«Дидактические игры как средство развития речи детей в детском саду»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дидактические игры как средство развития речи детей в детском саду»
Автор: Муртазина Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей«Дидактические игры как средство развития речи детей в детском саду»В настоящее время растет число детей с нарушениями речи. Такие дети в условиях массовой школы часто отстают по ряду школьных дисциплин. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее исправляются, а это, в свою очередь, создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Какие же нарушения следует преодолеть в дошкольном возрасте? У детей-логопатов отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Наличие речевых дефектов приводит к изменению в психологической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, апатичность, психическая истощенность. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал. Помочь удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание помогают дидактические игры. Еще К.Ушинский отмечалто ребенок легче усваивает новый материал играя и советовал делать занятия первоначального обучения более занимательными.Дидактические игры- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь. Формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки. Дидактические игры побуждают ребенка к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Они снимают чувство скованности, напряжения, ущемленности. В них преодолевается застенчивость, развивается инициатива. Выделяют три вида дидактических игр и все их мы используем в своей работе. Это:
  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные дидактические игры
  • Игры с предметами и игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Это такие игры как »Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет?» и др.Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания( «Что где растет?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Кто какую одежду носит?»).Словесные игры  способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.(«Кому что нужно?», »Назови три предмета», «Назови одним словом», «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Бывает или нет?»)А.И.Соркина выделяет следующие виды дидактических игр:
  • Игры-путешествия
  • Игры-поручения
  • Игры предположения
  • Игры-загадки
  • Игры-беседы
  • Словесные игры в детском садуОдной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детейВ старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста.Речь ребёнка – это показатель его развития.Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом №2151 Министерства науки и образования Российской Федерации утверждены Федеральные Государственные Требования к условиям реализации Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей группы.В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки; развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.У старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, всё чаще встречаются в речи простые распространенные и сложные предложения. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.Отчётливая речь становится нормой для старшего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время непосредственно образовательной деятельности детей. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять их из слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно, кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных ситуациях: громко отвечать на вопросы, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах. Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.Связная речь – является показателем речевого развития ребёнка. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы, составить рассказ самостоятельно.Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.) .Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.  Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.      Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.      Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.       Проведение дидактических игр включает:     1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).    2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.       3.Показ игровых действий.    4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).     5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        Виды дидактических игр: 1.Игры с предметами (игрушками).2.Настольно-печатные игры.3.Словесные игры.  Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.      Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.     Настольно - печатные игры –это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.  Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.                                                                                              Совместная деятельность родителей и педагогов -  индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:Используемый материал:Игры с предметами«Что это такое?»Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?«Кто чем питается?»Цель. Закреплять представления детей о пище животных.Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.«Детки на ветке»Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.«Найди, что покажу»Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.«Что сначала - что потом?»Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.Игры настольно-печатные«Это когда?»Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.«Волшебный поезд»Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).«Четыре картинки»Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек. Игры словесные«Когда это бывает?»Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.Ход игры. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.«Найди, о чем расскажу»Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.«Отгадай, кто это?»Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.«Когда это бывает?»Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.Подвижные игры «Что в корзинку мы берем»Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.Научить различать плоды по месту их выращивания.Сформировать представление о роли людей сохранения природы.Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.Вершки – корешкиДид. задача: учить детей составлять целое из частей.Материалы: два обруча, картинки овощей.Ход игры ариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно Игра с мячом «Воздух, земля, вода»Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.Материалы: мяч.Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.Природа и человек.Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.Материалы: мяч.Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.Выбери нужное.Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.Материалы: предметные картинки.Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.Где снежинки?Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.Во время движения по кругу произносятся слова:Вот и лето наступило.   Солнце ярче засветило.Стало жарче припекать,   Где снежинку нам искать?С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:Наконец, пришла зима:    Стужа, вьюга, холода.Выходите погулять.    Где снежинку нам искать?Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).Прилетели птицы.Дид. задача: уточнить представление о птицах.Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.Дети топают –  .Что не правильно? (мухи)- А мухи это кто? (насекомые) - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…Дети топают. Игра продолжается.Прилетели птицы:  Голуби синицы, Галки и стрижи,  Чибисы, стрижи,Аисты, кукушки,  Даже совы – сплюшки,Лебеди, скворцы.  Все вы молодцы.Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.Когда это бывает?Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.Весна.  На полянке, у тропинки пробиваются травинки.С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.Лето.  И светла, и широкаНаша тихая река.  Побежим купаться, с рыбками плескаться…Осень.  Вянет и желтеет, травка на лугах,Только зеленеет озимь на полях.  Туча небо кроет, солнце не блестит,Ветер в поле воет,   Дождик моросит.Зима.  Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,   Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,   И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.Материалы: мяч.Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.Что из чего сделано?Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.Угадай - ка.Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.Съедобное – несъедобное.Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.Расположи планеты правильно.Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.На этой планете такая жара,Что там оказаться опасно, друзья.-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу). А эту планету холод страшный сковал,Теплом ее солнечным луч не достал.-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.А это планета нам всем дорога.Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем). Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.К планете Земля две планеты близки.Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.А это планета гордится собойПоскольку считается самой большой.-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5). Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.Планета кольцами окружена,И этим от всех отличалась она. (Сатурн)Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.А что за планеты зеленого цвета? (Уран)Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».Кружится хоровод планет.  У каждой свой размер и цвет.Для каждой путь определен.  Но только на Земле мир жизнью заселен.Полезные – неполезные.Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.Материалы: карточки с изображением продуктов.Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д. Используемая литература:А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».