Сущность педагогического общения в медицинском колледже


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность педагогического общения в медицинском колледже
Автор: Сосновская Анна Карловна

Сущность педагогического общения в медицинском колледже. В сложившихся условиях среднее медицинское образование наполняется новым содержанием и предусматривает как формирование системы научно-медицинских знаний и медико-практических умений, так и умений терапевтического взаимодействия с пациентом, которые составляют основу коммуникативной компетентности будущего медицинского работника. Очевидно то, что коммуникативная компетентность обеспечивает успешное выполнение всех этапов лечебного процесса, формирование информационной базы о пациенте, осуществление ухода, оценку выполненных действийДля ее формирования необходима научно-обоснованная система подготовки студентов медицинского колледжа к профессиональной коммуникативной деятельности.Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным учебно-методическим обеспечением. Соответственно необходим поиск эффективных методов и средств формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа.Одним из эффективных методов формирования коммуникативной компетентности студентов, является эффективное педагогическое общение каждого преподавателя со студентами на лекционных и практических занятиях.Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя со студентом на занятии и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата между педагогом и учащимся.Проводится много экспериментальных исследований по данной проблеме, которые показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего медицинского профессионального образования, содержание учебных дисциплин и модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций (ПК) знаний и умений, но и общих компетенций (ОК) – это понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами и пациентами и других умений, как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника. Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон студента, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.В общении проявляется механизм «заражения» и подражания. Это способствует формированию у студентов идеального образа медика с набором качеств и свойств, которые хотелось бы приобрести. Преподаватель – медик должен стать для студентов идеалом его будущей профессии.Специальные исследования, проводимые учеными-практиками, показывают к сожалению, что авторитет преподавателя среди студентов невысок. Из качеств, которые современные студенты больше всего ценят в преподавателях, обычно называют широкий кругозор, знание предмета и увлеченность преподаванием, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость.Среди негативных личностных качеств они часто выделяют низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость.В связи с этим преподавателю необходимо формировать высокий уровень педагогического мастерства, профессиональной педагогической компетентности, основной составляющей которой и является педагогическое общение.Рекомендации теоретического планаЧтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать :- закономерности общения,- методики изучения общения и межличностных отношений,- основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.Одной из главных черт личности педагога является его коммуникативная компетентность, включающая:- уважение и внимательность к собеседнику,- способность устанавливать контакт,- способность слушать и слышать,- эмпатия (чувство сопереживания),- способность адекватно выражать собственную позицию,- готовность разрешать межличностные проблемы,- способность работать в команде,- владение коммуникативными умениями и навыками.В структуру педагогического общения включаются функции, феномены и закономерности процесса общения.Различают три основных функции общения:1. информационная функция (получение и передача информации в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством),2. перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека),3. интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие)Коммуникативные способности включают в себя:- умение объективно воспринимать собеседника (его настроения, намерения и др.),- умение адекватно воспринимать ситуацию,- умение видеть себя глазами партнера по общению (рефлексия).Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.В педагогике известен такой феномен, как «самоактуализирующееся пророчество» (по Берну). Преподаватель на основе своего перцептивного опыта формирует свою стратегию поведения по отношению к данному студенту (харизма отличника, феномен зачетки и др.), а студент, опираясь на стратегию преподавателя, на его субъективное мнение строит свое собственное поведение. Студент старается вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили, и «пророчество» сбывается (или стереотип ожидания).Ситуацию общения преподавателя со студентом можно представить как отношение ролей:медик – будущий медработник.педагог – ученик (обучаемый).Студент хочет, чтобы его воспринимали не как ученика, а как будущего коллегу. В то же время преподавателям, особенно на младших курсах, привычнее и удобнее общаться со студентами как с учениками.Такая манера педагогического общения значительно снижает его эффективность.В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь.Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента-медика в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. В медицинском колледже преподаватель в процессе педагогического общения со студентами не только формирует необходимые знания, умения, навыки и компетенции, но и демонстрирует модели общения медработника с пациентом.  Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.