Конспект образовательной деятельности по обучению шахматам "Храбрый слон"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект образовательной деятельности по обучению шахматам "Храбрый слон"
Автор: Никитина Вера Александровна

МАДОУ Детский сад № 9 Радуга
Конспект НОД по обучению шахматам в старшей группе Храбрый слон
Подготовила
Воспитатель: Никитина Вера Александровна
Нефтеюганск, 2017
Программные задачи:
Цель:
Формировать представления о шахматной фигуре Слон, его начальном положении, ходах, взятии.
Образовательные задачи:
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Приобщать детей к самостоятельному решению логических задач.Овладение детьми действий использования графических моделей, вычерченных на числовой оси, для установления соотношения количеств, образующихся в результате измерения одной и той же полоски разными мерками.
Способствовать активизации мыслительной деятельности детей.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка.
Развивающие задачи:
Развивать все сферы мышления, память, внимание, воображение.
Развитие познавательной активности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал и оборудование:
Демонстрационный. Презентация Знакомимся со слоном, Взятие слоном. Герой – Шахматная клеточка на экране.
Раздаточный: шахматные доски, шахматные фигуры, фишки, карточки с заданиями, цветные и простые карандаши. Звёздочки жёлтого и красного цвета.
Текст загадки и физминутки.
Технологическая карта ОД
Структура занятия
Содержание структурных частей занятия
Предполагаемые ответы и действия детей
Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение на эмоциональный заряд Отвечаем телом.
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру Отвечаем телом: будем движениями показывать ваше решение.
-Любите ли вы кушать мороженое?
-Любите ли вы слушать сказки?
-Любите ли вы играть в шахматы?
Дети отвечают на вопросы различными движениями своего тела.
Введение в игровую ситуацию.
Актуализация знания. Д/и Перенеси картинку на новое место
Приход в гости Шахматной Клеточки
В: Наша знакомая Клеточка предлагает вам поиграть с ней в игру: Перенеси картинку на новое место.
В: Клеточка принесла для вас необыкновенные карточки с дорожками. Предлагает перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, нарисовать их, а затем раскрасить красным карандашом шахматные фигуры.
Дети работают по карточкам самостоятельно: переносят картинку в пустую клетку, раскрашивают красным карандашом шахматные фигуры.
Организационно – поисковый этап:
Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
В: Клеточка интересуется у вас, о какой шахматной фигуре идёт речь в загадке:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит
Хоботом не водит.
В: Клеточка приглашает вас в Шахматное королевство.
Волшебник заколдовал все черные фигуры и оставил такую записку: Фигурам запрещено двигаться. Расколдовать их можно, если белый слон побьет все черные фигуры, забирая каждым ходом по одной из них.
В: Ну, что? Поможем расколдовать фигуры?
Дети отгадывают загадку: шахматный слон.
Да!
Открытие нового знания.
Презентация Знакомство со слоном
В: Сейчас вы должны быть очень внимательны. Прежде, чем расколдовать фигуры, вы должны узнать все секреты такой шахматной фигуры как Слон.
Показ презентации: о начальном положении слона и его ходах, ценности.
Задают вопросы по ходу презентации.
Физминутка.
А сейчас мы с вами превратимся в слонов:Ну- ка, слоны, поиграем.Головой мы повращаемВправо – влево, а потом3- 4, приседаем,Наши ножки разомнём. 1,2,3 – на месте шаг.Мы размялись от души,За столы мы вновь спешим.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Закрепление полученных знаний.
Проработка ситуаций со слоном.
Д/У Слон ходит по диагоналям
В: Поставьте белого слона в начальное положение. На каком поле стоит белый слон?
Нарисовать возможные ходы слона.
В: Ребята, Клеточка очень рада, - вы помогли расколдовать фигуры.
Выполняют задание.
Дети проговаривают по очереди ход слона и выполняют его на шахматной доске.
Презентация Взятие слоном
Решение задачки Кратчайший путь.
Показ презентации. Решение задачки. Задание: Доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов. Уточнение: Проберитесь белым слоном до финиша (ракеты), не становясь на фишки (заминированные поля) и не перепрыгивая через них.
Дети решают её на шахматных досках, используя фишки и белого слона.
Рефлексивно – корригирующий этап:
Осмысление: анализ занятия.
В: Кому мы сегодня помогали? Смогли ли мы помочь и как? Как ходит слон? Может ли слон перепрыгивать через другие фигуры?
Ребята, если вам было легко выполнять задания и всё получилось, можете взять по жёлтой звёздочке, если было трудно и что-то не получилось, тогда можете взять красную звёздочку.
Клеточка благодарит нас и дарит просмотр серии мультфильма Веселые шахматы.
Разные ответы.
Выбирают звёздочки и оценивают свою деятельность.
Приложение