Профилактика возрастных аграмматизмов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика возрастных аграмматизмов
Автор: Шилан Татьяна Александровна
Профилактика возрастных �аграмматизмов�
К. Д. Ушинский, формулируя цель обучения отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: �грамматика, развивает самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными�
В дошкольном возрасте, в процессе практического овладения речью, ребенок усваивает основные закономерности языка. Так, 3 - 4 – летний ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, вполне грамотно строит предложения, правильно согласуя в них слова.
В школе язык становится предметом сознательного изучения. Ребенок уже целенаправленно усваивает определенные языковые закономерности (системы спряжений, склонений, основные способы словообразования и пр.), и усвоение грамматической системы языка получает свое сознательное завершение.
Но если в период дошкольного обучения основные закономерности языка окажутся не освоенными ребенком в достаточной мере, то в школе ему уже будет очень сложно овладеть ими только изучая грамматические правила – ребенку будет не на что опереться из своего прежнего практического опыта. А.Н.Гвоздев характеризует дошкольный период как период усвоения морфологической системы языка. Педагоги ДОУ должны приложить все усилия к тому, чтобы эта система была в должной мере усвоена ребенком на практическом уровне.
В период овладения грамматическим строем речи у ребенка обычно наблюдаются так называемые �возрастные� аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Например:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме (�красная пальто�, �дядя ушла�, �машина поехал�);
2) неверное использование форм единственного и множественного числа (�красивый шары�, �красными ягоды�, �машины едет�);
3) ошибки в употреблении падежных форм (�слепили баба�, �много девочки�);
4) ошибки в употреблении предлогов (�книга столе�, �листики на дерево�);
Такие аграмматизмы до определенного возраста представляют собой вполне закономерное явление.
Но, к 4 годам, то есть ко времени окончательного усвоения системы словоизменения, в детской речи должны исчезнуть неправильные окончания глаголов.
К 5 годам ребёнок практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса;
К 7 - 8 годам должны исчезнуть и ошибки словообразования.
Если этого не происходит, то с ребенком нужно работать над воспитанием у него прочных грамматических стереотипов, опираясь на которые он сможет постепенно усвоить языковые нормы. Достигается это путем систематических упражнений в правильном употреблении грамматических форм. Такие упражнения полезны для всех детей дошкольного возраста т.к. задержку возрастных аграмматизмов в речи дошкольника легче предупредить, чем потом их преодолевать.
Приводимые ниже приемы работы могут быть использованы для профилактики аграмматизмов у дошкольников.
Приемы для правильного употребления грамматических форм
1. Усвоение единственного и множественного числа имен существительных
Начиная со второй младшей группы необходимо регулярно организовывать игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на образование форм единственного и множественного числа существительных.
Для более прочного усвоения правильных форм множественного числа имен существительных можно использовать игры �Что в магазине?�, �Огород� (огурец – я сажаю огурцы), выполнять такие задания как: �Скажи правильно�
II. Усвоение падежных окончаний имен существительных
Разграничение детьми отдельных падежей имен существительных происходит в возрасте около 2 – х лет.
После этого при нормальном ходе речевого развития разные падежи уже между собой не смешиваются. Но еще долго имеют место замены падежных окончаний внутри одного падежа.
Так, 2-х летний ребенок уже не употребляет в своей речи, к примеру, дательный падеж вместо винительного (т.е. не говорит ВИЖУ ЛОЖКЕ вместо ВИЖУ ЛОЖКУ). Но еще долго продолжает заменять окончания внутри одного падежа (ем ложком (ложкой)
Для уточнения окончаний существительных в разных падежах можно использовать серию игр �Закончи предложения, называя картинки�
Игра �Закончи предложения, называя картинки�
(дифференциация окончаний существительных родительного падежа).
Эта собака больше…(кошки). Кошка сильнее…(мышки).Брат выше…(сестры). Я прошел мимо…(магазина).Я дошел до…(моста). Нужно купить на рынке…(сыра).У дедушки нет…(зонта). У Кати нет…(собаки).
Игра �Закончи предложения, называя картинки�
(дифференциация окончаний существительных винительного падежа).Рыбак поймал… (рыбу). Портниха шьет… (платье).Повар варит… (суп). Хозяйка кормит… (гуся). Мама стирает… (платок). Собака догоняет… (мальчика). Бабушка покупает… (хлеб).
Также можно использовать серию игр �Собери пары!
