"Государственные символы России, Самарской области, Ставропольского района, с. Жигули"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Государственные символы России, Самарской области, Ставропольского района, с. Жигули"
Автор: Захарова Лилия Васильевна
СОДЕРЖАНИЕПАСПОРТ ПРОГРАММЫРАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»М.Л. Шолохов.Актуальность:В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.Говорить о патриотическом воспитании как о процессе педагогическом, осуществляемом в условиях общеобразовательных учреждений, - значит видеть лишь одну его сторону – профессиональную. Осознание общественной природы патриотического воспитания позволяет разобраться в тех противоречиях, которые ныне существуют в нашем Отечестве, а именно, между государственным и народным, общественным и личным, целенаправленным и стихийным. Все эти противоречия заставляют всех нас ныне искать правильное решение в вопросе воспитания гражданина и патриота. Воспитание такого человека, который бы находил правильный выход между решением своих узколичных интересов и интересами Отечества. Такого человека прогнозировал К.Г. Паустовский, который говорил, что без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Выработка такого характера на наш взгляд необходимо начинать с привития уважения к государственным символам.Символы в силу их свойства несли социально-значимое содержание, всегда использовались обществом в целях идентификации социального статуса объектов, коммуникации, организации совместных действий, а также эмоционального воздействия на их участников. Именно последнее, эмоциональное воздействие, играет наибольшее влияние в воспитании патриотических чувств. Эмоционально-волевая сфера личности человека это та дверь, которая позволяет мотивировать ребенка на взращивание всех добрых качеств, без которых невозможно представить истинного гражданина Отечества. Возникает естественным образом потребность любить историю своей Родины, стремиться трудиться во имя ее дальнейшего процветания.Таким образом, система символов, идентифицирующая Россию как целостность, как общность людей, имела, и будет иметь в будущем непреходящее значение для воспитания патриотического сознания граждан, их верности Отечеству, а также готовности к выполнению конституционных обязанностей.В рамках исследования потребности формирования у дошкольников патриотизма и гражданственности было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса взрослых респондентов показали: 100% родителей считают, что детей необходимо приобщать к государственной символике родного края, области, государства.Обозначая необходимость привития у детей уважения к государственным символам, родители выделяют важность и значимость специальной работы в детском саду по данной проблеме.В ходе проведенной диагностики был выявлен актуальный уровень знаний детей по данной теме:Научная новизна программы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.Личностные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования должны отражать: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Возникла необходимость в правильной организации учебного процесса, где интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Программа нравственно-патриотической направленности «Государственные символы» является дополнительной образовательной программой, реализуется через интеграцию образовательных областей социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Структура программы такова, что позволяет наполнять её новым содержанием, что позволяет использовать её для знакомства детей, проживающих в других городах, с символикой своей малой родины. Участники реализации программы – дети старшего дошкольного возраста; семьи детей, посещающих образовательное учреждение; педагогический коллектив образовательного учреждения.Цель программы: Воспитание начал гражданственности на основе формирования у детей дошкольного возраста представлений о символике России, Самарской области, Ставропольского района, села.Задачи программы: 1. Развитие познавательного интереса к истории государства, области, района, села ее символам.2. Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ по ознакомлению с государственными символами России, области, района, села.3. Создание комплекса учебно-методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию детей.4. Обеспечение консультативной помощи родителям в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников.РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫИдеи создания программы для дошкольников по ознакомлению с государственными символами России вытекают из следующих положений: - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493;- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;Программа нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с государственными символами России области, района, села для достижения поставленной цели требует соблюдения следующих принципов:принцип интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;принцип историзма – сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего;принцип наглядности – широкое представление наглядности, соответствующей изучаемому материалу: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников и т.д.;принцип деятельности – включение ребёнка в разнообразные виды детской деятельности с целью стимулирования познавательного интереса;принцип доступности – соотнесение содержания, характера объёма учебного материала уровню развития, подготовленности детей;принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека, партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;принцип непрерывности – формирование у дошкольников устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;принцип последовательности – предполагает планирование познавательного изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей; этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.Принципы построения содержания изучаемого дошкольниками материала:Многоуровневость развивающего процесса обучения, планирования занятий.Преемственность обучения дошкольников.Ориентация на повседневную творческую работу воспитателя, постоянное совершенствование и самосовершенствование.Целостность структуры и состава учебного плана и программы.Основные требования к построению содержания ознакомления воспитанников с государственными символами России, области, края, села:Содержание отбирается и строится в логической последовательности повышения уровня сложности изучаемых терминов, понятий, необходимых для усвоения детьми и развития психофизиологических свойств личности; имеет определенную завершенность.Структура содержания, логика его изложения определяет формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения, исходя из уровня подготовленности воспитанников.Логика изложения содержания обеспечивает формирование и развитие нравственно-патриотических чувств, познавательного интереса к истории страны.Состав и структура содержания обеспечивает формирование условий для непрерывного дальнейшего развития ребенка в процессе дальнейшего ознакомления с государственными символами и историей России, области, района в целом.Состав содержания интегрирует в себя разнообразный материал (художественный, музыкальный, исторический, игровой и т.п.), что позволяет представлять информацию на доступном старшим дошкольникам уровне и стимулировать их познавательный интерес.Сроки реализации:3 годаОсобенности реализации программы:Реализация осуществляется в совместной деятельности педагога и воспитанников в ходе режимных моментов.Использование творческих форм и методов обучения.