"Использование разных видов наблюдений в формировании экологической компетентности старших дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование разных видов наблюдений в формировании экологической компетентности старших дошкольников"
Автор: Синякова Анастасия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Добрыня»Методическая разработка«Использование разных видов наблюдений в формировании экологической компетентности старших дошкольников»Разработала : Синякова А. А. старший воспитательАбакан, 2016 – 2017 учебный годСодержание :Введение……………………………….………………………………………………3
  • Виды наблюдения………………………………………………..…………...….4
  • Требования к организации проведения наблюдения………………………….6
  • 2.1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»…..73. Примерный перспективный план……………………………………………...84. Заключение……………………………………………………………………..10Библиографический список…...…………………………………………………...11Приложение «Мастер-класс»……………………………………………………...12- 3 -ВведениеАктуальность : Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Наблюдение - целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является основным методом познания природы.Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Наблюдение всегда осуществляется с определённой познавательной целью.Цель : Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.Задачи :
  • Побуждать детей думать используя познавательный характер, вспоминать, искать ответы на конкретно поставленные вопросы.
  • Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  • В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  • Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
  • - 4 -
  • Виды наблюдения
  • Существуют различные виды наблюдений.1.По месту проведения: в групповой комнате;—  на участке;—  в лесу, в поле и т.д.2.  По количеству детей: индивидуальные (1—4 ребенка);—  групповые (5—10 детей);—  коллективные (вся группа).3.  По причине их проведения: случайные;—  запланированные;—  поставленные в ответ на вопрос ребенка.4.  По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю);—  систематические.5 По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут);длительные (свыше 15 минут).6 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные;—  многократные, или циклические.7 По месту в цикле: первичные;- 5 -—  повторные;—  заключительные и итоговые.8 По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);—  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);—  обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).9 По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);—  поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);—  решение экспериментальных задач.- 6 -
  • Требования к организации проведения наблюдения
  • Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений. 
  • Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  • Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  • В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  • Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
  • Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  • Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  • В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
  • - 7 -2.1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цель: Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомить детей с понятием «лекарственное растение». Развивать слуховое восприятие. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме. Способствовать развитию бережного отношения к живой природе, умение эмоционально откликаться на красоту природы- 8 -
  • Примерный перспективный план
  • - 10 -
  • Заключение
  • Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.- 11 -Библиографический список :1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.11. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.14. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М, 2005. – 427 с.- 12 -ПриложениеМастер-классХодУрок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой – со странного ответа.Он долго зреет в тайне где-то…Когдасомнений нет уж более-Он вырывается на волю,Нам отдает себя на милость:Смотрите! Что-то получилось.Уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.Здравствуйте, мои друзья!Встречи с вами рада я!Я мастер-класс сегодня покажуМного интересного, поверьте, расскажу.А чтоб мастер –класс был веселейНа приветствие приглашаю гостей.Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста. Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, почувствуйте тепло и поддержку товарищей, изобразите «волну». Вот мы и передали тепло своей души каждому из вас.Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)Как ты тут? (положили руку на плечо)Где ты был? (спросить рукой)Я скучал! (приложить руку к своему сердцу)Ты пришел? (руки в стороны)- 13 -Хорошо! (обнялись)Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс. С помощью телесного контакта (прикосновения) помочь обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру.Наблюдения за одуванчиками Наблюдение проводится на полянке, не далеко от детского сада. Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем любоваться полянкой, на которой растут очень красивые цветы. - Какие? Вот послушайте стихотворение: Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастёт - нарядится В беленькое платьице: Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное. Художественное слово – важнейшее средство воспитания чувств ребенка, формирует способность к восприятию и осознанию услышанного. - Сказали одуванчик, а говорят то про желтый то про белый. Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим… А как мы можем попасть на полянку? -Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас. Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков. Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их. -Ребята, скажите, пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки) -Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке- это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик. - 14 - Такое задание развивает внимание, тренирует сосредоточенность и наблюдательность. -Скажите, на что похож цветок? (Солнышко)Уронило солнце лучик золотой, Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет. От большого солнца, маленький портрет. -Вот, ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит свои яркие, желтые лучики на него. -Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику и понюхаемАромотерапию используем как способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы детей. Она позволяет снять стресс и предать повседневной жизни красоту ароматов. Подходят и рассматривают его. -А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … (Их распространяет ветер… .) Воспитатель слушает ответы детей и дополняет.Игра – инсценировкаДавайте представим, что я взрослый одуванчик, а вы мои семена. Качала я вас на лугу в колыбельке. Но время пришло, вам пора улетать. Пора вам взрослыми одуванчиками стать. И вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули. Пригрело солнышко, пошел теплый дождик, и из семян стали прорастать красивые, веселые одуванчики. Тянутся к солнышку.Понравилось вам быть одуванчиками?Игра – инсценировка вызывает эмоциональную отзывчивость. Инсценированные фантазии способствуют сплочению, дружбе детей, ребята приобретают разнообразные знания и умения. А это очень важный момент в работе каждого из педагогов. -Одуванчики неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко - 15 -прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик- удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.Рассказ воспитателя позволяет в доступной форме излагать учебный материал, учит слушать. Дыхательная гимнастика.В яркий солнечный денекЗолотой расцвел цветок.Дует легкий ветерок –Закачался наш цветок.Сильный ветер дует –Лепестки волнует.Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). -Ребята, скажите пожалуйста, кто из обитателей леса часто приходит в гости к одуванчику?. (Бабочки, жуки, пчёлы… .) - Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром. -Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь. -А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .) Воспитатель слушает ответы детей и дополняет.- 16 --Одуванчик - лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник. -Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся: -Сейчас сорвём три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и для самого себя.Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; должны быть разными, побуждающие к мыслительной деятельности, к формулировке выводов. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте представим, что мы красивые одуванчики.Психогимнастика.Наши желтые цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышит.Наши желтые цветкиЗакрывают лепестки.Головой качают,Тихо засыпают.Психогимнастика – направлена на исследование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения, общение без слов. - 17 -Когда мы придем в группу, я предлагаю нарисовать портреты одуванчиков, чтобы и у нас в группе было тепло и солнечно, как на этом лугу. Мальчики нарисуют мальчиков-одуванчиков, а девочки нарисуют девочек-одуванчиков.Рефлексия.Уважаемые коллеги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций смайлик, соответствующий вашему состоянию, вложите в конверт и оставьте свои комментарии.Итог обыденной работы –Восторг волшебного полета!Все это – дивное явленье-Урок, рожденный вдохновеньем…Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа.