«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
Автор: Родченко Анна Анатольевна

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...»-- [ Страница 1 ] --Учреждение образования«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»УДК: 008:37.012.1ГабинскаяАлла АлександровнаГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯИ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫАвтореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата философских наукпо специальности «24.00.01 – теория и история культуры»Гродно, 2015Работа выполненав учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».Научный руководитель:Бородич Александр Александрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».Официальные оппоненты:Стрельченко Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой философии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»;Крусь Павел Павлович, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».Оппонирующая организация:Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет».Защита состоится 22.12.2015 в 11.00 на заседании совета по защите диссертаций К 02.14.03 при учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по адресу: 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22, ауд. 218.Телефон ученого секретаря: (+375 152) 43 62 21; (+375 152) 73 19 26.E-mail: kolocei_m@grsu.by; n.nech@grsu.by.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГрГУ им. Я. Купалы.Автореферат разослан 21.11.2015.Ученый секретарь совета М.Я. Колоцей по защите диссертаций К 02.14.03ВВЕДЕНИЕВ начале XXI века значительный интерес вызывает проблематика глобализации образования, поскольку от развития сферы образования во многом зависит будущее человечества. Проблема совершенствования системы образования в условиях глобализации актуальна и для Республики Беларусь. Реформы в системе образования являются необходимым условием эффективного развития Беларуси и наращивания ее духовно-интеллектуального потенциала. Реформирование системы высшего образования в Беларуси и включение ее в международное образовательное пространство служат показателем соответствия ее основным мировым тенденциям. Одной из важнейших проблем является вопрос о соотношении глобальных и локальных субъектов образования, выявление их социокультурной специфики и принципов взаимодействия.Необходимой задачей развития локальных субъектов образования выступает создание национальной концепции образования, адекватной современным глобализационным процессам. А национальная концепция образования тесно связана с формированием экологической культуры, которая предполагает переход на экологобезопасный устойчивый путь развития общества. Значимость этой проблемы усиливается тем, что белорусское общество более всех пострадало от чернобыльской техногенной катастрофы.Исследование процесса глобализации образования в контексте экологической проблематики является особенно актуальным в связи с тем, что накопленный к настоящему времени массив научных разработок по проблеме развития современного образования затрагивает преимущественно социально-экономические факторы (Б. С. Гершунский, И. А. Майбуров, Т. В. Сохраняева и др.) и социально-политические вопросы (А. П. Лиферов, В. А. Майдер, В. И. Стрельченко и др.), влияющие на данный процесс, а его экологическая составляющая изучена слабо. В частности, недостаточно разработана концептуальная модель формирования экологической культуры личности и общества. Нерешенным остается и вопрос о комплексном влиянии различных социальных институтов на формирование экологической культуры, а также о ее роли в обеспечении экологической безопасности страны, которая рассматривается как состояние защищенности личности, общества, государства от реальных угроз антропогенного либо естественного происхождения. Решение данных вопросов является необходимым условием эффективного развития системы образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСвязь работы с научными программами (проектами), темами Диссертация является составной частью научно-исследовательской работы кафедры философии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и выполнена в рамках госбюджетной темы:№ А 26–06 «Глобализирующийся мир и стратегия развития современного белорусского общества» (номер государственной регистрации 200764; срок выполнения 2006–2010 годы).Цель и задачи исследования Цель работы состоит в экспликации социального механизма воздействия процесса глобализации образования на формирование экологической культуры общества.Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:1 раскрыть сущность понятия глобализации образования и выявить основные тенденции данного процесса;2 выделить аксиологические основания кризиса образования в культуре техногенного общества и показать его характерные особенности;3 определить роль философского знания в формировании концепции образования для экологобезопасного развития общества;4 разработать культурогенные принципы практической реализации стратегии экологобезопасного устойчивого развития общества и обосновать роль образования в этом процессе;5 выявить этапы эволюции экологических идей в сфере культуры образования и наметить пути повышения уровня экологической культуры общества.Научная новизна работы На основании комплексного исследования современных тенденций в сфере образования дано определение понятий глобализации образования, локального и глобального субъектов образования, раскрыта суть процесса глобализации образования; выявлены аксиологические основания кризиса образования в техногенном обществе; определена методологическая роль философии образования в развитии концепции образования для экологобезопасного развития общества; разработаны принципы практической реализации стратегии экологобезопасного устойчивого развития общества; выявлены основные этапы эволюции экологических идей в системе образования и раскрыта сущность перехода от традиционного экологического образования к ноосферному образованию.