Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности роста образования и воспитания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности роста образования и воспитания
Автор: Звягинцева Светлана Михайловна

Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности роста образования и воспитания
Социальное партнерство – одна из востребованных в современных условиях составляющих деятельности образовательного учреждения.
На протяжении многих лет моими (точнее нашими с детьми) социальными партнёрами были: родители - первые и надёжные помощники в обучении, развитии и воспитании; педагоги и учащиеся школы; школьная библиотека; спортивный комплекс ВИЗ-Синара; общественные организации района и города.
Год 2008. В нашей школе открыли спортивный класс, в котором три года я была учителем и классным руководителем. Идея формирования спортивных классов не нова. В былые советские годы создание спортивных классов поощрялось Министерствами образование, физкультуры и спорта. Основной акцент тогда делался на росте спортивных достижений школьников без отрыва от учебы. Спорт был на первом месте, учеба на втором. В наши дни ситуация круто изменилась и современные спортивные классы призваны выполнять куда более важную роль, нежели простая организация строгого спортивного режима. Вопросов больше, чем ответов. Самый главный: как дети будут справляться с нагрузками в школе, когда каждый день две тренировки и частые соревнования? И тогда я решила, что моя задача – показать мальчишкам-футболистам, что быть малообразованным успешным спортсменом не модно, что можно совмещать и спорт, и учёбу.
Понимала, что для успешной работы необходимо тесно держать связь с социальным педагогом и школьным психологом, учителями – предметниками и родительским комитетом класса. Администрация, учителя, психолог являются членами одной педагогической команды, которая взаимодействует с родителями учащихся, и все стремятся к сотрудничеству, цель которого – всестороннее развитие ребёнка.
Педагогический коллектив для работы в этом классе был сформирован из высококвалифицированных педагогов. Систематически проводились малые педсоветы, на которых разговор шёл об адаптации ребят к обучению в спортивном классе, об условиях нормализации учебных нагрузок учащихся, об учёте индивидуальных особенностях и личностных качеств школьников в процессе обучения в данном классе.
Специальный учебно-тренировочный режим спортивного класса был согласован руководством школы с тренером и родителями школьников. Он выглядел следующим образом: утренняя тренировка, приход в школу, завтрак, школьные уроки, обед, подготовка домашних заданий дома, вечерняя тренировка.
Плотный распорядок дня, который был у ребят, позволил:
реализовать полный контроль за каждым из учеников спортивного класса, т.к. обязательно фиксируется присутствие и поведение учащихся на тренировках и занятиях. Весь учебно-тренировочный процесс происходил под ежеминутным присмотром тренера и педагогов;
повысить учебную дисциплину и, как следствие, улучшить успеваемость школьников. Регулярная проверка успеваемости по школьным предметам и полного выполнения домашних заданий выполнялась педагогами школы и тренером;
достичь максимального эффекта от занятий спортом. Ежедневные двухразовые тренировки – важный фактор повышения результативности от занятий футболом. Медали и кубки даются постоянным, напряженным трудом.
Ребята выезжали на сборы, в лагеря, на соревнования, учились себя обслуживать, находить общий язык друг с другом и с теми, с кем встречались впервые. Дети в спортивном классе стали более уверенными, среди них не было закомплексованных. Ведь спорт – это не только физическое, но и нравственное развитие, формирование личности и силы воли. Спорт – это школа жизни.
Мои ученики часто и надолго выезжали на соревнования. Им приходилось брать задания по всем предметам, изучать самостоятельно новый материал. Всё это они выполняли их под контролем тренера. Когда дети выходили на занятия, создавала все условия по реабилитации и возвращению к нормальной образовательной деятельности. Составляла план индивидуальных занятий по усвоению новых знаний по своим предметам. Организовывала встречу родителей и ученика с учителями-предметниками для составления плана занятий, чтобы не было перегрузок в учёбе, чтобы ученик постепенно адаптировался в коллективе.
