«Помощь классного руководителя в социальной адаптации обучающихся, составляющих группу риска»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Помощь классного руководителя в социальной адаптации обучающихся, составляющих группу риска»
Автор: Безденежных Нелли Ильдаровна
Материалы
обобщения передового педагогического опыта работы
по теме
Помощь классного руководителя
в социальной адаптации обучающихся,
составляющих группу риска
Безденежных
Нелли Ильдаровны
Муниципальное казенное учреждение
Управление образования муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании научно-
методического совета МКУ
Управление образования
муниципального района
Бирский район
Республики Башкортостан
Протокол № _______ от ___
________________ 20_____ г.
Председатель научно-
методического совета
_____ Султанова А.А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ СОШ№4
Котов В.Н
__ ___________20___г.
Материалы
обобщения передового педагогического опыта работы
по теме
Помощь классного руководителя
в социальной адаптации обучающихся,
составляющих группу риска
классного руководителя
МБОУ СОШ №4
Безденежных Нелли Ильдаровны
Бирск-2017
Содержание
1.Нормативные документы
- выписка из протокола заседания пед.совета ОУ,
- отзыв о работе педагога,
- рецензия (внешняя),
- рецензия (внутренняя).
2.Информационная карта педагога……………………………………………….4
3.Введение……………………………………………………………………………5
4.Обоснование выбора данной темы……………………………………………5
5.Условия возникновения проблемы, становления опыта…………………..7
6.Актуальность и перспективность опыта его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса………………………………11
7.Теоретическая база опыта. Изученность проблемы в педагогической науке………………………………………………………………………………….12
8.Новизна данного опыта………………………………………………………..14
9.Ведущие направления работы классного руководителя………………….18
10. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)……………………………………………………………………….26
11. Адресная направленность опыта…………………………………………..28
12.Формы изучения данного опыта……………………………………………..29
13.Литература…………………………………………………………………….46
Информационная карта педагога
Безденежных Нелли Ильдаровна, 03.12.1976 г.р.- учитель русского языка и литературы, классный руководитель.
образование – высшее. БГПИ, 2000г.
педагогический стаж работы – 14 лет.
сведения о прохождении аттестации - 15 декабря 2015 года - 1 категория.
Введение
Во все времена и в любом обществе деятельности по воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. В настоящее время, когда очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков предоставлены сами себе и оказываются вовлечены в преступный бизнес, начинают с раннего детства пробовать алкоголь и наркотики, совершают систематические правонарушения и не успевают в обучении.
В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечаются следующие: размытость ценностей, идеалов, снижающая их нравственный потенциал; чрезмерная коммерционализация общества; сложное социально-экономическое положение многих семей; криминализация общества. Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства. Кроме того, повышенный интерес науки и практики к крайним формам отклоняющегося поведения детей как реакции на свершившееся уводит на второй план вопросы его зарождения в школе и семье как основных институтах социализации. Это приводит к тому, что существующих мер недостаточно для преодоления дезадаптации детей, составляющих группу риска.
Вышесказанное обусловливает актуальность развития такого направления педагогических исследований как изучение проблем детей группы риска. Учащиеся "группы риска"– это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Обоснование выбора данной темы
На сегодняшний день работа классного руководителя с подростками группы риска является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей данной категории, которая является очень сложной, поэтому классному руководителю необходимо знать, какие дети относятся к подросткам группы риска, характеристику этих подростков, их особенности, каким образом осуществляется воспитательно-коррекционная, профилактическая работа с ними и взаимодействие с их родителями.
Подростки группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативными внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Цель взаимодействия классного руководителя – выявление причин возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Классный руководитель:
дает информацию о проведенной им работе;
выясняет причины конфликтов;
проводит индивидуальные беседы;
проводит беседы с родителями;
организует совместную работу в цепочке: "учитель – ученик – родители".
Задача классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление, КТД. Он беседует с подростком, посещает семью, посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями, систематизирует полученные сведения. После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищет пути решения проблемы.
Условия возникновения проблемы, становления опыта
В психологии подросткового возраста особенностям воспитания при переходе от детства к взрослости посвящена обширная литература (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В. Драгунова, А.К.Краковский, А.Е.Личко, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), в которой отмечается, что при всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
В интересном и содержательном исследовании Е. В. Козловой убедительно доказано, что в США в течение последних десятилетий накоплен значительный массив теоретических и практических знаний, концептуальных подходов к обеспечению эффективных достижений в сфере формирования и развития наиболее ценных социально личностных качеств детей группы риска, определяющих позитивные преобразования в способах их социализации.