Положения, выносимые на защиту1. Процесс глобализации образования не имеет в современной науке четко выстроенной схемы реализации. Он отличается полицентричностью и нестабильностью развития. Выделяются следующие тенденции в процессе глобализации образования: активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в сферу образования; коммерциализация образования с формированием ее новых форм (виртуальных университетов, онлайновых программ обучения, дистанционного образования, глобальных научных бирж и консорциумов университетов);значительное усиление процесса интернационализации сферы образования и увеличение удельного веса ее международной составляющей; интеграция национальных образовательных систем, формирование элементов единого информационного образовательного пространства; модернизация системы образования, связанная с комплексом реформ, ориентированных на долгосрочные перспективы развития общества; поиск новых смыслов образования (активное развитие философии образования и трансформация его содержания, связанная с появлением широкого набора междисциплинарных знаний, направленных на решение глобальных проблем).Глобализация образования – процесс приспособления системы обучения и воспитания к запросам глобальной рыночной экономики, сопровождающийся такими явлениями как экспорт образовательных услуг; расширение сотрудничества и социальной мобильности в образовательной сфере; достижение конвертируемости образовательных стандартов и эталонов, маркетизация сферы образования и т.д. В результате, с одной стороны, происходит расширение мирового образовательного пространства; с другой – сужение национальных образовательных систем. Глобализация образования не только открывает новые возможности интеграции образовательных систем в единое пространство, но и порождает проблемы и риски, связанные с утратой национальной идентичности локальных образовательных субъектов. Проблемы будущего отечественного образования должны решаться на основе наследия и традиций национальной культуры, белорусского менталитета, с учетом творческой переработки и усвоения лучших мировых достижений в сфере образования.2. Специфика культуры природопользования в техногенной цивилизации заключается в экспансии агрессивно-волюнтаристской социальной установки на преобразование окружающей среды. Такая тенденция явно прослеживается в концепции образования, сложившегося в техногенном обществе. Она ориентируется на утилитарно-потребительские запросы индивидуума, сводит обучение к приобретению преимущественно знаний, отличающихся прикладным характером и функциональной ограниченностью. Эталоны такого образования не в состоянии предложить продуктивное решение социально-экологических проблем и содействовать преодолению кризисных явлений во взаимоотношениях общества и природы. Показателем такого подхода к образованию является тенденция к унификации, рационализации и стандартизации основных эталонов, норм и принципов построения отношений в системе «человек – природа – общество». Назрела необходимость в новых идеалах, целях и смыслах образования, которые бы способствовали гармонизации отношений общества с природой. Условием преодоления кризиса рационалистического отношения к природе и образованию, является введение в образовательное пространство идеалов, целей и смыслов, учитывающих природную и национально-культурную специфику развития общества.3. В осуществлении идей экологобезопасного развития общества, значительную роль принадлежит образованию. Оно посредством подготовки субъектов с высоким уровнем экологической культуры, способных решать социально-экологические проблемы с учетом долгосрочных системных эффектов, может способствовать упорядочиванию социоприродных отношений. Значительная роль в реализации данной задачи принадлежит формированию концепции образования для экологобезопасного развития общества, назначение которой – преодолеть кризис рационалистического отношения к природе, характерного для техногенной цивилизации и сформировать новые мировоззренческие ориентиры, сообразующиеся с нравственным и экологическим императивами. Методологическая роль в формировании концепции образования для экологобезопасного развития общества принадлежит философскому знанию, вне учета актуальных разработок которого по проблемам взаимоотношений в системе «человек – природа – общество» (идеи коэволюции природы и общества, ноосферные идеи), невозможно сформировать адекватную современному уровню социприродных отношений концепцию образования для экологобезопасного развития общества.4. Концепция экологобезопасного устойчивого развития общества является глобальной стратегией в разрешении социоприродных противоречий. Существует ряд принципов в практической реализации такой стратегии: а) комплексное использование имеющихся ресурсов – экономических, природных, технических, социальных; б) системный подход, в основе которого лежит представление о взаимообусловленности развития общества и природы; в) учет природной и национально-культурной специфики развития общества; г) социо-эколого-экономическая оптимизация жизнедеятельности общества; д) приоритетное обеспечение экологической безопасности общества через устойчивое развитие общества; е) ориентация на высокую культуру природопользования.Образование является ключевым культурогенным фактором перехода на экологобезопасный устойчивый путь общественного развития. Оно способствует когнитивным, ментальным, мировоззренческим и культурным изменениям в сфере общественного сознания и выступает важнейшим механизмом гармонизации отношений общества с природой.5. Эволюция экологических идей в сфере культуры образования включает следующие этапы: естественнонаучный (конец XVIII в. – 20-е годы XX в.): развитие экологических идей в образовании на основе естествознания; природоохранный (30-е – 60-е годы XX в.): усиленное внимание к проблеме охраны природы и активная пропаганда экологических знаний в образовании и просвещении молодежи; традиционный экологический (70-е – 90-е годы XX в.): экологизация образования в свете реализации идей концепции перехода на экологобезопасный устойчивый путь развития общества; ноосферный (конец XX – начало XXI вв.):внедрение в образование ноосферных идей.В современных условиях экологическое образование, цель которого – формирование высокого уровня экологической культуры, по целям, средствам и технологиям совпадает с ноосферным образованием. На основе принципа комплексносного использования ресурсов общества и человека, ноосферное образование решает следующее важные задачи: смена экономической потребительской парадигмы на новую – экологическую, гармонизирующую взаимоотношение отдельных звеньев в системе «человек – природа – общество»; органичное соединение в себе национальной специфики экосознания с формированием идеала социоприродного единства мирового сообщества; подготовка человека к жизни в условиях технизированного общества. Таким образом, ноосферное образование является важным инструментом реализации конструктивного потенциала глобализационных процессов.