Профилактика возрастных аграмматизмов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика возрастных аграмматизмов
Автор: Шилан Татьяна Александровна

Профилактика возрастных аграмматизмов
К. Д. Ушинский, формулируя цель обучения отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: грамматика, развивает самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными
В дошкольном возрасте, в процессе практического овладения речью, ребенок усваивает основные закономерности языка. Так, 3 - 4 – летний ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, вполне грамотно строит предложения, правильно согласуя в них слова.
В школе язык становится предметом сознательного изучения. Ребенок уже целенаправленно усваивает определенные языковые закономерности (системы спряжений, склонений, основные способы словообразования и пр.), и усвоение грамматической системы языка получает свое сознательное завершение.
Но если в период дошкольного обучения основные закономерности языка окажутся не освоенными ребенком в достаточной мере, то в школе ему уже будет очень сложно овладеть ими только изучая грамматические правила – ребенку будет не на что опереться из своего прежнего практического опыта. А.Н.Гвоздев характеризует дошкольный период как период усвоения морфологической системы языка. Педагоги ДОУ должны приложить все усилия к тому, чтобы эта система была в должной мере усвоена ребенком на практическом уровне.
В период овладения грамматическим строем речи у ребенка обычно наблюдаются так называемые возрастные аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Например:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме (красная пальто, дядя ушла, машина поехал);
2) неверное использование форм единственного и множественного числа (красивый шары, красными ягоды, машины едет);
3) ошибки в употреблении падежных форм (слепили баба, много девочки);
4) ошибки в употреблении предлогов (книга столе, листики на дерево);
Такие аграмматизмы до определенного возраста представляют собой вполне закономерное явление.
Но, к 4 годам, то есть ко времени окончательного усвоения системы словоизменения, в детской речи должны исчезнуть неправильные окончания глаголов.
К 5 годам ребёнок практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса;
К 7 - 8 годам должны исчезнуть и ошибки словообразования.
Если этого не происходит, то с ребенком нужно работать над воспитанием у него прочных грамматических стереотипов, опираясь на которые он сможет постепенно усвоить языковые нормы. Достигается это путем систематических упражнений в правильном употреблении грамматических форм. Такие упражнения полезны для всех детей дошкольного возраста т.к. задержку возрастных аграмматизмов в речи дошкольника легче предупредить, чем потом их преодолевать.
Приводимые ниже приемы работы могут быть использованы для профилактики аграмматизмов у дошкольников.
Приемы для правильного употребления грамматических форм
1. Усвоение единственного и множественного числа имен существительных
Начиная со второй младшей группы необходимо регулярно организовывать игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на образование форм единственного и множественного числа существительных.
Для более прочного усвоения правильных форм множественного числа имен существительных можно использовать игры Что в магазине?, Огород (огурец – я сажаю огурцы), выполнять такие задания как: Скажи правильно
II. Усвоение падежных окончаний имен существительных
Разграничение детьми отдельных падежей имен существительных происходит в возрасте около 2 – х лет.
После этого при нормальном ходе речевого развития разные падежи уже между собой не смешиваются. Но еще долго имеют место замены падежных окончаний внутри одного падежа.
Так, 2-х летний ребенок уже не употребляет в своей речи, к примеру, дательный падеж вместо винительного (т.е. не говорит ВИЖУ ЛОЖКЕ вместо ВИЖУ ЛОЖКУ). Но еще долго продолжает заменять окончания внутри одного падежа (ем ложком (ложкой)
Для уточнения окончаний существительных в разных падежах можно использовать серию игр Закончи предложения, называя картинки
Игра Закончи предложения, называя картинки
(дифференциация окончаний существительных родительного падежа).
Эта собака больше…(кошки). Кошка сильнее…(мышки).Брат выше…(сестры). Я прошел мимо…(магазина).Я дошел до…(моста). Нужно купить на рынке…(сыра).У дедушки нет…(зонта). У Кати нет…(собаки).
Игра Закончи предложения, называя картинки
(дифференциация окончаний существительных винительного падежа).Рыбак поймал… (рыбу). Портниха шьет… (платье).Повар варит… (суп). Хозяйка кормит… (гуся). Мама стирает… (платок). Собака догоняет… (мальчика). Бабушка покупает… (хлеб).
Также можно использовать серию игр Собери пары!
