"Летние наблюдения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Летние наблюдения"
Автор: Жилина Валентина Зиновьевна

Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета.Стихотворение Л.Некрасовой «Лето»:     Лето солнышком вкатилось,     Засияло, засветилось     Вишнями, ромашками,     Лютиками, кашками.        Лето! Лето! Лето! Лето!        В краски яркие одето,        Жарким солнышком согрето,        Пусть подольше будет лето!                                                   Наблюдение № 2Наблюдение за цветением черемухи, обсудить ароматы, почему такие ароматные. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.Стихотворение В.Жуковского «Черемуха»     И вся благоуханная,     Роняя лепестки,     Цветет, цветет черемуха     В овраге у реки.        С утра до поздних сумерек        Со всех концов земли        К цветам её торопятся        Тяжелые шмели.Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…» развивать  память, помочь вспомнить особенности жизни дерева. Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок»,  третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т.д.                                                Наблюдение № 3Наблюдение за насекомыми. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница, ). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они поnbsp;крыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.ПриговоркаБабочка-коробочка,                      Полети на облачко,                      Там твои детки –                      На березовой ветке.Загадка: Спал цветок                И вдруг проснулся,                Больше спать не захотел,                Шевельнулся, встрепенулся,                Взвился вверх и улетел.       (Бабочка)                                                Наблюдение № 4Наблюдение за дождевым червяком. Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?Стихотворение О.Г.Зыковой «Дождевой червяк»:     Очень он трудолюбивый,     Без работы не сидит,     Землю всю послушным телом     Он без устали рыхлит.     - Это нужно нам самим,     Эту землю мы едим. –     Оторвавшись от работы,     Дождевой сказал червяк. –     Я земле родной не враг.Загадка: Мой хвост не отличишь от головы.                Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)                                        Наблюдение № 5Наблюдение за изменениями погоды. Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду, активнее использовать в своей речи эпитеты, образные выражения. Почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно?Словарь: жарко, жара, жарища, жаркий день, жарко печет солнце, жарко, как в печке. Наблюдение № 6Наблюдение  за кипреем и полынью. В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай.Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.Стихотворение Е.Серовой:    На лугу расцвел кипрей.    Вот семья богатырей!       Крепки, статны и румяны       Встали братья-великаны.       Славный выбрали наряд –       Куртки пламенем горят.ЗагадкаВырос Ивашка:               Красная рубашка,               Зеленые ладошки,               Зеленые сапожки.               В гости приглашает,               Чаем угощает.        (кипрей)Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами.                                           Наблюдение № 7Опыты с песком. Одно из основных свойств сухого песка – сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.                                          Наблюдение № 8Наблюдение за растениями. Вспомнить с детьми, что огромное царство растений делится на 3 государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. Условия, необходимые для роста растений – это солнечный свет, вода, тепло.                                          Наблюдение № 9Наблюдение за птицами. Обратить внимание на их разнообразие.Стихотворение С.Д.Дрожжина «Птичка»:    Весело на воле    Пташечке летать,    Над цветами в поле    Песни распевать;    А на гибкой ветке,    В сумраке лесном,    Ждут певунью детки    В гнездышке родном.                                                Наблюдение № 10Наблюдение за почвой. Сделать небольшую ямку на территории детского сада и постараться посчитать, сколько корешков вы там обнаружите: много или мало? С помощью таких корешков земля поит и кормит деревья, травы, кусты. Она для них – настоящая столовая.Э. Мошковская. «Давайте оставим немного земли»     Улице надо в костюм нарядиться.     Жить без костюма?     Нет! Не годится!     Будет в асфальте она щеголять,     Выйдут машины, будут гулять,     Мы нарисуем цветы на асфальте!     Только знаете что, давайте…     Давайте оставим немного земли,     Чтоб забыть ее мы не смогли!                                                   Наблюдение № 11Наблюдение за сверканием молнии во время грозы (наблюдение проводится в глубине группы напротив окна). Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный.Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:·         Нельзя подходить близко к окнам.·         Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.·         На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает и воспламеняет их.Чтение стихотворения Е.Кохан «Туча»:     Туча к солнышку подкралась, хвать за луч:     - Ага, попалось! Ты зачем шлешь засуху?     И, мгновенно рассердясь, спрятала за пазуху.     А потом под перебой громовых раскатов     Окатила нас водой – с головы до пяток.     Вот досада, вот беда: полем, без оглядки     Припустили – кто куда – мы во все лопатки.     Дождь сечет     И вдруг сквозь мрак, распахнув оконце,     Нас увидело, да как рассмеется солнце!                                    Наблюдение № 12Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?  (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, и бегать).  