Чтобы национальное экологическое образование было успешным, целесообразно использовать положительный опыт его организации в зарубежных странах;организовать диалог локальных и глобальных субъектов образования.Личный вклад соискателя ученой степени Диссертация представляет собой самостоятельное комплексное исследование, в рамках которого: раскрыта суть понятия «глобализация образования» и выявлены основные глобализационные тенденции в сфере образования; выявлены деонтологизирующие тенденции в современных концепциях образования; выделены аксиологические основания кризиса образования в культуре техногенного общества и раскрыт его характер; определена роль философского знания в формировании концепции образования для экологобезопасного развития общества;разработаны культурогенные принципы практической реализации стратегии экологобезопасного устойчивого развития общества и показана роль образования в этом процессе; выявлены этапы эволюции экологических идей в образовании и намечены пути повышения уровня экологической культуры общества.Апробация диссертации и информация об использовании ее результатов Основные положения и выводы диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры философии ГрГУ им. Я. Купалы и городского теоретико-методологического семинара по повышению квалификации преподавателей социогуманитарных кафедр вузов г. Гродно «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», а также представлены в материалах Международной летней школы «Человек в мире социума» (Гродно, ГрГУ, 2013) и ряда научных конференций. Среди них:Международная научная конференция «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе» (Гродно, ГрГУ, 2005); Международная научно-практическая конференция «Сельское хозяйство – проблемы и перспективы» (Гродно: ГГАУ, 2005); Международная научная конференция «Актуальные проблемы современного политического процесса» (Санкт-Петербург, Политехнический ун-т, 2007); Международная научная конференция «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов» (Минск, Ин-т философии НАН Беларуси, 2010) и другие.Опубликование результатов диссертации Результаты диссертационного исследования опубликованы в 8-и рецензируемых научных журналах и сборниках (7 из них – согласно п.18 Положения о присуждении ученой степени и присвоении ученых званий в Республике Беларусь) – 3,8 авторских листа, 9 материалах конференций и сборнике научных статей. Общий объем опубликованных по теме диссертации работ составил 7,6 авторских листа.Структура и объем диссертации Диссертация состоит из перечня условных обозначений и сокращений, введения, общей характеристики работы, основной части, которая подразделяется на четыре главы, заключения, библиографического списка и приложений. Полный объем диссертации – 155 страниц: 27 из них – библиографический список, включающий 340 наименований, в том числе 17 публикаций автора по теме диссертации; 4 из них – приложения (акты о практическом использовании).ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГлава 1 «Обзор литературы по теме диссертации и методология исследования» посвящена аналитическому обзору литературы по теме исследования и определению методологических оснований диссертации. Все источники по теме диссертации делятся на четыре блока. Первый блок составляет литература, посвященная общему анализу основных тенденций развития образования в контексте современных глобализац+ионных процессов. Отмечается, что в условиях современных вызовов поиск эффективной стратегии развития цивилизации предъявляет принципиально новые требования к изучению вопросов о месте и роли системы образования в обществе. Так, значительный вклад в разработку теоретических подходов к выявлению сущности, места и роли процессов образования в современном обществе сделан в работах таких исследователей как:Ю. Б. Вертгейм, Б. С. Гершунский, С. В. Камашев, Н. В. Наливайко, А. П. Огурцов, Л. Д. Старикова. Проблемы влияния процесса глобализации на состояние образования нашли достаточно широкое освещение в работах зарубежных авторов: А. Берточчи, Д. Белл, Г. Беккет, Ж. Делор, Ф. Кумбс, Д. Лайшнер, Д. Маркович, А. Мишель, Э. Д. Паувер, Э. Эдель. В них рассматривается взаимодействие глобальных и локальных факторов в развитии национальных систем образования; исследуются проблемы реформирования образования и соответствия его содержания современным глобализационным условиям.Развитие экономической составляющей образования и вопросы человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов общества рассматривается в работах Е. М. Бабосова, П. М. Бурака, П. А. Водопьянова, А. Н. Данилова, И. М. Ильинского, Ч. С. Кирвеля, А. А. Лазаревича, А. И. Левко, П. Г. Никитенко, Т. В. Сохраняевой, Д. И. Широканова и др.. Выдвигаются новые требования, как к образовательным институтам, так и к процессу обучения и воспитания.Обзор вопросов, связанных с проблемами образования показывает, что нынешний уровень и масштабы их философской рефлексии для современных условий явно недостаточны, а подходы частных наук (педагогики, социологии образования, истории образования и других), ограниченные спецификой частнонаучной методологии, не достигают концептуальной глубины исследования.Принципиальное значение для диссертационного исследования имели работы ведущих специалистов в области философии образования, методологии познания З. А. Абосова, М. С. Бегалиновой, Д. Боткиной, Т. Н. Буйко, С. К. Булдакова, Н. П. Ващекиной и А. Д. Урсула, А. П. Огурцовой, М. Розиной, Т. С. Симоненко, Л. А. Степашко, Т. М. Тузовой, Р. Хенви, Т. Эванса, Д. И. Широкановой, Г. П. Щедровицкого, В. К. Щербина, Я. С. Яскевич. В них отмечается, что появление философии образования связано с кризисными явлениями в сфере образования и с недостаточной практической эффективностью решения острейших проблем современности. Философия образования выступает формой концептуализации знаний об образовании в современной социокультрной ситуации. Общие принципы и положения философии применяются для анализа различных сторон и аспектов образования, которые могут и должны исследоваться как система, процесс, деятельность, ценность, социальный и институт.Анализ работ по проблемам глобализации образования показывает, что они не затрагивают вопросов о роли образования как фактора экологобезопасного развития общества, в них также отсутствует методологически единый социальнофилософский анализ концепции экологического образования. В этой связи вопрос о методологическом значении концепции экологического образования в исследовании проблем формирования экологической культуры требует специального изучения.