Работа с одарёнными детьми
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с одарёнными детьми
Автор: Кусмарцева Светлана Александровна
Работа с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
2017 – 2018 учебный год
В каждом ребенке необходимо открывать и развивать талант. Каждый ребёнок в чём-то особенный. И моя задача учителя помочь ученикам. Наблюдая за своими детьми, я составила словесный портрет ученика, относящегося к данной категории.
Портрет одарённого ученика:1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.3. Свободно высказывает своё мнение.
4. Обладает богатой фантазией, воображением.5. Обладает хорошо развитым чувством юмора.
6. Чувствителен к красоте.7. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. 9.Своими знаниями охотно делится с другими. 10.Всегда находит выход из любой сложившейся ситуации.
Формы работы:
Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания ( вида А. В. С , где А – самое простое задание, С- самое сложное), индивидуализация обучения, творческие задания; где происходит развитие творческих способностей детей.
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры;
-занимательные опыты;
-интересные нестандартные задачи.
Развитие способностей во внеурочной деятельности:
-исследовательская работа;
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Сотрудничество с родителями.
Сотрудничество со службой психолого-педагогического сопровождения.
Несколько форм работы, которые я часто использую при работе с одарёнными детьми:
Прием Пресс-конференция основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)
Например, урок окружающего мира по теме: Форма Земли. -Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)
Прием Привлекательная цель или Удивляй основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Например, урок технологии по теме: Оригами. -Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?
Прием Диалог с текстом используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказок или рассказов, или когда текст задаёт вопрос: Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты, рожь, золотая? , где дети дают свои ответы, затем текст зачитывается дальше и сравниваются ответы текста и детей. Текст предлагает ситуацию: На дороге под проливным дождём сидит маленький котёнок. Ему холодно и одиноко. Что он хочет нам сказать?
Прием Две шляпы критического мышления, который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра Да-нетка, которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя. Пример разгадывания:– От тщеславия она лишилась пищи...– Она - человек ?– Нет.– Зверь/птица/рыба/другое?– Птица.– Домашняя/дикая?– Дикая.– Это ворона?– Да.– Ворона и сыр?– Да. Данетка отгадана.
Помощь одаренным учащимся всамореализации ихтворческой направленности:
— создание дляученика ситуации успеха иуверенности, через индивидуальное обучение ивоспитание;— включение вучебный план факультативных курсов поуглубленному изучению предметов школьной программы; — организация научно-исследовательской деятельности;— организация иучастие винтеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль надразвитием познавательной деятельности одаренных школьников:
— тематический контроль знаний врамках учебной деятельности;— контроль заобязательным участием одаренных италантливых детей вконкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей :
По следующим критериям составляется: Рейтинг лучшего ученика:
1. Активность учащихся во внеклассной деятельности.2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.3. Учёба (по 5 бальной шкале).
Вручение грамот, благодарственных писем, медалей. Оформляется Стенд Лучшие ученики класса. Организация выставок . Выступление перед зрительской аудиторией.
Помимо развития одарённости у всего класса так же работаю индивидуально с конкретным учеником. В моём классе таким учеником является Коробков Владимир. Он умный, старательный, хорошо развито логическое мышление, воображение. Обладает хорошей памятью, легко запоминает большие тексты. Активен во всех делах.
На уроках для Вовы готовлю индивидуальные задания повышенной трудности:
6 – 7
- 3 6
7 2 4 5 =50 – поставь знаки действий.
Нестандартные задачи: Я села в автобус, в котором кроме меня ехало 13 человек. На первой остановке вошли 2 человека, а три вышли. На второй остановке вошли ещё 2 человека, но никто не вышел. На следующей остановке вошел человек с собакой. Сколько было остановок?
Три брата: один впереди, два – позади бегут, а двое одного догнать не могут. Что это?
Ребусы: Р 1 А, 7
Найди лишнее: 21 44 8 90 16
9 20 7 4 5
Продолжи ряд: 5 8 7 10 9 12
Анаграммы: дома – мода, кукла – кулак, марка – рамка.
Пойми меня: Смотри, как налужил дождь!
Мама, отпачкай мои руки!
На что ты так углазилась?
Склеенное предложение: Машашилашапку.
Перепутанный текст: Наступила на весна. Дворе стало солнце тепло. Светит ярко.
Стараюсь, чтобы Вова участвовал во всех школьных, районных конкурсах, олимпиадах. За последнее время Вова принимал активное участие:
- в конкурсе стихотворений о весне – 3 место;
- в конкурсе поделок – приз зрительских симпатий;
- в игре по станциям был командиром – 3 место;
- лауреат районного конкурса закладок;
- участник всероссийского конкурса Дорога и мы; Эрудит - 3 место; Кенгуру;
- участник школьного конкурса Ученик года;
- участник школьного конкурса новогодних газет, газет к Дню матери;
- активный участник и руководитель кружка Знайки.
2