Автор считает, что термин children at risk - дети группы риска, в американской педагогике появляется в 80-е годы в качестве попытки осмысления тех социальных патологий, которые развивались в подростковой и молодежной среде вследствие кризиса конца 70-х - начала 80-х годов, повлекшего за собой снижение реальной заработной платы, инфляцию, повышение налогов и роста безработицы.
В дальнейшем это понятие стало широко использоваться в научной литературе (A. Bandura, A. Cohen, J. Kauffmann, Н. Reinert, С. Ulman и др.), однако, не только как самостоятельная смысловая единица, но и как синоним категорий педагогически запущенные, девиантные подростки, дети с асоциальными отклонениями в поведении.
В процессе увеличения числа исследований по данной проблеме наблюдается, как замечает Е. В. Козлова, расширение смыслового диапазона понятия дети группы риска. Сюда стали включать конфликтных подростков, детей с задержками в развитии, детей с эмоциональными расстройствами, с нарушениями поведения, из малообеспеченных семей, с девиантным поведением, а также подростков с нарушенной адаптацией к социальной среде.
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося группы риска – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием для всех и воспитанием для каждого на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей,
К подросткам группы риска относятся следующие категории:
1) подростки с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) подростки из неблагополучных, асоциальных семей;
4) подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) подростки с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины.
У подростков группы риска ярко выражена склонность к отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Подростки группы риска имеют следующие особенности:
отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;
среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти
ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
подкрепление потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел; о реальных путях достижения таких ценностей подростки не задумываются;
повышенный уровень тревожности и агрессивности;
стремление к легкой жизни, удовольствиям;
искажение направленности интересов – свободное времяпровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска).
У таких недисциплинированных детей, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, у них за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время категория детей группы риска является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему дети группы риска.
Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей группы риска. В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Дети группы риска - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
На протяжении трех с половиной лет в моем классе особое внимание уделялось таким ученикам группы риска, как Ахмеров Магафур, Гребенщиков Виктор, Ильиных Александр, Банов Юрий, Ложкин Анатолий и другим в связи с тем, что для них характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Если с этими учащимися происходят какие-то школьные неудачи, особенно второгодничество или отсев учащихся, это воспринимается очень остро и проявляется в потере желания работать, прилагать усилия для преодоления разного рода жизненных и познавательных преград, гасит интерес к учебе, вызывает различные комплексы и аномалии в поведении, неблагоприятно влияет на отношения с окружающими. Оказываясь на периферии жизни класса, такие дети ищут других контактов, в первую очередь на стороне, что все более отдаляет их от школы, затрудняя их социализацию.
Теоретическая база опыта
Изученность проблемы в педагогической науке
С.В.Кривцова справедливо замечает: Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы, что означает - чувствовать свою важность и значимость. Эта естественная потребность для любого человека, поскольку люди социальные существа. Поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности
В процессе школьной жизни эта базовая потребность ученика реализуется через постановку и достижение трех частных целей: а) ощутить свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность); б) строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность); в) вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности) Если подросткам неизвестны или недоступны приемлемые способы удовлетворения вышеназванной базовой потребности, то они используют те, которые принято называть нарушением дисциплины, плохим поведением. Условиями, которые провоцируют неприемлемые действия со стороны учащихся подросткового возраста, являются:
– качество отношений между учениками и педагогами;
– атмосфера в классе (направлена ли она на успех или деструкцию);
– структура классного коллектива.
Чаще всего, нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
– привлечение внимания;
– власть;
– месть;
– избегание неудачи
Итак, недисциплинированные дети в подростковом возрасте выбирают плохое поведение, во-первых, для того, чтобы получить особое внимание учителя, быть в центре внимания всех участников образовательного процесса; во-вторых, для того, чтобы установить свою власть над педагогом или классом, демонстрируя бессилие одних и разрушая установившийся порядок в коллективе; в-третьих, для того, чтобы отомстить однокласснику, отдельному взрослому, всем окружающим за непонимание, неприятие, за реальную или вымышленную обиду; в-четвертых, для того, чтобы не повторились тяжелые переживания из-за неудач в каком-то виде деятельности. Они предпочитают ничего не предпринимать, оставаться в изоляции, лишь бы вновь не пережить поражение.
Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов. У них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение. Но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих. Тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. И я, как классный руководитель, стараюсь поддержать этих детей различными видами деятельности, привлечь их к участию в общественной жизни класса и школы, почувствовать себя в чем-то нужными и полезными.
Новизна данного опыта
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна - социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо- социально-педагогической адаптации детей и подростков.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации.
Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной в современном российском обществе и наименее изученной. Исследованиями процесса адаптации данной категории детей, занимались такие ученые как Г.И. Царегородцев, Т. Парсонс, Р. Мертон.
В данный момент появляется такое понятие как категория дети группы риска, под ней понимаются дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях. В школах все чаще стали появляться дети группы риска, и с ними требуется определенная работа классного руководителя.
Работа классного руководителя с подростками группы риска осуществляется через воспитательно-коррекционную работу во внеурочное время. К воспитательно-коррекционной работе во внеурочное время относятся следующие виды деятельности: общественно- полезная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, игровая (привлечение подростка в кружки, секции, дежурство, субботники, спортивные соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, концерты, КВН, выставки).
Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение через достижение намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе и попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Работа классного руководителя с подростками группы риска может также осуществляться через профилактическую работу во внеурочное время. Профилактическая работа предполагает проведение разнообразных мероприятий (классные часы, беседы, дискуссии). Характер классных часов, бесед, дискуссий должен носить предупреждающий характер.
Классный руководитель должен постоянно контактировать с родителями подростков группы риска. Родителей подростков группы риска рекомендуется вовлекать в учебно-воспитательный процесс. Родители могут принимать вместе с детьми участие в спортивных мероприятия, походах, экскурсиях. Если родители не идут на контакт, необходимо подключить администрацию образовательного учреждения.
Методы и приёмы воздействия в работе с детьми группы риска
В своей работе с подростками группы риска классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирования будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.
Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.
Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.
Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.
Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.
Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.
Классный руководитель в работе с подростками группы риска при использовании методов и приёмов педагогического воздействия может подключить класс. В этом случае будут использоваться следующие педагогические приёмы:
доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
осуждения безнравственности, эгоистических установок и взглядов подростка;
переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным классным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
Ведущие направления работы классного руководителя
Направление здоровье
Цель: показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу Здоровье?
1.Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников.
2.Сотрудничество с родителями учащихся и консультация учителей-предметников.
3. Использование в работе классного руководителя диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья детей.
4.Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции собственного здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
5.Организация работы по изменению отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
6.Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своем здоровье).
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Туристический слет (см. приложение №1)
Малые олимпийские игры (см.приложение №2)
Зимние забавы (см. приложение №3)
Кросс
Встречи с сотрудниками отделения мед. профилактики. (См. приложение №4)
Встреча с психологом. Уровень тревожности
Посещение городского катка
7 апреля – Всемирный день здоровья
Экологический субботник
Уборка территории (см. приложение №5)
Посадка кустарников и деревьев
Летняя практика
Генеральные уборки в классе
Классные часы:
Поведение человека как образ жизни
Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение
Сигарета- это…
О радостях и сложностях общения
О Доброте
Направление взаимодействие
Цель: передача детям опыта социального (знаний, умений, навыков) общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Классный руководитель помогает понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом классный руководитель должен понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается его деятельность. В одном из своих трудов И. Кант сказал так: Главное требование взаимодействия — всегда необходимо относиться к себе и к учащимся как к цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности — это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
Какие приоритеты должен выбрать классный руководитель для организации работы в этом направлении?
1. Изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
2.Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности.
3.Обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии.
4.Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме.
5.Обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения.
6. Изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Диагностика воспитанности (см. приложение №6)
Диагностика Перспективные профессии и моя ориентация
Экскурсии на различные предприятия (Машинно-транспортная станция) (см. приложение №7)
Эксперимент Исключение (цель: определение способности выделять существенное)
Круглый стол Я и мой выбор.
Психологический практикум Как бороться с конфликтами
Час психологии Что такое мой характер?
Месячник военно-патриотического воспитания.
Встречи с участниками боевых действий.
Просмотр видеофильмов на военную тематику.
Рейд по микрорайону.
На дорогах города - профилактика травматизма. (см.приложение №8)
Экологические акции. Сбор макулатуры (см.приложение №9)
Классные часы:
Каждый имеет право на…,
О товариществе и дружбе,
Общение – это искусство,
Преступность – родом из детства. Диалог с классом.
Что такое счастье?
Поговорим об ответственности!
Направление нравственность
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нем.
Что может сделать с классом классный руководитель в этом направлении?
1.Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных жизненных ситуациях.
3. Воспитывать интерес к самому себе, желание ученика самосовершенствоваться.
4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
5.Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.
6.Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать вывод о самом себе.
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Права и обязанности ученика школы (работа с Уставом школы)
Беседа Проявляй милосердие
Сократовская беседа: Хорошо живется на свете эгоисту
Сократовская беседа: Всегда ли надо отстаивать истину?
День защитника Отечества
Встреча с Волочковой О.С. (приложение №10)
Психологический практикум Правила общения с окружающими
Уроки истории. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие? Патриотизм – это гражданственность?
Встречи с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних (приложение №11)
Классные часы:
Новенькие в коллективе
20 лет Конституции Российской Федерации
Культура родного края
Кл. час посвященный Дню Республики
Культура общения
Человек среди людей (о культуре общения между школьниками)
Патриотизм и как я его понимаю
Международный день матери
Государственные символы России
Человек. Личность. Гражданин. Мир спасает милосердие.
Самая прекрасная женщина на свете. Славлю женщину…
Да здравствует вежливость!
Воспитание женственности и мужественности
Дружба – это…
Направление интеллект
Цель: помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное — определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении?
1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности учеников группы риска в целом и возможности каждого ученика в учебной деятельности с последующей коррекцией.
2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения в организации внеклассной работы в классе и в школе.
4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
5. С помощью внеклассных мероприятий развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
6. Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Час психологии Тренировка памяти.
Информационный час Время, события, люди
Диагностика Перспективные профессии и моя ориентация
Беседа: Трудный диалог с учебой
Классный час Что такое ум и как его развивать?
Направление досуг
Цель: создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые бы хотелось использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
На что необходимо обратить внимание, работая с классом в этом направлении?
1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
2. Использование активных форм внеклассной работы в деятельности классного руководителя с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, клубов, секций, обществ.
4. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
5. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Диалог об организации досуга, вовлечение в кружки и секции
Экскурсия в осенний лес.
Осенний бал. (приложение№12)
Кл. час День учителя
Музей приглашает в гости
Новогодний карнавал
Конкурс военно-патриотичекой песни (см. приложение №13)
Направление семья
Как работать классному руководителю в этом направлении?
1. Изучать семьи своих учащихся.
2. На основе диагностики организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.
3. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.
4. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
5. Сотрудничать с психологической службой школы по обучению семьи умению преодолевать и предупреждать конфликтные семейные ситуации и развитию рефлексивных умений родителей и детей.
В нашей школе мы проводим такие мероприятия по этому направлению:
Составление социальной характеристики семьи
Родительское собрание:
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. План работы на 2013-2014 учебный год
Индивидуальные встречи с родителями.
Посещение семей на дому
Общешкольные родительские собрания
Встречи родителей с психологом и социальным педагогом школы
Классное собрание Способности и роль семьи в их развитии.
Приглашение в школу родителей. Рейд по микрорайону
Индивидуальные беседы родителей с участковым микрорайона.
Встреча родителей с участковым микрорайона по теме Курение в общественных местах (Приложение №14)
Индивидуальная работа с родителями учащихся, систематически пропускающих уроки
Работа Совета профилактики
Классное родительское собрание Воля и пути ее формирования у учащихся
Встреча с Васильевой Е.С. – инспектором по делам несовершеннолетних
Результативность
(устойчивые положительные результаты деятельности)
Статистические данные
Класс
Кол-во учащихся
Многодетных семей
Неполные семьи
Малообеспеченных семей
Семей беженцев
Неблагополучных семей
Кол-во детей, сост-х на учете в ОДН
К-во деией, сост на учете ВШУ
Пропускают уч занятия
Инвалиды
Патронажные семьи
Опекаемые
Склонные к употреб спирт напитки
Кол-во детей, посещ. кружки и секции
8б
29
6
9
15
-
2
-
1
5
1
2
1
10
22
Таким образом, я считаю, что воспитательно-коррекционная, профилактическая работа, проводимая классным руководителем с подростками группы риска, способствует коррекции имеющихся отклонений в поведении подростков, преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка. По результатам диагностики и наблюдения в 5 классе было выявлено несколько учеников, составляющих группу риска и требующих коррекции поведенческой структуры. Среди них есть дети из неблагополучных, неполных, опекаемых семей, а также из нормальных полных семей. Вот характеристики некоторых из них:
Ахмеров Магафур - склонен к негативным эмоциональным проявлениям. Магафур неуравновешенный, проявляет физическую и вербальную агрессию по отношению к другим детям, старшим, учителям. И поэтому, именно с ним всегда проводится очень большая работа, как классного руководителя, социального педагога, так и заместителя директора по воспитательной работе. Магафура очень сложно привлечь к какому-либо общественно-полезному труду или участию в различных мероприятиях. Но он всегда присутствует на классных часах, различных встречах с представителями правоохранительных органов и задает вопросы, интересуется, что будет ему, если он совершит какой-нибудь проступок. Когда Магафур пришел в 5 класс, он себя вел очень агрессивно по отношению к одноклассникам и учителям. Постоянно дрался, ругался. Также состоял на учете в ОДН за хулиганство. Сейчас, по-моему мнению, он стал гораздо спокойнее и терпимее относиться ко всем. С ним начали дружить одноклассники, стал общаться даже с девочками из класса. У учета его сняли. Я пытаюсь поддерживать Магафура, помочь ему преодолеть какие-то трудности во взаимоотношениях. Он даже стал больше времени уделять учебе.
Гребенщиков Виктор – пришел в наш класс только в 6 классе. Очень сложный подросток. Хотя воспитывается в приличной полной семье. 6,7 класс были тяжелыми для нас. Он не хотел учиться, нигде не принимал участие, никой полезной работой заниматься не хотелось. Постоянно создавал конфликтные ситуации на уроках, уроки срывал, никого не слышал – считая себя правым во всем. И только сейчас, в 8 классе, он, наконец, услышал меня, снизил свою агрессию. Стал принимать участие во всех мероприятиях и выполняет трудовые поручения. Старается учиться без двоек, даже участвует в различных олимпиадах.
Ильиных Александр – воспитывается в неполной семье, мама не всегда может его контролировать. У него одна цель – заработать любым образом деньги, потому что ему их всегда катастрофически не хватает, так как мама не работает, помогают только бабушка и дедушка. Поэтому ему не до учебы. Когда Саша был в 5 классе, он был очень вспыльчивым, плаксивым, пользовался ненормативной лексикой. Сейчас Саша спокойнее, увереннее в себе, всегда отвечает за свои поступки. А также Александр добрый и никогда не жадничает. Он принимает участие во всех внеклассных мероприятиях, выступает, танцует, никогда не отказывается ни от каких трудовых поручений.
Ложкин Анатолий – воспитывается бабушкой, родители лишены родительских прав. На протяжении этих лет учебы Толю сложно было расшевелить, он сидел и спал на уроке, ничего делать не хотел, даже учебники и тетради не приносил. Постоянно проводились с ним различного рода беседы, но ему ничего не интересно, он апатично относился ко всему. И только сейчас, в 8 классе, Толя начал просыпаться, проявлять интерес к учебе, к труду, к своим обязанностям в классе.
Банов Юрий - воспитывается только мамой, мама работает в ночные смены, поэтому за Юрой нет никакого контроля с ее стороны. Ребенок очень болезненный, часто простывает, часто у него болит голова. Поэтому он много пропускает, и из-за этого возникают пробелы в знаниях, неудовлетворительные отметки. Но он никогда не проявляет агрессию, добрый, внимательный, отзывчивый. Я пытаюсь привлечь его к различной работе в классе, чтобы он не искал, чем же заняться на улице, а принимал активное участие в жизни класса. Юра участвует в спортивных мероприятиях, помогает в трудовых делах, не оказывается от поручений.
Я попыталась рассказать о некоторых трудных учащихся из моего класса, но это не все. Стараюсь работать со всеми и могу сделать вывод, что воспитательная работа, проводимая в классе, помогает преодолеть трудности в работе с такими подростками. А самое главное, по - моему мнению, детей нужно любить такими, какие они есть, и они всегда ответят тебе тем же.
Адресная направленность опыта
Опыт по работе с детьми группы риска нужен для работы классных руководителей с такими подростками. Также привлекаются родители, законные представители ребенка, опекуны.
Формы изучения данного опыта
Опыт работы с трудными подростками был изучен через вовлечение в спортивно-массовую работу: коллективно-творческие дела, различные спортивные мероприятия, внеклассные мероприятия, открытые классные часы на темы воспитательного характера, встречи с сотрудниками ОДН, встречи с Васильевой Е.С. инспектором по делам несовершеннолетних и Шайхуллиным А.Ф. участковым уполномоченным микрорайона школы, экологические акции.
Были проведены в классе такие классные часы:
1.Открытый классный час на тему:
Вредные привычки и как бороться с ними
Форма проведения: Беседа.
Цель: Пропаганда ЗОЖ.
Задачи:
способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.
Подготовительная работа:За несколько дней объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет вредным привычкам!”
Оборудование:презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.
Литература:
1.Запорожченко В.Г. “Образ жизни и вредные привычки”, М. 1984г.
2.Алипов В.И. “Алкоголизм и материнство”, Л. 1988г.
3.Гурски С. “Внимание – наркомания!”, М. 1988г.
Ход классного часа
Основная часть.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!Давайте станем каплю терпеливее!Давайте станем чуточку добрей!Давайте жить в спокойствии, согласии!Пусть свет земли нам освещает путь!Трудиться будем творчески и радостно, но так,Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!
Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.
Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье.(Ответы детей)
Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.
Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.
Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства.Самое неприятное в нашей жизни - этоплохие привычки. Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!
Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка”)
Вредная привычка –это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.
Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.
Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.
Полезными привычками мы можем назвать такие, как:
соблюдать режим дня,
делать зарядку по утрам,
мыть руки перед едой,
убирать за собой все вещи на место,
чистить каждый день зубы
правильное питаться и т.п.
Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.
Вопрос: Ребята, назовите вредные привычки. ( ребята отвечают)
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
Алкоголизм
Наркомания
Курение
Игровая зависимость или лудомания
Телевизионная зависимость
Интернет-зависимость
Привычка грызть ногти
Техномания
Привычка грызть карандаш или ручку
Привычка сплёвывать на пол
Употребление нецензурных выражений
Злоупотребление “словами-паразитами”
Привычка завидовать другим
Недооценивать себя
Привычка кому-то подражать
Привычка опаздывать
Крайняя болтливость
Лень и неряшливость
Вот только небольшойперечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.
- Давайте охарактеризуем некоторые из них.
Алкоголизм– самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
Вопрос: Чем же вредно пьянство?(Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.)Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.
Наркомания–заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.
Курение— вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.
Вопрос. Почему же люди пробуют курить?(Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)
Игровая зависимость– предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
Телевизионная зависимость.Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.
По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.
Интернет-зависимость—психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне
Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая(ответы детей)
Привычка грызть ногти.Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.
Техномания.Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.
Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.
Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)
Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.
Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.
( стих читает ученица)
Ну что ж, мой друг,Решенье за тобой,Ты вправе сам командовать судьбой,Ты согласиться можешь, но отказ,Окажется получше в сотню раз,Ты вправе жизнь свою спасти,Подумай, может, ты на правильном пути,Но если всё – таки успел свернуть,То потрудись себе здоровье ты вернуть.
Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.
Отучать себя
Замотивировать себя
Самомусамоорганизоватьсебя
Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)
Отучать других
либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
чтобы он что-то не делал рядом с вами.
При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?( ответы детей)
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
Заниматься спортом
Дышать свежим воздухом
Спать достаточно
Чаще улыбаться
Любить жизнь
Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
Пить воду, молоко, соки, чай
Как можно больше ходить
Помогать окружающим
Сидеть дома
Играть на компьютере
Употреблять алкоголь, наркотики
Смотреть часами телевизор
Быть раздражительным
Унывать, сердиться, обижаться
Переедать
Курить
Поздно ложиться и вставать
Практическая часть.Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.
Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.
Так мы сделаем первый шаг от избавления вредных привычек.
А зелёный листок оставить себе и продолжать записывать туда вновь появившиеся хорошие привычки и не забывать о них.
( ученица читает стих)
Ах, эти вредные привычки,Не вступайте с ними в стычкиОни ведь вредны для землиВ употреблении людьми.Они мешают людям жить,Так, что хочется аж выть.Сигареты, водка – ни к чемуТы задай себе вопрос А зачем и почему?А наркотики сейчасУстрашают просто нас.Ах, эти вредные привычки,Не вступайте с ними в стычки.
Подведение итогов.
Авторы лучших работ, рисунков, активные участники занятия отмечаются поощрительными призами.
Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.
В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ
Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
(В конце читает стихотворение ученик)
Почему же люди курят?Кто-нибудь мне даст ответ?Вот история такая:Родились второго маяДва младенца, два мальчишки,Два прекрасных шалунишки.В школу вместе они ходят,Учатся на “пятаки”.Жизнь прекрасная проходит,Но не тут-то, погоди:Стал один курить - беда!Разошлись друзей пути,Сcорятся они всегда,Раскололись их мечты:
Двадцать лет уже прошло,Встретились тогда друзья,Все, что было, все ушло:Горе, счастье и беда.Посмотрели друг на друга,Обомлели от испуга.Вроде вместе родились,Выросли:А приглядись!- Что сейчас с тобою стало? -Говорит, кто не курил.- Печень, сердце захромало,Стал худым. Ты что, запил?- Нет.- Ты куришь?Да, курю,И отвыкнуть не могу!- Ну, а я здоровый образЖизни каждый день веду:И в бассейн, и на прогулки,Плаваю, в спортзал хожу.Сигарета нашей жизниОтнимает пять минут.Выкурил ты их полтыщи -Проживешь поменьше, друг!
В чем же смысл?А не курить!Надо жизнью дорожить!И здоровье - это важно -Может каждый сохранить!Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семья -Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать:Нужно всем подольше спать.Ну а утром не лениться –На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,И почаще улыбаться,Закаляться, и тогдаНе страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,С ними дружбы не води!Среди них тихоня лень,С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микробНе попал случайно в рот,Руки мыть перед едойНужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты-Вот полезная еда,Витаминами полна!
Вот те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!
2.Открытый классный час на тему:
Правила дорожного движения и
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Цель: изучение, углубление и закрепление правил дорожного движения и профилактика травматизма.
Задачи:
1.Обучающие:
Продолжить работу по изучению правил дорожного движения.
Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности.
2. Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности.
Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.
3. Воспитывающие:
Воспитание безопасных для здоровья форм поведения.
Методы: беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина, компьютерная презентация.
Наглядный материал: плакаты Дорожные знаки, плакаты ГИБДД Опасность на дороге, памятки пассажиру и пешеходу.
Ход классного часа
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
1.Организационный момент и целеполагание:
Целеполагание: вспомнить ПДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
2. Ознакомить с фактами и цифрами дорожно-транспортных происшествий (особенно с участием детей; происшествия в 2013 году)
3. ВИКТОРИНА Это интересно знать!
Организация работы. Возможна как коллективная, так и групповая форма работы.
(Класс делится на группы по 4-5 человек, выдаются вопросы викторины, ребята обсуждают их 3-5 минут и сообщают результаты. Если дети не знают ответа или ответ неверный, ученики и учитель помогают.)
Викторина о транспорте и ПДД
1 группа
Кто издал Указ о правилах дорожного движения?
С какой целью строили первые дороги?
Какой был первый транспорт?
Ответы:
Пётр 1
Военная цель
Колёсные повозки
2 группа
По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?
Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
Ответы:
По правой
По обочине навстречу движущемуся транспорту
Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!
3 группа
С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?
Самый смертоносный вид транспорта
В каком городе появился первый автомобиль?
Ответы:
С 14 лет
Автотранспорт
Одесса
4 группа
Кто создал 1-й автомобиль?
Какой был двигатель у 1-го автомобиля?
В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?
Ответы:
Ж. Кюньо, Франция
Паровой
Германия, Даймер и Бенц
5 группа
1.В какой стране появился 1-й светофор?
Где изобрели электрический светофор?
Ответы:
Англия, Лондон
США
Учитель:
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог,
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- На какие группы делятся дорожные знаки?
(Ответ: Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, сервисные, информационные указатели)
4. ТЕСТ Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте
Организация работы. Возможна как коллективная, так и групповая форма работы. Проверка.
(Дети работают в группах, на группу - 2 теста.)
1).Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:
А) отсутствие разметки на дороге
Б) плохие погодные условия
В) невнимательность участников дорожного движения
Г) отсутствие светофоров на перекрёстках
Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов
Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств
Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке
З) неправильное поведение пассажиров
Ответ: Б В Е З
2).Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:
А) вентиляционные люки
Б) кабину водителя
В) двери и окна
Ответ: АВ
3).У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?