Второй блок включает работы, в которых осмысливается кризис концепции образования, сложившийся в культуре техногенного общества. Анализ отечественных и зарубежных источников подтверждает значимость трудов таких крупнейших специалистов, как К. Леви-Стросс, А. Маслоу, В. В. Розанов, В. С. Степин, Э. Фромм, С. Хантингтон, В. Хесле, П.Т. де Шарден, А. Швейцер, М. Шелер, О. Шпенглер и других, которые исследуя аксиологические проблемы техногенной культуры, внесли определенный вклад в разработку философских проблем, способствовавших осмыслению причин и характера кризиса техногенной цивилизации.В предпринятой попытке анализа социальных и культурогенных истоков кризиса концепции образования, сложившегося в техногенном обществе, автор исходил из работ А. Ю. Андреева, Ю. Н. Афанасьева, И. А. Василенко, И. В. Гориной, А. А. Грякалова, Ч. С. Кирвеля, Н. В. Крыловой, А. С. Панарина, О. А. Проховник, И. Б. Романенко, В. И. Стрельченко. На их основе делается вывод, что техногенный подход в образовании проявляется тенденцией в унификации и стандартизации основных эталонов, норм, принципов налаживания социальных отношений в системе «человек – природа – общество». Назрела необходимость в новых образовательных идеалах, целях и смыслах образования, направленных на гармонизацию взаимоотношений общества с природой.Третий блок затрагивает исследования ученых, анализирующих концепцию устойчивого развития общества. Заметный вклад в разработку стратегии устойчивого развития в отдельных странах и в международном масштабе внесли А. Б. Вебер, В. И. Данилов-Данильян, А. В. Иванов, А. А. Гезалов, В. А. Коптюг, В. К. Левашов, К. С. Лосев, И. А. Майбуров, С. А. Пегов, А. И. Ракитов и др.. В Республике Беларусь проблемами практической реализации стратегии устойчивого развития общества, в том числе в области образования, занимаются П. М. Бурак, П. А. Водопьянов, А. Н. Данилов, И. И. Зеленков, В. М. Подоляко и др. Анализ литературных источников, представляющих данный блок, позволил сформировать мысль, что сущность перехода на устойчивый путь развития общества заключается не столько в снижении антропогенной нагрузки на биосферу, сколько в разработке путей совместной эволюции природы и человека, цивилизации и культуры. Следует отметить, что при всех достоинствах перечисленных выше работ до сих пор не раскрыта системообразующая роль концепции устойчивого развития в трансформации современной цивилизации. В этих работах слабо освещается и тот факт, что для реализации идей устойчивого развития общества требуется стабильное общество и адекватная требованиям культуры личность.В четвертый блок входят работы по социальной экологии (Э. В. Гирусов, В. А. Зубаков, Е. А. Когай, О. Ф. Титова), экологии культуры (С. Н. Глазычев, Е. А. Когай, В. А. Кутырев, Д. Ж. Маркович, И. Снытко), экологической педагогике и психологии (А. Борисевич, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, Т. Г. Каленникова, Г. Н. Каропа, С. С. Кашлев, Б. Т. Лихачев В. А. Ясвин). Блок охватывает исследования, связанные с мировоззренческими и ценностными аспектами становления и развития экологической культуры (Э. В. Гирусов, В. Г. Горшков, В. И. Данилов-Данильян, В. А. Зубаков, М. С. Коган, Д. С. Лихачев, Н. Н. Моисеев, Н. В. Реймерс, А. Д. Урсул и др.). Формирование и становление экологической культуры несводимо к простому усвоению экологических знаний и норм. В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира. Многие авторы (П. А. Водопьянов, С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев и др.) под ним понимают особый уровень формирования личностных качеств, способствующий проявлению в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.В этот же блок входят работы, посвященные философскому анализу вопросов экологического образования на базе концепции ноосферы (А. А. Алимов, П. М. Бурак, П. С. Карако, Н. Н. Моисеев, В. М. Назаренко, Н. Г. Никитенко, Ю. В. Олейников, А. А. Оносов, А. Л. Романович, Н. В. Самерсова, А.И. Субетто, А. Д. Урсул). В диссертационной работе показана корреляционная связь формирования целостного ноосферного мировоззрения с философией русских космистов (А. А. Бородич, А. А. Валицкая, Н. М. Мамедов, Г. Л. Мельникова, В. С. Степин, К. В. Султанов, В. М. Федоров, Л. И. Хохлова). Особую роль среди них играет учение В. И. Вернадского о биосфере и ее переход в качественно новое состояние – ноосферу (сферу разума). Обращение к работам данного блока помогло выявить этапы эволюции экологических идей в системе образования и наметить пути повышения национальной экологической культуры.В первой главе определяется и методология исследования, интегрирующая диалектический метод и комплексный анализ, которые позволяют объективно оценить взаимосвязь процесса глобализации образования с развитием экологической культуры.В работе применяются также системный, социально-ноосферный, синергетический подходы, в основе которых лежат принципы целостности и структурнофункциональной организации системы «человек – природа – общество», с акцентом на внутренней динамике входящих в нее элементов и особенностей их функционирования. Используются общенаучные методы познания: анализ и синтез;индукция и дедукция; компаративный анализ; применяются методы теоретического обобщения философской и естественнонаучной литературы.Многогранность проблемы глобализации образования и сложность процесса формирования экологической культуры обусловливает использование синергетического подхода, учитывающего закономерности развития материальной и духовной организации общества, многовариантность его развития. Это позволяет раскрыть механизмы воздействия образования на культурные нормы и ценности, а также на динамику общественного бытия.В диссертации синергетический подход находит применение не просто в объяснении динамики образовательной среды самой по себе, а, прежде всего, в определении ее места в системе социоприродных отношений, где к спонтанным природным процессам подключается целенаправленная деятельность людей.В методологическом плане важную роль играют работы В. И. Вернадского, В. С. Соловьева, А. Тойнби, Н. Ф. Федорова, П. Тейяра де Шардена и др. Эти авторы стремились раскрыть причины, нарушающие равновесие природных и общественных систем. В основе методологии диссертационного исследования лежит идея единства культурной и социальной сторон развития общества. Общество влияет на условия собственного существования (экологические и социальные) и формирует предпосылки дальнейшего развития, где действия субъектов направлены как на преобразование природного мира, так и на сферу общественного производства, в том числе и на воспроизводство самого человека, развитие его интеллекта, профессиональную и гуманитарную подготовку.