Самым устойчивым сообществом в школе является класс. Это маленькая ячейка образовательной среды, где ребёнок воспитывается. Мною были созданы условия для приобретения обучающими позитивного социального опыта. Ежегодно составляя план воспитательной работы, ставила ряд целей с учётом особенностей спортивного класса, но самой главной являлась подготовка ребят к жизни в обществе. Это возможно сделать только в том случае, если ученики будут включаться в реальную гражданскую практику. Возможности школьного самоуправления в этом отношении весьма велики. Ведь если ребёнок участвует в управлении своим образовательным учреждением, пытается улучшать жизнь своего класса, школы, то это является для него колоссальным опытом. Все ребята имели общественные поручения в классе, два человека входили в Совет школы.
Более комфортные условия для становления гражданственности создаются во внеклассных школьных сообществах, где дети социализируются в соответствии со своими способностями и интересами. В таких сообществах предполагается участие родителей, общественности, предпринимателей, когда дети не только социализируются, но и облагораживают окружающую среду. В данном случае школа становится центром социализации всех субъектов образования.
Три года подряд ребята участвовали и побеждали в районном футбольном турнире, посвящённом Дню милиции, совместном проекте милиционеров ОМОНа и депутатского корпуса.
Ежегодно поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны, подписывали открытки, дарили подарки. Посещали ветеранов на дому: сами прийти в школу на праздник они уже не могли. У нас было пять подшефных ветеранов, которых мы ежегодно 9 Мая поздравляли. Ребятам было горько осознавать, что, к сожалению, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Так, в прошлом году и два наших подшефных ушли из жизни, но мы поздравили их вдов, пили чай с ними и вспоминали ветеранов.
Ребята из спортивного класса ориентировали учеников младших классов на занятия спортом. Хочешь заниматься спортом? Пожалуйста, но тогда не должно быть двоек, - напутствовали они своих подшефных. Да и тренер рассказывал подросткам, что спортсменов берут на работу охотнее: они более организованные, работоспособные, целеустремлённые.
Мои ученики выступили инициаторами проведения недели за здоровый образ жизни, сделали эмблемы с надписью и рисунком мяча. Эту идею подхватили ученики других классов. Хороший пример оказался заразительным. Ещё один из таких примеров: накануне решающих футбольных матчей ребята расклеивали листки бумаги, где все желающие записывали счёт предстоящих матчей, пытались предсказать исход футбольных баталий. Разве это не пропаганда спорта, здорового образа жизни?
Ребята - спортсмены принимали активное участие в общественной жизни школы, района, города, региона, страны. Представляли школу на различных конкурсах. Елфимов Игорь стал Лауреатом городского конкурса фотографий Самая любимая мама в рамках проекта Просцениум, а его одноклассник Петров Влад стал Лауреатом городского фотоконкурса Молодёжь выбирает здоровье. Во Всероссийском конкурсе письма Елфимов Игорь стал победителем в номинации С чего начинается Родина (на региональном уровне).
Остановлюсь ещё на одном аспекте: взаимодействие с родителями. Главная задача – сделать родителей помощниками и союзниками в воспитании и обучении ребёнка. Обсуждали и определяли, какое участие они могут принять в жизни класса: проведение экскурсий, организация праздников и т.д.
Родительские собрания проводила вместе с детьми и тренером. Цель такой формы - показать родителям и спортивному наставнику, как их ребёнок адаптируется в коллективе, помочь увидеть достижения и проблемы. Главный результат для меня – это то, что я, благодаря такому тесному сотрудничеству, получила в лице родителей незаменимых помощников в реализации воспитательных задач. Кроме этого, вырос и авторитет школы среди родителей. Педагогика сотрудничества с детьми и родителями позволили мне построить взаимоотношения на полном взаимопонимании и бесконфликтном общении. Результат очевиден – все три года наш класс был лучшим на параллели, а в 9-ом мы заняли третье по школе в конкурсе Самый классный класс. (Активное участие в жизни школы, района).
Полученные результаты подтверждают идею о том, что личность складывается не столько под воздействием социальной среды, сколько во взаимодействии с ней. Пришло время выбора, и 6 ребят поступили в колледжи, один поступил в 5 математическую гимназию, другие учатся в политехническом и филологическом классах. Результатами довольна, считаю, что цели, которые ставила, достигнуты: стабильные знания, активная жизненная позиция и первое место в чемпионате России! Учёбу и профессиональный спорт совмещать можно!