Конкурс грамотеев русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс грамотеев русского языка
Автор: Зобнина Елена Набиулловна
Пояснительная записка
В пособии представлена методическая разработка урока письма и развития речи. Урок проводится в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тип урока – урок-КВН. Основной целью урока является создание игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить знания обучающихся об имени прилагательном, об имени существительном. Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления, умение обобщать и делать выводы. Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.
Задания на развитие речи направлены на развитие и коррекцию психологических и психофизиологических функций, необходимых для успешного усвоения русской речи, на формирование навыков активного, осознанного , правильного использования и понимания языковых средств в устной и письменной речи, на оказание помощи детям в приобретении опыта разнообразного использования языка.
Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются способности и умения, как отдельных учеников, так и команды. Игровые моменты выступают как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности, умению мыслить и рассуждать, говорить - что очень важно для учащихся данной категории, т.к. речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь. Работа в команде развивает коммуникативные отношения, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, личностно – ориентированные отношения.
Ценность мероприятия в том, что применение доски, игровые ситуации и дидактические игры способствуют возникновению интереса к учебному предмету русский язык, значит процесс обучения становится более эффективным. При работе в команде решаются и воспитательные задачи. На протяжении всего мероприятия прослеживаются личностно – ориентированный подход.
Форма проведения: урок с использованием игровых приёмов и заданий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Урок Конкурс грамотеев русского языка
ЦЕЛЬ: Повышать познавательный интерес к русскому языку через различные занимательно-познавательные задания по изученным темам.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: повторить изученный материал по темам Имя существительное и Имя прилагательное .
2. Коррекционно- развивающая: способствовать развитию произвольного внимания, развивать умение анализировать, обобщать; работать над развитием связной устной речи учащихся .
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать терпимость друг к другу, умение выслушивать товарищей, работать в коллективе, принимать коллективные решения ; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: доска, листочки бумаги, ручки, призы и сувениры.
Класс оформлен плакатами: Грамоте учиться – всегда пригодится,
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно, до последних дней своей жизни ( К.Г. Паустовский),
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (И. С.Тургенев)
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье, не допусти к нему пренебреженья!
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн),
Друг мой! Кто бы ты ни был, где бы ты ни был, русский язык изучай!
ХОД УРОКА
ВЕДУЩИЙ – Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Проявите, пожалуйста, гостеприимство, творческую активность, умение правильно вести себя на уроке и покажите свои знания, а я уверена, что они у вас есть. Сегодня наш урок пройдёт в форме КВН. Он будет не простым, а весёлым, и поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные задания. Ведь это всё наш родной язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный.
Разрешается думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.
Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
Язык, на котором мы говорим
Красив и богат.
Учите русский –
Годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда - в нём самом.
Ведущий – Сегодня мы путешествуем в страну Грамотеев. Путешествие пройдёт в виде Конкурса весёлых и находчивых. А для этого нам надо две команды.
Представители 1 команды, займите своё место.
Представители 2 команды, займите своё место.
Представление команды – 1 команда – Существительное- капитан - …………….
Представление команды – 2 команда – Прилагательное - капитан - ……………… За каждое правильно выполненное задание команда будет получать вот такие буквы. В конце игры самые умные получат портрет Мудрой Совы и грамоты знатоков русского языка.
Начинаем игру.
1 конкурс – Приветствие команд.
Команда Существительное - Все то,что существует, оно обозначает, На вопросы кто? и что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.
Команда Прилагательное - Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? С нашим существительным Живёт на свете дружно.
2 конкурс – Разминка.