Глава 2 «Основные тенденции развития образования в контексте глобализационных процессов». Раздел 2.1 «Образование как социокультурный феномен» посвящен обоснованию процесса взаимосвязи и взаимовлияния образования и культуры как существенных факторов человеческого бытия. В диссертации отмечается, что образование как социокультурное явление представляет собой важнейший атрибут общества, определяемый его основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками. Отражая уровень развития общества, его интересы и потребности, образование воплощается в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума.В процессе образования человек осваивает культурные ценности, изменяется сам и приумножает духовный потенциал цивилизации. Представляя собой многовекторную систему, содержание образования постоянно модернизируется на различных этапах общественного развития. Но ключевой проблемой образования является формирование человека как личности, поэтому философское осмысление роли института образования связано с необходимостью исследования перспектив развития человека. Повышенное внимание к деятельности института образования диктуется не только новым статусом знания в глобализирующемся мире, но и тем, что в условиях глобализации очевидной становится необходимость сохранения национальных традиций и культурных приоритетов. Пересмотр философских оснований образования с позиций национальных культурных традиций, является одним из путей преодоления кризиса в образовании.В разделе 2.2 «Ведущие тенденции процесса глобализации образования»прослежены изменения социокультурной среды современного общества, вызванные процессами глобализации и оказывающими формирующее воздействие на ценностные ориентации субъектов образовательной деятельности.В диссертации осуществлен анализ развития сферы образования в условиях глобализации, позволивший определить основные его тенденции: коммерциализация образования с формированием новых форм (виртуальных университетов, онлайновых программ обучения, дистанционного образования, научных бирж и консорциумов университетов); значительное усиление процесса интернационализации; интеграция национальных образовательных систем, формирование элементов единого информационного образовательного пространства. Проводится мысль, что глобализация образования связана с большим количеством проблем в организации и управлении системой образования, в унификации требований к его качеству и в то же время в необходимости сохранять его отечественные традиции.Отечественная система образования выполняет роль своеобразного социального культурного фильтра как необходимого условия выбора траектории развития общества и укрепления национальной безопасности. В заключение делается вывод: успех в решении проблемы взаимоотношений общества с природой во многом зависит от глубокого понимания тенденций и направленности развития глобализационных процессов. В этой связи предельно острой становится проблема пересмотра регулятивов поведения и мировоззренческих универсалий техногенной цивилизации с присущим ей характером образования и культуры природопользования.В разделе 2.3 «Кризис современного образования в контексте ценностей техногенной цивилизации» выявляются аксиологические основания кризиса образования в техногенном обществе, раскрывается его сущность. Акцентируется внимание на том, что корни современного глобального экологического кризиса лежат в культивировании ценностей техногенной цивилизации, связанных с идеями антропоцентризма и формированием потребительского общества. Это рост искусственных потребностей и рост оборота капитала, увеличивающих нагрузку на природную среду. Обращено внимание на то, что ценности техногенной культуры, ее образовательные идеалы оказались неадекватными вызовам глобализации и целям эффективного решения социально-экологических проблем. Диссертант приходит к выводу о том, что процесс образования важно согласовывать с современными социально-культурными процессами государственного и глобального характера.В разделе 2.4 «Концепция образования для экологобезопасного развития в свете теоретико-методологических основ философии образования» подчеркивается мысль, что в последние годы социальные субъекты испытывают большие трудности в выдвижении новых парадигм образования, способствующих самосохранению общества. Не случайно разрешение глобальных противоречий современности некоторые авторы видят в развитии философии образования.(Б. С. Гершунский А. П. Огурцов, В. В. Платонов, А. Д. Урсул и др.). Выдвигаются новые требования, как к образовательным институтам, так и к процессу обучения и воспитания – работа с человеком в самом широком смысле слова (Т. Н. Буйко, А. И. Левко, А. А. Лазаревич, Н. В. Наливайко).Философская методология становится базисом научного поиска адекватных форм и методов развития современного образования в условиях, когда система образования адаптируется к новым социоприродным условиям. Занимаясь выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок обучения и воспитания, философия образования обязана ввести экологическую культуру в область своих приоритетных интересов. Формирование экологической культуры – одно из важнейших направлений национальной и мировой политики в сфере социоприродных отношений, важный механизм перехода на экологобезопасный устойчивый путь развития общества.Глава 3 «Образование как фактор экологобезопасного устойчивого развития общества». В разделе 3.1 «Концепция экологобезопасного устойчивого развития общества как глобальная стратегия в разрешении социоприродных противоречий» показывается, что сложившиеся диспропорции в сфере социоприродных отношений представляют реальную угрозу развитию социума. Обосновывается мысль, что задачи и цели отечественного образования должны быть, в первую очередь, связаны с долгосрочной государственной политикой Республики Беларусь – переходом на устойчивый экологобезопасный путь развития, обеспечивающий (сбалансированное функционирование системы «человек – природа – общество». В этом разделе раскрывается сложность практической реализации концепции устойчивого развития; обосновывается вывод: устойчивого развития в обществе невозможно достичь без прочной духовной основы, предполагающей совершенствование системы экологического образования. Образование для экологобезопасного устойчивого развития общества решает проблему самоидентификации субъектов, обеспечивает включение национального компонента в образование подрастающего поколения, вбирая в себя лучшие образцы поведения человека в природе, накопленного предыдущей культурной традицией.