Игра Собери пары. К картинкам из первого столбика подберитекартинки из второго столбика, отвечая на вопрос: Кому что нужно для работы? (дифференциация окончаний имен существительных дательного падежа).каменщик ножницы парикмахер градусник учительница мастерок врач указка продавец весы Игра Собери пары. К картинкам из первого столбика подберитенужные картинки и второго столбика, отвечая на вопрос: Что чем выполняют (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа).письмо молоток гвоздь топор платье ложка дерево ручка тарелка иглаIII. Cогласование имен прилагательных с именами существительными
Имена прилагательные должны согласовываться с именами существительными в роде (СИНЯЯ ЛЕНТА), числе (СИНИЕ ЛЕНТЫ) и падеже. Усвоение всего многообразия окончаний имен существительных представляет для детей основную сложность. Важно своевременно помочь ему в преодолении этой сложности путем специальных и достаточных по количеству упражнений. Можно предложить следующие виды заданий:
2.Игра Подбери подходящие слова (прилагательные) к названному слову (существительному)
Следим за правильностью окончаний, акцентируем на них внимание, выделяем их голосом.
Арбуз (Круглый, большой, тяжелый, сочный, спелый…)
Вишня (спелая, сочная, крупная, круглая, сочная…)
Игра Что может быть таким?
Педагог: Длинная – веревка, шуба, речка, улица, коса, юбка…
Игра Радуга (закрепление согласования прилагательного с существительным)
На плакате – радуга. Уточняем название цветов радуги. Фраза: каждый охотник… Дети получают предметные картинки разного цвета. Задание: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые тоже имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги (Помидор красный, апельсин оранжевый…)
Помимо специальных упражнений в правильном употреблении окончаний имен прилагательных нужно следить за правильностью их употребления в повседневной речи детей. Это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме.
IV. Согласование имен существительных с именами числительными
Имена числительные усваиваются детьми сравнительно поздно, позднее существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Основная сложность в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными имеют разные окончания, например: ПЯТЬ ДОМОВ, ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ, ПЯТЬ ПЛАЩЕЙ, ПЯТЬ МАРОК.
Ребенок в возрасте до 3-4 лет имеет склонность к уподоблению всех этих окончаний, приведению их к одному какому-то образцу. По этой причине по аналогии с ПЯТЬ ДОМОВ дети раннего возраста говорят ПЯТЬ ПЛАЩОВ, ПЯТЬ МАРКОВ. И лишь постепенно, в процессе подражания правильной речи окружающих его людей, ребенок усваивает все это многообразие окончаний имен существительных при их согласовании с числительными.
Игра Один – пять Один стол – пять столов Один слон – пять слонов и т.д.
V.Усвоение предлогов
Предлоги, так же как и союзы, появляются у ребенка позже всех других частей речи. Это связано с тем, что они обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, поэтому дети их долгое время как бы не замечают. В процессе работы над предлогами важно прежде всего помочь ребенку хорошо усвоить смысловое значение каждого предлога. Начать лучше с самых простых, наглядных значений предлогов: НА, В, ПОД, У (ОКОЛО), ЗА, ПЕРЕД. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно должно быть наглядным и сопровождаться неоднократным показом на конкретных предметах.
Для более прочного закрепления значений предлогов полезно использовать схемы.
Объяснив ребенку условные обозначения, переходим к упражнениям.
Игра Правильно подними карточку
Белка в дупле. Птица на ветке. Зайчик под кустом.
VI. Усвоение единичных, нетипичных грамматических форм
К шести годам дети усвоили закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают у детей затруднения.
Например, встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – ухи, длинноуший), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи). Используем игру Мишка, сделай - Мишка выполняет просьбы, но надо его правильно попросить – Мишка, ляг, пожалуйста!
Обратимся к слову ПОЛОЖИ. Слова ложить - нет! Отказываемся от употребления такого слова, а глагол при необходимости употребляем только с приставками (положил, положу, выложил, выложу, приложил, приложу). Эти глаголы употребляются только в прошедшем и будущем времени и имеют совершенный вид.
Глагол кладу употребляется, как правило, без приставок. К примеру, слова покладу в литературном языке нет, хотя оно считается устаревшим и ранее применялось. Глагол кладу можно употреблять во всех временах и он имеет несовершенный вид: клал, кладу, буду класть.
И трудности в употреблении сравнительной степени прилагательного (красИвее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше).
Трудности для ребенка представляет употребление причастий (вместо зажжена - зажгита, вместо сломана - сломата), глаголов хотеть, звонИть. (Используем игры: Что вы хотите делать? - Мы хотим играть, а ты? – Хочу. Игровые действия с игрушками (Оля и Таня, вы хотите слушать сказку?)
Старших дошкольников мы продолжаем обучать тем формам, которые вызывают у них затруднения: -согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), -употреблению местоимений их (евошний!), к ним (ихним)и согласованию их с числительными, -формируем умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными (пальто, кофе, какао, кенгуру, радио, метро).
В результате систематичной, целенаправленной работы у детей формируется грамматический строй речи, ребенок успешно обучается в школе.
Литература:
1 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В...Преодоление речевых нарушений у дошкольников
2. Соловьева О. И.. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников