Крылов И. «Ворона и лисица».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Крылов И. «Ворона и лисица».
Автор: Петрова Татьяна Александровна

Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»Цель урока: учить характеризовать героев басни на основе их поступков.Задачи урока: - совершенствовать навыки выразительного чтения и уменияработать с текстом;пополнить словарь учащихся новыми словами и выражениями;- развивать умение находить в басне главные слова, делатьвыводы;корректировать и развивать мышление на основе упражненийв установлении причинно-следственных связей;- воспитывать отрицательное отношение к лести, к льстецам;прививать интерес к чтению басен.Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, иллюстрация к басне «Воронаи Лисица». Другие иллюстрации к басням Крылова«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»,«Квартет», «Щука и Кот».Ход урокаI. Организационный момент.Приветствие, проверка готовности к уроку.II. Психологический настрой.-Какая погода сегодня за окном?- Какое настроение она навевает на вас?-Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.III. Вступительная беседа. - А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним  жанром литературы.А называется этот жанр литературы – басня.- Перед вами портрет Ивана Андреевича Крылова – русского баснописца. За свою жизнь он написал много басен. С его баснями вы уже знакомились в 4 классе. Посмотрите на иллюстрации, прикрепленные к доске.- Кто герои басен Крылова?(Животные, птицы, рыбы, насекомые).- Кого он изображал под видом животных?(Под видом животных он изображал людей).- А теперь уберите те иллюстрации, которые вам не знакомы.(На доске остались две иллюстрации).- Из каких басен эти иллюстрации?(«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»).В своих баснях И.А. Крылов высмеивал недостатки людей: ложь, жадность, грубость, лесть и другие.IV. Сообщение темы урока и подготовительная работа к восприятию.- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной басней И. Крылова.Но прежде чем мы преступим к знакомству, скажите мне, а что такое басня?Басня – это литературный жанр с краткой формой повествования. Где действуют птицы, вещи, звери, а подразумеваются под ними люди. Высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще выделяется как её самостоятельная часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.А как вы понимаете, что такое мораль?Это - то чему нас учит басня.-Прочитайте название басни.(Ворона и Лисица)- Как вы думаете, кто герои басни?(Герои басни Ворона и Лисица)- Какие качества приписывает народ вороне и лисице? Какая лиса?(Хитрая, умная, обманщица)- Какой называет народ ворону?(Глупой)- А еще народ называет ворону вещуньей, предсказательницей, которая предсказывает обычно плохое.Например если вороны на улице раскаркались значит будет дождь.V. Чтение басни учителем.- А теперь послушайте, как я прочту басню.Учитель читает.- Наделил ли И. Крылов героев своей басни теми же качествами, которые им приписал народ?(Да, наделил).VI. Чтение учащимися трудных слов из басни.- На доску выписаны из басни трудные слова:гнусна΄, вредна΄льстецвзгромоздя΄сьблизёхоньковскружи΄лась- Давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся вам в басне, соблюдая правильное ударение.VII. Чтение басни учениками про себя и вслух.- Сейчас прочитайте басню про себя.При чтении отметьте слова и выражения, которые вам непонятны.- Какие слова и выражения в басне вам непонятны?- Мне непонятны слова «твердили миру».(Много раз повторяли людям с целью запомнить).- Я не понимаю слово «не впрок».(Без пользы).- Мне непонятно слово «взгромоздясь».Взгромоздиться – устроиться с трудом на верху дерева.Лучший ученик читает басню вслух, остальные следят за его чтением.VIII. Беседа по содержанию басни с выборочным чтением.Вопросы и задания.1. В каких словах басни заключен ее главный смысл? Найдите эти слова и прочитайте.- От чего они предостерегают?(От лести и льстецов).2. Как вы понимаете слово лесть?(Лесть - это лицемерное, угодливое восхваление).А где лесть, там и ложь.- Образуйте от слова лесть родственные слова.(Лесть – льстить, льстец, льстивый).- Кого называют льстецом?(Того, кто льстит, кто неискренне, притворно расхваливает кого-нибудь с целью извлечь из этого выгоду).Льстец подхалим, угодник.3. Что автор говорит о лести и льстецах?(«Что лесть гнусна, вредна»;«И в сердце льстец всегда отыщет уголок»)Правильно, молодец.Гнусна – внушающая отвращение.- Как вы понимаете слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?(Он хитростью, лестью, обманом войдет в доверие и сумеет достичь желаемого).4. - Почему Лиса остановилась под деревом?(Почуяла запах сыра).- Проследите, как действует на Лисицу сыр?(«Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил»).- Как вы понимаете выражение «Лисицу сыр пленил»?(Привлек своим вкусным запахом).- Каким метким словом называет И. Крылов Лисицу?(Плутовка).5. - Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?(Потому что она хитрая, обманщица и знает, как обмануть глупую Ворону и выманить сыр).6. - Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне?- Лисица восхищается красотой Вороны.- Давайте, сопоставим эти похвалы с внешним видом Вороны.Посмотрите на иллюстрацию.- Какова Ворона на самом деле? Опишите Ворону.(Ворона – большая, некрасивая птица. Она серая. Голова, крылья и хвост у нее черные. Клюв длинный и толстый. Глаза черные, страшные).- Какой голос у Вороны?(Хриплый, неприятный, грубый, некрасивый).- Можно ли назвать Ворону мастерицей петь?(Нет. Она каркает).- Кого вы еще видите на этой иллюстрации?(Лисицу).- Что она делает? Ответьте словами Басни.(«Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит»).-Каким голосом говорила Лисица?(Ласковым, добрым, нежным).- Искренним был ее тон или она притворялась?(Она притворялась).- Как автор говорит об этом?(И говорит так сладко, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь – птица!»).- Лисица льстит Вороне, говорит неправду.7. - Как басня подтверждает слова автора о том, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье спёрло»).- Ворона в восторге от похвал. Она так обрадовалась Лисицыным похвалам, что уже ничего не соображала, ничего не понимала, у нее с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло.- Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье спёрло»?(Перехватило дыхание, остановило дыхание).- Нашла ли лесть Лисицы «уголок в сердце Вороны»?(Да, нашла).- Ворона легко поддается обману Лисицы и искренне верит ей.- Как это случилось?(«И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова»).- Ворона не смогла устоять против соблазна стать царь-птицей и «запела», каркнула во все воронье горло».- Почему Лисе удалось обмануть Ворону?(Лисе удалось обмануть Ворону потому, что она хитрая плутовка).- А еще почему? Какой была Ворона?(Глупой).- Лисе удалось обмануть Ворону не только потому, что Лиса умела хитрить и льстить, но и потому, что Ворона была глупой, недогадливой, легковерной.8. - Что высмеивает автор в этой басне?(Автор высмеивает в этой басне тех, кто поддается лести, кто любит слушать лесть).- Автор высмеивает глупых, легковерных людей, которые любят лесть.9. - Чему учит эта басня?(Эта басня учит не доверять льстецам, не верить их льстивым, хвалебным речам).IX. Тренировка учащихся в выразительном чтении басни.- А теперь мы потренируемся в выразительном чтении басни. Будем читать басню небольшими частями, и контролировать чтение своих товарищей.Старайтесь читать выразительно, соблюдая паузы и логические ударения. Слова автора надо читать не спеша.В итоге лучший ученик читает всю басню.X. Примеры из жизни класса.- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из героев они вам напомнят?(Лисицу).- А среди вас есть льстецы?(Да, есть).- Приведите похожий случай из жизни вашего класса.Ученики приводят пример.XI. Задание на самоподготовку.- На самоподготовке вы еще потренируетесь в выразительном чтении басни.XII. Итог урока и аргументированные оценки.- С какой басней И. Крылова вы сегодня познакомились?- Понравилась вам эта басня?Объявление оценок.