Активное взаимодействие с родителями воспитанников – участников программы.Ожидаемые результаты:Сформированность начальных знаний и представлений детей 6-7 лет о государственных символах России, области, района, села.Развитие гражданско-патриотических чувств и уважения к историческому прошлому своей страны, области, района, села.Повышение компетентности родителей в сфере нравственно-патриотического воспитания детей.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕМАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ РОССИИФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙРАБОТА С ДЕТЬМИУ детей 6-7 лет складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.У ребенка возросла познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое.Педагогическая работа с государственной символикой по программе основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей.В полной мере, понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника.Поэтому при подборе методов и приемов воспитания по программе учитывались все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств.При этом необходимо отметить, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа дает больший эффект, если опирается на организацию доступной возрасту детей деятельности.При организации воспитания патриотизма на основе государственных символов необходимо использовать все органы чувств воспитанников и прежде всего включая зрительные анализаторы. Для этого на видном месте иметь специальные стенды с изображением всех символом страны и области. У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно с приобщения детей к чтению литературы по символам Отечества как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина. Для этого каждый шаг в гражданском становлении детей отмечен встречей с государственными символами нашей Родины. Ребенку необходимо продемонстрировать эти символы, которые обозначены на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Организовать коллективные прослушивания гимна Российской Федерации. Проводить беседы о гимне как одном из важнейших государственных символах России, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.Начиная воспитания патриотических чувств через геральдические символы с раннего детского возраста, неминуемо развивает уважение к своему государству. В этом возрасте ребенок эмоционально отзывчив, у него закладываются многие нравственные качества, позволяющие душе звучать в такт с совестью. К государственным символам России относят герб, флаг и гимн. Наш город и округ также имеют свои символы. Воспитание любви к большому Отечеству, каковым является Российская Федерация, необходимо начинать с привития любви к малому Отечеству, каковым является Самарская область, село Жигули. Связывая эти символы воедино, педагог делает более отчетливым их восприятие у детей. Ребенок начинает ощущать духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.Реализация программы предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.Для ознакомления детей с государственными символами России в программе разработан цикл занятий. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-путешествия, игры-инсценировки, театрализованные игры, развлечения. Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию музыкальных произведений.Все занятия программы условно можно разделить на основные и вспомогательные. Основных занятий четыре – знакомство с государственными символами РФ (герб, флаг и гимн) и гербом Москвы. На вспомогательных занятиях дети готовятся к ознакомлению с тем или иным государственным символом или закрепляются полученные ранее знания. Ознакомление детей с государственными символами России по программе начинается с знакомства с Государственным флагом России, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д. Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение.Далее дети знакомятся с Государственным гимном России, который имеет две составляющие – текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом находят отражение трех цветов флага в словах гимна. Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, такая последовательность позволяет повторить пройденный материал.Затем проводится занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение (белый конь, синий плащ всадника). С символическим значением красного, белого и синего цвета дети уже знакомы, а черный, как правило, не вызывает затруднений.Только после этого проводится занятие-исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Воспитатель предлагает рассмотреть крылья птицы, порассуждать о том, на что они похожи, что символизируют. Информация о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе сообщается в ознакомительном порядке.Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному – и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРАБОТА С ПЕДАГОГАМИРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИВоспитание патриотических чувств у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей силами дошкольного учреждения, сколько участие семьи в разработке содержания, форм и методов патриотического воспитания старших дошкольников.Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия – открытость педагогического процесса.В программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с государственными символами России используются следующие формы и методы включения семьи в совместную работу:систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед;проведение совместной деловой встречи (в форме конкурса-викторины, в которой принимают участие дети и их родители);привлечение родителей к сбору познавательного материала соответствующей тематики для пополнения экспозиции детского сада,посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города и государства.Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания через ознакомление с государственными символами России, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтеграция основной дошкольной образовательной программы и программ дополнительного образования дошкольников на современном этапе становится необходимой, так как в нынешних условиях невозможно эффективно и комплексно решать образовательные и развивающие задачи. При этом создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Детский сад приобретает импульс для развития и саморазвития. Выбор направления программы дополнительного образования обусловлен социальным запросом, приоритетными направлениями ДОУ, его концептуальными установками, развитием общей культуры личности ребенка, его способностей, реализацией потребностей.В образовательной Программе ДОУ в разделе «Целевые ориентиры» сказано, что воспитанник должен знать о государстве и принадлежности к нему, о мире, об обществе и его культурных ценностях.ЛИТЕРАТУРАБаранникова, О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России [Текст] / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. – С. 54 – 58.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст]: Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.Ерохина, Е.Л. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн: Альбом для занятий с детьми 5 – 7 лет / Е.Л. Ерохина, Т.А. Круглова. – М.: Ювента, 2002. – 16 с.Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.–сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.Ривина, Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами [Текст] / Е.К. Ривина. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.Романовский В.К. Символы российской государственности [Текст]: Пособие для учителя / В.К. Романовский. – М.: Русское слово, 2002. – 96 с. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.