А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь
Б) поспешите на помощь водителю
В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла
Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни
Д) ляжете на пол в проходе автобуса
Ответ: В
4).Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.
А) кричать, давать советы водителю
Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья
В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками
Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья
Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их
Е) при остановке покинуть машину
Ответ: БЕ
5).Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.
А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся
Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям
В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь
Г) принять меры по тушению пожара
Д) собрать свои вещи и продолжать поездку
Ответ: БВГАД
6).В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?
А) через окно
Б) будете выходить через двери по ступенькам
В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током
Ответ: В
7).Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?
А) на том месте, где остановился
Б) на островке безопасности
В) вернуться на тротуар
Ответ: Б
8). Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:
А) в два ряда
Б) только по одному, друг за другом
В) в три ряда
Ответ: Б
9).Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:
А) не моложе 14 лет
Б) не моложе 16 лет
Ответ: А
10).При движении по шоссе велосипедист:
А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.
Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.
В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.
Ответ: Б
5. Изучение памятки Я – пассажир, я – пешеход. Обсуждение.
6. Беседа на тему Безопасная дорога домой. Требования к составлению схемы маршрута:
листа А4
схема, план, рисунок, карта-фото (по выбору)
указать домашний адрес, телефон
адреса и телефоны друзей
среднее время движения по маршруту
наиболее опасные места на дорогах (особенности перехода улиц, перекрёстков, дорожные знаки)
опасные места (бездомные собаки, плохое освещение, безлюдное место, лифт)
7.Домашние задание
Изучить схему-маршрут Безопасная дорога домой. (Схема хранится в дневнике).
Задание по желанию: Придумать сказку (сценку, рассказ и т.п.) о ПДД.
ЛИТЕРАТУРА
С. Шойгу Энциклопедия – личная безопасность
Газета Пульс Ивантеевки - происшествия на дорогах
Ребята, соблюдайте правила дорожного движения!!!
1.Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2.Переходите улицу в местах, обозначенных специальной размёткой или информационно-указательными знаками Пешеходный переход, а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.
3.Переходя улицу, убедитесь в безопасности.
4.На улицах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора.
5.Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
6.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка переходите дорогу под прямым углом к проезжей части и там, где она хорошо просматривается по обе стороны.
7.Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходить запрещено! Обходить транспорт спереди или сзади опасно!
8.Не устраивайте игры вблизи дороги. Не катайтесь на коньках, лыжах и санках рядом с проезжей частью.
9.Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!
10.Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается ребятам старше 14 лет, которые изучили ПДД.
3.Диагностика воспитанности:
Сводная таблица результатов диагностики 8б класса
Направления исследования
Отношение к обществу
1.Патриотизм
Отношение к родной природе
0-1
1-7
2-12
3-10
Гордость за свою страну
0-0
1-16
2-14
3-0
Служение своими силами
0-1
1-25
2-4
3-
Забота о своей школе
0-0
1-13
2-7
3-10
Отношение к умственному труду
2.Любознательность
Познавательная активность
0-0
1-19
2-8
3-3
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
0-1
1-11
2-15
3-3
7. Саморазвитие
0-0
1-15
2-6
3-9
Организованность в учении
0-1
1-12
2-13
3-4
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
Инициативность и творчество в труде
0-1
1-18
2-9
3-2
Самостоятельность
0-0
1-7
2-12
3-11
Бережное отношение к результатам труда
0-1
1-4
2-20
3-5
Осознание значимости труда
0-0
1-9
2-19
3-2
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13.Уважительное отношение к старшим
0-1
1-2
2-22
3-5
Дружелюбное отношение к сверстникам
0-1
1-5
2-17
3-7
Милосердие
0-0
1-10
2-19
3-1
Честность в отношении с товарищами и взрослыми
0-0
1-7
2-19
3-14
Отношение к себе
5. Самодисциплина
Развитая добрая воля
0-0
1-8
2-21
3-1
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
0-0
1-11
2-13
3-6
Организованность и пунктуальность
0-0
1-14
2-12
3-4
Требовательность к себе
0-0
1-10
2-16
3-4
13. Литература
Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности учителя. – М., 2010.
Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д., 2006
Комаров К.Э. Трудные дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2009. – 224 с.
Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2011.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.
Билак Н.И. Спутник классного руководителя. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2011.
Интернет - ресурсы:
4