«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Автор: Мингазова Тамара Федоровна


ОПЫТ РАБОТЫ
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
практической деятельности воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 1 “Родничок” г. Охи
Воспитатель
Мингазова Т.Ф
г. Оха 2016 г.
Безопасности фомула есть:
Надо видеть, предвидеть, учить.
Но возможно — всё избежать,
А где надо — на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
1.Обоснование актуальности опыта.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Цель экологического образования:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Задачи экологического образования:
1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;
2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
3. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
2. Обоснование темы.
Выбранная мною тема Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения важна по целому ряду причин:
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
3. Сущность опыта.
В своей деятельности я опиралась на нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон - ФЗ О безопасности дорожного движения и ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, где выделена образовательная область Безопасность, одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
проектный метод обучения
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
личностно-ориентированная технология
технология игрового обучения
метод наблюдения и беседы
Методы активизации родителей:
обсуждение просмотренных видеосюжетов
ролевое проигрывание ситуаций
тренинговые игровые упражнения и задания
анализ родителями и педагогами поведения ребенка
обращение к опыту родителей
использование информационно-коммуникативных технологий
Работа проводилась в течение трех лет.
Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, и картой-схемой нашего микрорайона, по которой дети прослеживали маршрут перед экскурсией; подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, морфологическая дорожка, с использованием мнемотаблиц, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра Школа юных пешеходов, собрана библиотека детской художественной литературы Школа светофорных наук, видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД Путешествие в страну дорожных знаков, провела ряд занятий (Знакомство с дорожными знаками, Путешествие по родному городу и др.) и экскурсий к проезжей части. Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску Дорожные знаки и фотоальбом Как мы изучали дорожные знаки.
В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении основных знаков большую помощь оказали игры Дорожные знаки, Играй да смекай!, Подумай – отгадай, Веселый жезл, К своим знакам, дорожная мозаика и др.
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, была создана картотека игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи
- словесные игры Подбери признак, Подбери действие, Скажи слово с нужным звуком, Придумай предложение, Составь загадку о транспорте, Хорошо – плохо, Образовать прилагательное от существительного, Я знаю пять…, Сочиняем сказку, Дорожные слова и др.
- сюжетно-дидактические игры Бензозаправочная станция, Машины на нашей улице, Нам на улице не страшно
- сюжетно-ролевые игры: Шоферы, Пешеходы, Пассажиры, Службы спасения, Автозаправочная станция;
- игры на подиуме: Перекресток, Наша улица;
-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, Транспорт наземный, воздушный, водный, Дорожные знаки, дорожная мозаика Собери знак из пазлов и др.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
- родительское собрание Безопасная дорога;
- консультация Рекомендации по обучению детей ПДД, Правила поведения в общественном транспорте, Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу;
- незабываемым оказался семейный конкурс Вкусная безопасность, на котором дети с родителями должны были не только представить какое-то блюдо, связанное с ПДД, но и подобрать стихотворение, отражающее название блюда;
- обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии:
- книжки-раскладушки с советами, рекомендациями Выучите с детьми правила дорожного движения, Правила дорожного движения для дошкольников;
-плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;
- листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения Водитель, будь внимателен!, которые были розданы родителям – водителям;
- буклеты-памятки, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;
Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства при перевозке детей в автомобиле.
Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты. Выпуск стенгазеты Берите с них пример повысил активность родителей в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в создании безопасных условий при перевозке детей.
4. Новизна.
Заключается в оптимизации учебного процесса, в нахождении и использовании в работе уже известных и новых идей, технологий передового опыта.
5. Ведущие идеи педагогического опыта.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей Три сигнала светофора. В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по дошкольному воспитанию, а так же родителям.
Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу Светофор. Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки.
Рекомендована эта программа педагогам дошкольных учреждений.
Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время.
Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.
6. Возможность и условия усвоения детьми данной темы.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
•Ребенок – пешеход;
•Ребенок – пассажир городского транспорта;
•Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
•организованные формы обучения на занятиях,
•совместную деятельность взрослого и ребенка,
•самостоятельную деятельность ребенка,
•воспитание навыков поведения,
•ознакомление с окружающим,
•развитие речи,
•художественную литературу,
•конструирование,
•изобразительное искусство,
•игру.
7. Результативность.
Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года и в конце учебного года показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:
Таблица Общий уровень усвоения программного материала по обучению дошкольников правилам ПДД
Знают основные дорожные знаки и термины по ПДД
Практическая деятельность
Знание правил дорожного движения
Средний показатель усвоения программного материала
2015 -2016
70%-80%
65%-75%
73%-84%
69%-80%
2016 -
2017
85%-90%
78%-85%
86%-91%
83%-89%
Подводя итог работы за 2 года, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – Пешеходный переход, Подземный пешеходный переход, Место остановки автобуса и (или) троллейбуса; предупреждающие знаки – Дети; запрещающие знаки – Движение пешеходов запрещено, Движение на велосипедах запрещено; предписывающие знаки – Пешеходная дорожка, Велосипедная дорожка; знаки приоритета – Главная дорога, Уступи дорогу; знаки сервиса – Больница, Телефон, Пункт питания.
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей,
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.