В разделе 3.2. «Содержание, функции и задачи экологической культуры»раскрывается место экологической культуры в развитии общества. Здесь обосновывается комплексная взаимосвязь культуры и экологии, определяются ключевые аспекты формирования экологической культуры, ее содержательные элементы (мотивационный, аксиологический, гносеологический, этический, операционнодеятельностный и эмоционально-волевой) и функции (адаптационная, познавательная, развивающая, информационная, коммуникативная, прогностическая, нормативная). В рамках теоретико-методологического поля исследования в разделе артикулируется понятийно-категориальный аппарат, дается определение понятиям «экологическое сознание», «экология культуры», «экологическая культура». Здесь же осуществляется сравнительный анализ антропоцентрического и экоцентрического сознания, на основе которого делается вывод: приходя на смену агрессивно-потребительскому отношению к природе, экологическая культура (в основе которой лежит экоцентрический тип сознания) несет новую систему ценностных регулятивов взаимоотношения человека с окружающей средой.Экологическая культура все чаще выступает в новом качестве как элемент общей культуры, охватывающий те стороны мышления и деятельности людей, которые соотносятся с природной средой; как система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой. Уровень экологической культуры зависит от степени развития производительных сил и характера производственных отношений; от масштабов и глубины познания законов взаимодействия общества и природы; от национальных, культурно-цивилизационных и религиозных традиций социума.Раздел 3.3 «Роль и значение образования в формировании экологической культуры».В формировании экологической культуры общества особое место занимает образование, направленное на развитие у подрастающего поколения черт, необходимых для налаживания рационального взаимоотношения с природой.Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологических знаний, взглядов и убеждений, нравственных качеств и ценностных установок, обеспечивающих развитие у личности высокого уровня культуры природопользования. В рамках диссертационного исследования рассматриваются взаимосвязанные уровни экологического образования (научный, аксиологический, нормативный и деятельностный); осуществляется теоретическая реконструкция тенденций развития экологических идей в образования, выявляются этапы данного процесса, его недостатки и намечаются пути повышения уровня экологической культуры населения.Подчеркивается, что экологическое образование как предпосылка и условие формирования экологической культуры выводится из логики культурноисторического процесса, характерного для определенного этноса, так как фиксирует особенности конкретной исторической судьбы народа, опирается на многовековые его традиции. В то же время для повышения уровня экологической культуры граждан необходимо учитывать положительный зарубежный опыт в развитии экологического образования.В разделе 3.4 «Ноосферное образование как основа экологобезопасного общественного развития» доказывается, что в поисках выхода современной цивилизации из кризиса важная роль принадлежит образованию. Но в настоящее время этот социальный институт переживает кризис культурноантропологической составляющей. Односторонне ориентируясь лишь на «социальный заказ» и отказавшись от мировоззренческой и воспитательной функций, образование, сложившееся в техногенном обществе, утрачивает ценностносмысловое ядро. Преодоление такой негативной тенденции требует сместить акцент на духовные ценности и творческие формы культуры. Для этого необходимо иначе выстраивать образование – выявлять в личности потенциал будущего взаимоотношения с природой. Для отечественного образования сейчас как никогда актуальны идеи нового нравственного миропорядка, выраженные в философии русского космизма. Философы-космисты (В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и другие) выдвинули коэволюционную парадигму развития социума, основанную на соразвитии, сотворчестве человека с природой, противопоставив ее западноевропейскому антропоцентризму.В диссертации обосновывается концепция ноосферного образования, которая носит эколого-гуманитарный характер и на основе интеграции и использования всех ресурсов общества и человека, позволяет адаптироваться к современным социокультурным условиям. Целью ноосферного образования является формирование не только экологически образованной, социально ответственной и компетентной личности, но также формирование человека с новым качественным уровнем мышления – ноосферным мировоззрением, способным оптимизировать взаимоотношения с окружающим миром, что является инструментом для раскрытия конструктивного потенциала глобализационных процессов в сфере образования.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновные научные результаты диссертации1. Вопросы глобализации образования не могут рассматриваться вне контекста мировых социокультурных процессов [2; 5–7; 17]. Глобализация образования– это объективно-субъективный процесс интернационализации и интеграционных явлений в сфере образования, ведущих к формированию мирового образовательного пространства. По мере развития процесса глобализации наблюдаются следующие тенденции в сфере образования: рост значимости науки и образования в конкурентном соперничестве между национальными экономиками; внедрение инновационных средств и методов обучения, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;коммерциализация сферы образования; трансформация содержания образования, связанная с появлением широкого набора междисциплинарных научных знаний;формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности; значительное усиление тенденций интернационализации образования, увеличение удельного веса его международной составляющей; интеграция национальных образовательных систем – создание единого информационного образовательного пространства; модернизация системы образования, связанная с комплексом реформ с точки зрения долгосрочных перспектив развития общества; появление на образовательном рынке новых образовательных структур (виртуальных университетов, дистанционного образования, научных бирж и консорциумов университетов, Международной ассоциация образовательных оценок, Ассоциации европейских университетов, Международной сети органов обеспечения качества в высшем образовании и т.