Игра �Собери пары�. К картинкам из первого столбика подберитекартинки из второго столбика, отвечая на вопрос: �Кому что нужно для работы?� (дифференциация окончаний имен существительных дательного падежа).каменщик ножницы парикмахер градусник учительница мастерок врач указка продавец весы Игра �Собери пары�. К картинкам из первого столбика подберитенужные картинки и второго столбика, отвечая на вопрос: �Что чем выполняют� (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа).письмо молоток гвоздь топор платье ложка дерево ручка тарелка иглаIII. Cогласование имен прилагательных с именами существительными
Имена прилагательные должны согласовываться с именами существительными в роде (СИНЯЯ ЛЕНТА), числе (СИНИЕ ЛЕНТЫ) и падеже. Усвоение всего многообразия окончаний имен существительных представляет для детей основную сложность. Важно своевременно помочь ему в преодолении этой сложности путем специальных и достаточных по количеству упражнений. Можно предложить следующие виды заданий:
2.Игра �Подбери подходящие слова (прилагательные) к названному слову� (существительному)
Следим за правильностью окончаний, акцентируем на них внимание, выделяем их голосом.
Арбуз (Круглый, большой, тяжелый, сочный, спелый…)
Вишня (спелая, сочная, крупная, круглая, сочная…)
Игра �Что может быть таким?�
Педагог: Длинная – веревка, шуба, речка, улица, коса, юбка…
Игра �Радуга� (закрепление согласования прилагательного с существительным)
На плакате – радуга. Уточняем название цветов радуги. Фраза: каждый охотник… Дети получают предметные картинки разного цвета. Задание: �У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые тоже имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги� (Помидор красный, апельсин оранжевый…)
Помимо специальных упражнений в правильном употреблении окончаний имен прилагательных нужно следить за правильностью их употребления в повседневной речи детей. Это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме.
IV. Согласование имен существительных с именами числительными
Имена числительные усваиваются детьми сравнительно поздно, позднее существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Основная сложность в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными имеют разные окончания, например: ПЯТЬ ДОМОВ, ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ, ПЯТЬ ПЛАЩЕЙ, ПЯТЬ МАРОК.
Ребенок в возрасте до 3-4 лет имеет склонность к уподоблению всех этих окончаний, приведению их к одному какому-то образцу. По этой причине по аналогии с ПЯТЬ ДОМОВ дети раннего возраста говорят ПЯТЬ ПЛАЩОВ, ПЯТЬ МАРКОВ. И лишь постепенно, в процессе подражания правильной речи окружающих его людей, ребенок усваивает все это многообразие окончаний имен существительных при их согласовании с числительными.
Игра �Один – пять� Один стол – пять столов Один слон – пять слонов и т.д.
V.Усвоение предлогов
Предлоги, так же как и союзы, появляются у ребенка позже всех других частей речи. Это связано с тем, что они обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, поэтому дети их долгое время как бы не замечают. В процессе работы над предлогами важно прежде всего помочь ребенку хорошо усвоить смысловое значение каждого предлога. Начать лучше с самых простых, �наглядных� значений предлогов: НА, В, ПОД, У (ОКОЛО), ЗА, ПЕРЕД. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно должно быть наглядным и сопровождаться неоднократным показом на конкретных предметах.
Для более прочного закрепления значений предлогов полезно использовать схемы.
Объяснив ребенку условные обозначения, переходим к упражнениям.
Игра �Правильно подними карточку�
Белка в дупле. Птица на ветке. Зайчик под кустом.
VI. Усвоение единичных, нетипичных грамматических форм
К шести годам дети усвоили закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают у детей затруднения.
Например, встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – ухи, длинноуший), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи). Используем игру �Мишка, сделай� - Мишка выполняет просьбы, но надо его правильно попросить – Мишка, ляг, пожалуйста!
Обратимся к слову ПОЛОЖИ. Слова ложить - нет! Отказываемся от употребления такого слова, а глагол при необходимости употребляем только с приставками (положил, положу, выложил, выложу, приложил, приложу). Эти глаголы употребляются только в прошедшем и будущем времени и имеют совершенный вид.
Глагол кладу употребляется, как правило, без приставок. К примеру, слова покладу в литературном языке нет, хотя оно считается устаревшим и ранее применялось. Глагол кладу можно употреблять во всех временах и он имеет несовершенный вид: клал, кладу, буду класть.
И трудности в употреблении сравнительной степени прилагательного (красИвее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше).
Трудности для ребенка представляет употребление причастий (вместо зажжена - �зажгита�, вместо сломана - �сломата�), глаголов хотеть, звонИть. (Используем игры: �Что вы хотите делать?� - Мы хотим играть, а ты? – Хочу. Игровые действия с игрушками (Оля и Таня, вы хотите слушать сказку?)
Старших дошкольников мы продолжаем обучать тем формам, которые вызывают у них затруднения: -согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), -употреблению местоимений их (евошний!), к ним (ихним)и согласованию их с числительными, -формируем умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными (пальто, кофе, какао, кенгуру, радио, метро).
В результате систематичной, целенаправленной работы у детей формируется грамматический строй речи, ребенок успешно обучается в школе.
Литература:
1 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В...�Преодоление речевых нарушений у дошкольников�
2. Соловьева О. И.. �Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду�
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников