Значение музыки в адаптации детей дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение музыки в адаптации детей дошкольного возраста.
Автор: Музыкальный руководитель: Коровина Ольга Егоровна,Воспитатели: Косолапова Любовь Леонидовна, Игнатова Ирина Ивановна.
Музыкальный руководитель: Коровина Ольга Егоровна, Воспитатели: Косолапова Любовь Леонидовна, Игнатова Ирина Ивановна. МБДОУ «Детский сад №42» г. Сыктывкара Республика КомиЗначение музыки в адаптации детей дошкольного возраста.Согласно ФГОС, в современной системе дошкольного образования огромное внимание уделяется социально – личностному развитию дошкольника. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, влияет на состояние нервной системы. Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях. Одной из важных форм, способствующих благоприятной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, является музыкальное воспитание детей раннего возраста.Кроме того, музыкальные занятия способствуют сплочению детей группы, побуждают их к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям сверстника.Необходимо помнить о важном условии в работе с детьми раннего возраста:речь педагога должна быть спокойной, а звучание музыки негромким, таккак они очень пугливы, ведь их окружает совершенно незнакомая обстановкаПоэтому главный принцип, который я использую в работе с ранниками – этопринцип: «Не навреди!»Музыкально – речевые игры активно используются в период адаптации детей в детском саду, при знакомстве для запоминания имен детей создания положительного эмоционального микроклимата мы проводим игры: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой. Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» Часто используются игры, которые снимают нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»; «Чудесный мешочек»; «Здравствуйте,ладошки» и другие.Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые) Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Педагоги перед дневным сном используют аудиозаписи. Например: «Колыбельная» А.Гречанинова; «Нянина сказка» П.Чайковского и другие.Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, очень любятмузыкальные игры – догонялки с различными героями, поэтому судовольствием играют в такие игры, как « На прогулку вышла кошка»«Игра с мишкой», « Кот Барбос и птички» и другие.Не менее важным фактором является проведение педагогами психогимнастики. В группе педагоги проводят музыкальные упражнения.Например: «Солнечный лучик». (Педагог предлагает вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу, а затем поймать лучик солнца на ладошку).Музыкальные занятия и развитие движений - у большинства детей вызывает постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде погремушки, колокольчика или других музыкальных инструментов.Очень важно в этот период давать детям в ручки различные предметы:погремушки, листочки, платочки – это хорошо развивает крупную моторику,хватательный рефлекс, учит удерживать предмет в руках, успокаивает детей,так как в это время они заняты интересным процессом и перестают плакать.Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Ласковое, нежное исполнение педагогом песен снимает у детейэмоциональное напряжение, успокаивает их. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.Также хорошо развивает у детей раннего возраста мелкую моторику рукразличное исполнение музыкальных игр – песен с движениями. Таких,например, как: « Ладушки – ладошки», « Прятки», « Да, да, да» и других.Кроме того, малыши 1,5 – 2 летнего возраста с удовольствием исполняютнесложные пляски. Очень нравятся им такие танцы, как: « Ай – да!»,« Пальчики – ручки», « Покачайся надо мной», « Чок да чок!» и другие.Необыкновенный интерес и восхищение вызывает у детей внесение какой-нибудь игрушки, сюрпризного момента. Например, это может быть чирикающая птичка, или собачка, или кошечка. Педагог от имени этогогероя разговаривает с детьми, они с удовольствием с ним общаются, всёстроится на игровой основе, и вот уже забыты и слёзы, и страх, и детиулыбаются и пляшут, и поют для кошечки, которая их попросила.Используемые все перечисленные методы и формы работы, позволяют ребенку снять напряжение, страхи и лучше адаптироваться в дошкольном учреждении.Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде. Основная цель - через музыку помочь ребенку преодолеть барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду для возможности самовыражения.Фрагменты с занятий