Чем питаются насекомые?  (зеленые листья, созревшими плодами, опавшими листьями, корой деревьев, другими насекомыми, цветочной пыльцой). Как насекомые спасаются от врагов? (природа дарит им защитную окраску, некоторым отпугивающую окраску, у многих есть острое жало).Стихотворение:  Когда в душистом сосняке  Присядешь летом на пеньке,  Внимательно вглядись вокруг –  Ты многое заметишь, друг!       Личинку тащит муравей,       Спешит куда-то меж корней       Большой сосны. На толстый сук       Уселся золотистый жук.  Порхает легкий мотылек,  Пьет хоботком душистый сок,  И собирает мед пчела.  Все заняты, у всех дела!       Мой друг! Внимательно вглядись,       Волшебную увидишь жизнь!                                             Наблюдение № 13Продолжать наблюдение за почвой. Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы. Например:·         «В долг зерном берет, караваем отдает»;·         «Никого не родила, а все матушкой зовут».·         Почему землю называют «чудесной кладовой»?                                                 Наблюдение № 14Рассмотреть с детьми пень на участке (использовать лупы). Потрогать оставшуюся кору: она рыхлая или твердая? Как вы думаете, это «молодой» пень или «старый»? Почему? Есть ли на нем мхи или лишайники, грибы, муравьи, ходы личинок жуков?                                                    Наблюдение № 15Наблюдение за тенью. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:     Хорошо в жаркий день     Встретить тетушку Тень!     Под зеленой листвой     Повстречались с тобой.Мы плясали в тени,Мы смеялись в тени.Хорошо в жаркий деньВстретить тетушку Тень!                                                       Наблюдение № 16Наблюдение за летним дождем. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.Загадка: С неба пришел,                В землю ушел.  (Дождь)Закличка Дождик, лей, лей, лей,                   Никого не жалей –                   Ни берез, ни тополей!                   Дождик, дождик, посильней,                   Чтобы травка зеленей,                   Вырастут цветочки                   И зеленые листочки!                                               Наблюдение № 17Наблюдение после дождя и появления радуги на небе. Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.Загадка: Что за чудо – красота!                Расписные ворота                Появились на пути!..                В них ни въехать, ни войти.  (Радуга) Стихотворение М.Лермонтова     Там разноцветною дугой,     Развеселясь, нарядно дивы     На тучах строят мост красивый,     Чтоб от одной скалы к другой     Пройти воздушною тропой.                                               Наблюдение № 18Опыты с использованием дождемеров. Поставить их перед дождем в разных местах: один под деревом, второй – на открытом месте. Обсудить с детьми, в какой из емкостей окажется больше воды. Почему они так считают?                                              Наблюдение № 19Наблюдение за продолжительностью дня. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)                                      Наблюдение № 20Наблюдение за тополем. Сравнить тополь и осину: чем они похожи и чем отличаются. Подчеркнуть, что эти деревья – близкие родственники. Понаблюдать за распространением семян тополя, за летящим белым пухом.Стихотворение Н.Головиной «Метель в жару»:    Среди лета – белый снег!    Кружится метелица!    Среди лета – белый снег!    По дорогам стелется.Тридцать градусов жара,Чудеса, и только.Снег танцует у двораТо кадриль, то польку.    Снег играет с детворой    Да смеется над жарой!    Тополь хлопает листвой,    Пух летит над головой.                                              Наблюдение № 21Продолжать наблюдение за тополем. Попробовать подуть на сережки и семена тополя: насколько должен быть сильным ветер, который их переносит? На что похожи сережки? (на мохнатых гусениц)Проверить, остается ли на листьях тополя пыль.(листья этого дерева очень гладкие, поэтому вся грязь легко смывается с них во время дождя.)Дидактическая игра «Дерево – это…» игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.Определить, какое значение имеет дерево для жизни разных птиц, животных и т.д.·         Для птицы дерево – это… (столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.д.).·         Для жука наш дуб – это… (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу).·         Для художника дерево – это… (объект для картины, источник вдохновения).·         Для усталого путника раскидистое дерево – это… (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть).·         Дерево для зайца – это… (пища – кора зимой, укрытие).·         Дерево для горожанина – это… (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.д.)·          ·                                            Наблюдение № 22Наблюдение за ветром.Загадка: Неизвестно, где живет.               Налетит – деревья гнет.               Засвистит – по речке дрожь.               Озорник, а не уймешь!  (Ветер)Наблюдение № 23Наблюдение и уход за огородными растениями. Овощным культурам для полноценного роста и созревания плодов необходимы вода, воздух, свет, почва.·         Зачем мы поливаем грядки? (чтобы напоить растение; еще их поливает дождь).·         Почему почва под воздействием солнца становится твердой и похожей на камень? (из-за испарения воды).·         Растения дышат, их корням нужен воздух, а как воздух может попасть в почву? (он попадает туда после того как подрыхлили землю вокруг растения. То же самое, только без мотыги, делает дождевой червь).·         Зачем надо пропалывать и прореживать растения? (чтобы у растений было больше света).                                                