(ведущий, обращаясь поочерёдно к каждой команде, называет словосочетание, вместо которого члены команд должны сказать одно слово – существительное)
Храбрый человек – храбрец
Болтливый человек – болтун
Ленивый человек – лентяй
Мудрый человек – мудрец
Сильный человек – силач
Умный человек - умник
Богатый человек - богач
Смелый человек - смельчак
Грубый человек – грубиян
Весёлый человек – весельчак
Слабый человек - слабак
Трусливый человек - трус
3 конкурс – Допиши существительное. ( на доске)
Белый - красный-
Белое -красное-
Белая -красная-
4 конкурс – Подобрать антонимы. (устно)
Старый – новый Добрый – злой
Горячий – холодный Резкий - тихий
Сладкий - горькийМокрый - сухой
Чистый – грязныйБелый - чёрный
Хороший – плохойУмный - глупый
Маленький - большойХудой - толстый
5 конкурс – Какого зверя так называют? (устно)
- косой –
- сохатый –
-серый –
- колючий –
- рогатая –
- косолапый-
-хитрая-
-мудрая-
6 конкурс – Что – какой? (письменно, работа в парах)
(подобрать как можно больше прилагательных к данным существительным )
- дерево –
- река-
- лес –
Физминутка.
Мы осанку исправляем
Спину дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись,
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
7 конкурс - Конкурс капитанов.
(объясните, что значит)
1-как белка в колесе (беспрерывно, суетиться, хлопотать без результатов)
2.- а Васька слушает да ест (один говорит, а другой не обращает внимания)
3.- жить чужим умом (не быть самостоятельным в своих поступках)
4.- рукой подать (значит близко)
5.- как баран на новые ворота (смотреть недоумённо, тупо, не понимая,
глуповато, растерянно, не соображая)
6.- есть даром хлеб ( жить напрасно, не принося никакой пользы)
8 конкурс. – В каком магазине? (письменно)
(записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить тот или иной предмет)
овощи – овощной
книги – книжный
мебель – мебельный
продукты – продуктовый
цветы – цветочный
обувь – обувной
посуда – посудный
коньки – спортивный
.
9 конкурс – Образуй прилагательное+существительное (устно)
Хвост рыбы – рыбий хвост
Жир свиньи – свиной жир
Глаз кошки – кошачий глаз
Клюв орла – орлиный клюв
Суп из рыбы – рыбный суп
Платок из пуха – пуховый платок
Цепь из серебра - серебряная цепь
Волна на море- морская волна
Тротуар из кирпича – кирпичный тротуар
Дорога в горах – горная дорога
Дом из кирпича – кирпичный дом
Квартира в городе- городская квартира
10 конкурс – Диктант. (на листке бумаги)
(каждый участник команды пишет только по 1 предложению и передаёт другому и так пишут до окончания диктанта)
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы понимаем силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: мама, школа, друзья. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд. Русский язык помогает нам общаться, писать письма и стихи. Это нам пригодится во взрослой жизни.
Ведущий – Вот и закончился наш конкурс. Пока я подсчитываю буквы, вы поиграете ещё в одну игру.
Кто больше составит слов.
Команда Существительное из слова : Прилагательное
Команда Прилагательное из слова : Существительное. Ребята, если вам конкурс понравился - поднимите палец вверх. Если не очень понравился - палец вниз. Если совсем не понравился - ничего не поднимайте. Спасибо.
Ведущий – Подведём итоги.
Награждение.
Ведущий - Сегодня мы с вами путешествовали в страну Грамотеев, выполняли различные задания устно и письменно, получили призы и подарки.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный, то нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы. И сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий русский язык!
Спасибо всем.
До новых встреч!
Приложение 1.
Приветствие капитанов.
Команда Существительное - Все то,что существует, оно обозначает, На вопросы кто? и что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.
Команда Прилагательное - Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? С нашим существительным Живёт на свете дружно.
Приложение 2.
Что – какой?
Подберите как можно больше прилагательных к данным существительным:
- дерево –
- река-
- лес –
Что – какой?
Подберите как можно больше прилагательных к данным существительным:
- дерево –
- река-
- лес –
Приложение 3
1-как белка в колесе
2.- а Васька слушает да ест
3.- жить чужим умом
4.- рукой подать
5.- как баран на новые ворота
6.- есть даром хлеб
Приложение 4
овощи-
книги-
мебель-
продукты-
цветы-
обувь-
посуда-
коньки –
15