоровые повторения). Моя собачка очень любит слушать песенки. Ребята, а про собачку вы песню знаете? (Дети исполняют песню «Собачка»). «К нам пришла собачка. Умная собачка. С детками играет, очень громко лает: «Гав! Гав! Гав!». У моей собачки потерялись детки. Как зовут деток у собачки? (Ответы детей). Давайте мы поможем собачке найти щенят. (Дети находят щенят и приносят к собачке). Как собачка Жучка обрадовалась своим щенятам. Большое вам спасибо, ребята! Пусть они пойдут погуляют. Скажем собачке «до свидания!» (дети прощаются с собакой).- Посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает игрушку-корову, дети называют, звукоподражают).- Вот она моя корова. Она дает вкусное молоко. Что дает корова? А вы ребятки песню про корову знаете? (Дети исполняют песню «Корова»).- Подошла корова к дому своему. Замычала громко «Му-у», «Му-у»Я свою Белянку, встречу, обниму, а она мне весело: «Му-у», «Му-у»- Молодцы, ребята! Корове моей очень ваша песня понравилась. Она проголодалась и тоже хочет есть. Как вы думаете, что корова любит поесть? (Ответы детей).Скажем корове «до свидания!» (дети прощаются с коровой).-Ребята, сегодня я вас познакомила с моими друзьями: кошкой, собакой и коровой. Давайте вспомним, как они умеют кричать? Как кричит кошка? (собачка, корова).- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами поиграли, повеселились, познакомились с моими друзьями: кошечкой, собачкой, коровой. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. Кошечка ловит мышей, собачка дом охраняет, а корова дает молоко. Животные, которые живут у меня, называют домашними, потому что я кормлю их, очень люблю и ухаживаю за ними. Вы знаете всех моих домашних животных. Ребята, спасибо, что приехали ко мне, вы еще приезжайте, я вас всегда буду ждать! (Бабушка угощает детей конфетами и провожает до поезда).(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время перевоплощается в воспитательницу).Воспитатель: Ребята, где вы побывали? На чем вы приехали? Вам понравилось в деревне? Какие животные живут у бабушки? Что делает кошка? (Мяукает, ловит мышей). Что делает собака? (Лает, охраняет дом). Что делает корова? (Мычит, дает молоко). Какую пользу они приносят бабушке? Вам понравилось в деревне? (Ответы детей).