ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ .


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ .
Автор: Савинова Елена Анатольевна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Савинова Е.А.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений по вопросам укрепления здоровья школьников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, инновационные подходы.
“Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма.
Одним из важных направлений является здоровье учащихся. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основукоторого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
 это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
 это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Какова же здоровьесберегающая деятельность школы?
Для этого необходимо создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей, которое позволяло бы решать задачи
- создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
- предоставит учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
- перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.
Поэтому небходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Программа работы школы по сохранению здоровья должна осуществляться по следующим направлениям.
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья. Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня различные секции, кружки.
Важным направлением в работе является организация качественного
горячего питания. Рациональное питание чрезвычайно важно для
растущего, постоянно изменяющегося организма.
Организация вспомогательных служб (психолого-логопедическая
службы)
2. Рациональная организация учебного процесса.
Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
- соблюдение гигиенических норт и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы;
- применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектноеобучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:
- медико-гигиенические технологии (проведение прививок; наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультуры);
- физкультурно-оздоровительные технологии ( закаливание, тренировка силы, выносливость, быстрота, гибкость);
- экологические здоровьесберегающие технологии ( обустройство школьной территории; аэрофитомодуль: зеленые растения в классе);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (грамотность учащихся по этим вопросам при изучении курса ОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья);
Компенсаторно-нейтрализующие ( физкультминутки и физкульпаузы; эмоциональные разрядки; витаминизация пищевого рациона);
- стимулирующие (приемы, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).
Информационно-обучающие
Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье - своем и своих близких.
-Проведение тематических классных часов.
-Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
-Оформление тематических стендов на тему здоровья.
III направление. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Реализация этого направления предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.
Работа в режиме учебного дня предполагает следующие мероприятия:
-Комплекс утренней гимнастики
-подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
-Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
-Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
Внеклассная работа:
-Уроки здоровья
-Спортивные соревнования
-Занятия в спортивных секциях
Занятия в системе ДО
-Занятия танцами и пением
IV направление. Просветительско – воспитательная работа
Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:
-Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
-Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся. Обучение способам поведения в обществе.
-Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.
Второе направление работы – просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей:
-консультации специалистов;
-работа родительского лектория.
Ожидаемые результаты:
-Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ
-Улучшение санитарно – гигиенических условий в школе
-Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
-Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени на другую;
- Повышение уровня психологической комфортности в системе ученик – учитель
-Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько ба не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.
Литература
Э.Н. Петлякова. Уроки здоровья в начальной школе. Стандарты второго поколения.Е.В. Советова. Оздоровительные технологии в школе.
Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота: (организация физического воспитания школьников) – М.: Физкультура и спорт, 1987.