Наблюдение № 24Наблюдение за насекомыми (комар). На вид комарик небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Кусают комарихи. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.ПриговоркаВанька, Ванька-комарок,                      Улети на свой дворок!                      Там твой дедушка –                      Кушает репушку,                      Там твоя бабушка –                      Кушает оладушки.                      Тебя ожидают,                      Кусочки доедают!Загадка: Самого не видно,                А песню слышно.Стихотворение «Я ловила комара»:Я накрылась одеяломИ тихонько задремала,Вдруг услышала сквозь сонТонкий комариный звон.     Надо мной комарик вьется     И звенит, звенит, звенит,     Кровушки моей напьется     И в окошко улетит.Я зажгла настольный свет –Комара в помине нет!Погасила свет. ОпятьНадо мной он стал летать.     Так до самого утра     Я ловила комара!Наблюдение № 25Наблюдение за насекомыми (муравей). Он очень сильный, переносит тяжести. В 10 раз превосходящие его собственный вес. Предложить рассмотреть муравья (у него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания).Поговорка: Муравей невелик, а горы копает.Стихотворение В.Л.Гаазова «Муравьиная семья»:     Как их много там и тут!     Яйца «няньки» берегут,     Носят, часто ворошат,     Ожидают муравьят.Коль родились, кормят их,Чтоб росли за семерых.Они быстро подрастаютИ работать начинают.     Есть кормильцы-муравьи –     Они добытчики семьи,     Все съестное, что найдут,     Сразу в дом себе несут.Есть здесь муравьи-солдаты,Это бравые ребята.Муравейник охраняют.Никого не пропускают.     Матки муравьев – царицы.     Все должны им поклониться.     Ведь они глава семьи.     Это знают муравьи.                                            Наблюдение № 26Наблюдение за ростом гороха на огороде.Приговорка: Сей, сей горох,                       Посевай горох!                       Уродись, горох,                       И крупен, и бел,                       На потеху всем:                       И сам тридесят                       Для всех ребят.                                       Наблюдение № 27Наблюдение за птицами.Отрывок из стихотворения К.К.Случевского «Наши птицы»:     Наши обычные птицы прелестные,     Галка, ворона и вор-воробей!     Счастливым странам не столько известные,     Сколько известны отчизне моей…     Ваши окраски все серые, черные,     Да и обличьем вы очень просты:     Клювы как клювы, прямые, проворные,     И без фигурчатых перьев хвосты.                                           Наблюдение № 28Наблюдение за клумбами и цветниками. Закрепить названия цветов. Как узнать, чего не хватает растению? Что нужно сделать, чтобы растение стало лучше расти? (свет, влага, питание).                                             Наблюдение № 29Наблюдение за одуванчиком. Сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой - парашютиком, растение еще больше следит за погодой. В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края. Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры.                                         Наблюдение № 30Наблюдение за муравьями. Вспомнить с детьми, что у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь (он запускает в муравейник свой язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом), нападают на муравейники и дятлы (он разгребает верхушку муравейника и склевывает муравьев), некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.Игра в слова:хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (объяснить выбор каждого слова).Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро-крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…   Наблюдение № 31Наблюдение за подорожником «След белого человека».Сегодня мы с вами рассмотрим  растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат,  почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).  Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?Загадка:   Лег пластом у дороги,                  Разметал руки-ноги.                  Его бьют сапогом,                  Его бьют колесом,                  Ему всё нипочём.Рассмотрите султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались (белые люди на обуви с грязью принесли семена)?В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали это растение следом белого человека. Где применяют это растение?  Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:     Вот листок растет какой     Весь в прожилках, небольшой,     Будто нитками прошит,     Подорожник – Айболит!     Хоть и топчут его ноги –     Не уходит он с дороги!     По нему бегут, шагают     И совсем не замечают!     А напрасно! Лист полезный –     Лечит многие болезни!                                                Наблюдение № 32Наблюдение за пижмой.Рассмотреть растение. В народе оно известно как дикая рябинка. Чем они похожи? (листья такие же). А какого цвета их листья сверху и снизу? (сверху темно-зеленые, снизу у пижмы – сероватые). Опишите цветки пижмы (они похожи на ярко- желтые пуговки, собранные вместе). А теперь понюхайте пижму. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой? (у неё листья похожи на листья рябины, и цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика).                                         Наблюдение № 33Наблюдение за жуками. Помочь детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.Загадка: Черен, да не бык,                Шесть ног без копыт,                Летит – воет,                А сядет – землю роет.  (Жук) Стихотворение В.Л.Гаазова «Жуки»:     Есть огромный жук-олень,     Носить рога ему не лень.     Ими он врагов пугает,     Съесть себя не позволяет.        Жук с названьем «носорог»:        Видишь крепкий сильный рог?        Для врагов он устрашенье,        Для жука же – украшенье.