д.), которые принимают участие в выработке национальной и мировой политики в области образования [2; 16; 17].Необходимо учитывать не только влияние процесса глобализации на развитие собственно образования, но и обратное воздействие образования на глобализационные процессы [2; 15]. В современном мире образование становится важнейшим интегрирующим фактором и условием развития субъектов образования:локальных и глобальных. Локальный субъект образования выступает в институциональных формах национального образования (учреждения образования, образовательные модели и системы, образовательные стандарты, программы и т.д.) с одной стороны, и рассматривается как совокупность субъектов, осуществляющих подготовку и обучающихся в рамках определенных институциональных форм, – с другой стороны. Глобальный субъект образования выступает в институциональных формах наднационального образования (транснациональное образование, глобальные научные биржи, холдинги, консорциумы университетов и т.д.), вместе с тем понимается как совокупность субъектов, производящих подготовку обучающихся в рамках конкретных институциональных форм [1; 16; 17].Процесс глобализации образования связан с большим количеством проблем в его организации и управлении, в унификации требований к его качеству и в то же время, с необходимостью сводить к минимуму негативные последствия глобализации, сохранять отечественные образовательные традиции. Нарастающая тенденция интеграции национальных систем образования, сопровождающая процесс глобализации, актуализирует проблему развития национальных культур, поддержания традиций как важнейшего условия сохранения народами культурной идентичности. Вместе с тем она ориентирует на выработку механизмов решения глобальных противоречий [8; 12; 17].2. Идеология и практика техногенной цивилизации обернулись не только научным и техническим прогрессом, достижением высокого уровня жизни в отдельных регионах планеты, но и деструктивными общественными процессами, в том числе кризисом образования и разрушением природы. При переходе в индустриальную эпоху с узкорационалистической сциентистской парадигмой произошло изменение культурного статуса образования, которое, подчиняясь законам экономики и техники, постепенно утрачивает самоценность. Наиболее рельефно узкорационалистический подход к действительности обнаружил себя в эпоху Просвещения. Этому способствовала антропоцентрическая установка общественного сознания, сутью которой являлось положение – «человек – властелин природы», а потому может изменять среду обитания по своему усмотрению [5; 6;11; 13; 14; 17]. Начиная с эпохи Нового времени, все большее влияние приобретает новый тип знания – знание прикладное, эмпирическое, цель которого – формирование «проективного человека». Такой человек, ставший «массовым», несет в себе не только профессиональную принадлежность, определенный уровень и запас знаний, но также преимущественно ориентацию на утилитарнопотребительские запросы [5; 6]. В противовес этому выдвигаются новые формы организации внутрисоциальных отношений, а также новые образовательные идеалы, цели и смыслы образования, направленные на формирование человека с целостным мировоззрением и универсальным ноосферным мышлением, гармонизацию системы «человек – природа – общество» [5; 11; 14; 16; 17].3. Философия рассматривает процесс образования как социокультурный феномен [1; 4; 9; 11]. Каждый структурный компонент философского знания, выполняя онтологическую, методологическую и аксиологическую функции, пронизывает образовательный процесс, обусловливая построение определенной системы знаний в области образования. При этом общие принципы и положения философии применяются для анализа различных сторон образования, которые могут и должны изучаться как система, процесс, деятельность, ценность и социальный институт и т. д. Конкретизируя теоретико-методологический аппарат философии, и используя знания, накопленные специальными науками, философия образования выявляет новые аспекты в понимании образования как средства адаптации к конкретным условиям развития социума. В широком смысле предмет философии образования – не только философское постижение самого процесса получения специальных знаний, умений и навыков, изучение культурных достижений и ценностей. Не менее важно исследовать становление творческой гуманной личности как целостного субъекта культуры. Философия образования обращается к ценностям и нормам культуры с тем, чтобы установить взаимосвязь инноваций и традиций в образовании, обеспечивая тем самым возможность проектирования отечественного образования на будущее. В методологическом плане исследование места и роли культуры в процессе образования позволяет описать и объяснить учебно-воспитательную деятельность в контексте представлений, принятых в различных культурах и различных философских системах. Это значит, что философия образования не может быть единообразной, ни по форме, ни по содержанию [11; 13; 15; 17].Концепция поликультурности в отношении философии образования интерпретируется как усвоение знаний об иных культурах и специфики систем воспитания, осознание их различия и сходства. В качестве связующего звена между различными культурами выступает диалог и интеграция национальных образовательных систем в единое мировое образовательное пространство, рефлексия над прежними и нынешними теориями и практиками организации обучения и воспитания, включая разработку проекта, сценария для экологобезопасного развития [8;10–14].4. Переход на экологобезопасный устойчивый путь развития является перспективной социальной стратегией. Выявлен ряд принципов в практической реализации стратегии экологобезопасного устойчивого развития, которые выражаются в следующем: а) принцип комплексности использования имеющихся ресурсов – экономических (оценка природных ресурсов и их возможная экономия;осуществление структурных преобразований во всех секторах экономики с учетом современных эколого-безопасных технологий), природных (рациональное использование национального природного потенциала), технических (высокопрофессиональное управление социальными системами, нацеленное на жизнестойкость в условиях неустойчивого функционирования системы «человек – природа– общество»), социальных (внедрение качественных организационных реформ и совершенствование методов регулирования общественной жизни, направленных на реализацию идей устойчивого развития); б) принцип системного подхода, в основе которого лежит представление о взаимообусловленности отношений общества и природы. В качестве методологической основы стратегии устойчивого развития может выступать ноосферная концепция, которая рассматривает историю природы и историю общества как единую неразрывную цепь творческой эволюции мира; в) принцип учета природной и культурно-национальной специфики при реализации концепции устойчивого развития (он преодолевает узкорациональный техногенный подход к социо-природному развитию); г) принцип социоэколого-экономической оптимизации жизнедеятельности общества, подразумевающий нахождение баланса экономических, экологических и социальных интересов на всех уровнях глобальной социоэкосистемы: международном, национальном, региональном и местном; д) принцип приоритетности обеспечения экологической безопасности общества через устойчивое развитие; е) принцип высокой культуры природопользования (оптимальное природопользование напрямую зависит от системы ценностных отношений в обществе, от роста интеллектуального потенциала нации и уровня ее экологической образованности) [1; 3; 6–9].Широкое проникновение проблемы экологической безопасности и идеи устойчивого развития в учебный процесс позволяет выявить точки роста в белорусском образовании в условиях глобализирующегося мира. Для их экспликации в отечественном образовании, переосмысления его статуса, организации и содержания необходимо определить национальную образовательную стратегию и политику, учитывающую социокультурные требования к системе образования в контексте глобальных противоречий современного общества. Это предполагает оптимизацию отношений человека с природной и социальной средой. Однако пока в нашей стране нет четких образовательных программ по проблемам общественной безопасности и перехода на устойчивое развитие (за исключением отдельных курсов подготовки по военной безопасности, технике безопасности и т. д.).Назрела необходимость в соответствующей корректировке системы экологического образования [4–7; 16; 17].5. Прослеживая динамику экологических идей в образовании можно выделить следующие этапы: естественнонаучный (конец XVIII века – 20-е годы XX в.): развитие экологических идей в образовании на основе естествознания; природоохранный (30-е – 60-е годы XX в.): усиленное внимание к проблеме охраны природы и активная пропаганда экологических знаний в образовании и просвещении молодежи; традиционный экологический (70-е – 90-е годы XX в.): экологизация образования в свете реализации идей концепции перехода на экологобезопасный устойчивый путь развития общества; ноосферный (конец XX и начало XXI вв.): внедрение в образование ноосферных идей.Эффективное развитие современного экологического образования и повышение уровня экологической культуры возможно осуществить благодаря использованию положительного опыта зарубежных стран, организации диалога субъектов разных культур, активизации работы экологических движений и организаций, а также внедрению ноосферных идей в образование [1; 4; 6; 13].Трансляция ценностей экологической культуры в русле ноосферных идей способна обеспечить синтез, который будет направлен на единство духовности и современных знаний; воспитание высоких идеалов и освоение современной научной картины мира, фундаментальных знаний о человеке и природе; способность к пониманию другого человека, иной культуры, что в свою очередь, будет максимально содействовать переходу общества на экологобезопасный путь общественного развития [3; 6; 9; 13; 16]. Целью ноосферного образования является формирование не только экологически образованной, экологически ответственной и грамотной личности, но и формирование человека с новым – ноосферным уровнем мышления, способным оптимизировать свои взаимоотношения с окружающим миром. Ноосферное образование выявляет свой эколого-гуманитарный потенциал и является инструментом для раскрытия конструктивного содержания глобализационных процессов в сфере образования [6; 13; 17].Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты социальных действий, философский подход к решению глобальных проблем, ноосферное образование способствует выработке мировоззрения, основанного на принципах ноосферного развития и выдвигает в качестве приоритетной задачи экологического образования формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их социокультурные последствия, нести ответственность за настоящее и будущее мира [2; 4; 6; 13; 17].Рекомендации по практическому использованию результатов Результаты диссертационного исследования могут использоваться в работе государственных и общественных организаций и учреждений по формированию активной жизненной позиции в решении социально-экологических проблем у подрастающего поколения. Ключевые положения и выводы диссертации могут найти применение при подготовке курсов и спецкурсов по социальной философии, философской антропологии, философии образования, теории и истории культуры, социальной экологии. Полученные результаты нашли практическое применение в образовательном процессе ГрГУ им. Я. Купалы в ходе проведения спецкурса для студентов «Глобализация: проблемы цивилизационного развития современного общества» в рамках чтения лекций по темам «Глобальные проблемы современности», «Глобалистика как новое направление научных исследований», «Теоретико-методологические основания изучения глобализационных процессов». Результаты исследования используются кафедрой философии ГрГУ им.Я. Купалы в ходе проведения лекционных и семинарских занятий для студентов по курсу «Философия», а также магистрантов и аспирантов по курсу «Философия и методология науки» при изучении следующих тем: «Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления», «Философия и экологические императивы современной цивилизации» (акты внедрения №№ 29–30 от 27.03.2014).Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут найти применение в рамках дальнейшей модернизации системы образования и образовательных институтов Республики Беларусь, а также будут полезны при разработке отдельных аспектов образовательной парадигмы – образования для устойчивого развития и национальной безопасности. Концептуальные положения, обоснованные в диссертации, могут составить научно-методологическую основу совершенствования экологического образования, найти применение при дальнейшем исследовании проблем развития, формирования и повышения уровня экологической культуры населения.