Урок чтения и развития речи 5 класс Сергей Иванов "Военный Дед Мороз"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок чтения и развития речи 5 класс Сергей Иванов "Военный Дед Мороз"
Автор: Кривуля Ирина Николаевна

Урок чтения и развития речи 5 класс Сергей Иванов "Военный Дед Мороз".Цель: учить учащихся беглому и осмысленному чтению, близкому к тексту пересказу; развивать связную речь, память, мышление; пополнять словарный запас детей, воспитывать патриотизм, любовь к Родине.Оборудование: учебники, словарики, тетради, макет часов, гильза противотанковая, новогодний подарок, плакат. Ход урока:I.Организационный момент. Психологический настрой. Ребята, у нас на уроке сегодня гости, и я хочу, чтобы вы все работали активно и показали всё, что вы знаете и умеете. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, ручка, тетрадь, словарик, макет часов. Сели правильно, приготовились слушать. II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы продолжим работать по рассказу Сергея Иванова "Военный Дед Мороз". Откройте тетради, запишите дату, тему урока. На уроке мы будем читать, пересказывать, делить рассказ на части, озаглавливать эти части, отвечать на вопросы. Будем говорить о боевом прошлом нашей Родины. Это у нас итоговый урок по военной тематике. Тема войны всегда остается наиболее важной в творчестве писателей. Чувство долга, любовь к Родине, стойкость и мужество наших русских солдат помогли победить в этой неравной борьбе. В этом году наша страна, наш народ 9 мая будет отмечать 55 годовщину победы над фашистской Германией. Наша школа и мы с вами, ребята, тоже готовимся к проведению праздника, встречи с ветеранами ВОВ, показываем им концерты, оказываем им посильную помощь. Мы должны свято чтить память погибших во время войны людей и, конечно же, оказывать почести ветеранам войны. Не забывайте о том, что они сделали для нас. III. Проверка домашнего задания.1. Чтение цепочкой детьми всего рассказа. Постарайтесь передать все чувства и переживания того военного времени.2.Работа над вопросами.-О каком времени вспоминал седой мужчина? (Седой мужчина вспоминал о времени Великой Отечественной войны, о 1943 годе.)- Сколько ему было лет в то время? (Ему было лет 5-6.)- Где прятались мальчик и бабушка во время боя? (Володя с бабушкой во время боя прятались в подвале дома.)- Почему снаряды наших бойцов не попадали в дом? Какими словами из текста вы подтвердите это? ( Так просто было сперва двумя снарядами расколотить дом, а потом уж снести башку и этому ловкачу. Но фашиста подловили как раз в тот момент, когда он выскочил из-за угла ).- Какие слова и выражения вам помогают представить мальчика и его бабушку, сидящих у печки? (Представить мальчика и бабушку, сидящих у печки, нам помогают такие выражения и слова: закутанные в платки, обутые в валенки, согнувшиеся, тянут руки к огню, впотьмах.)- Зачем пришел солдат в дом к Володе? (Солдат пришел позвать всех в школу.)- Во что был одет солдат? (Солдат был одет в полушубок.)-Что такое полушубок? (Полушубок - это короткая, до колен овчинная шуба.)- Покажите какой длины полушубок?- Что ожидало Володю в школе? (Володю в школе ожидала ёлка.)- Кто устроил ёлку для детей? Как выглядел Дед Мороз? Найдите и прочитайте его описание. (...И тут откуда-то явился человек в белом маскировочном халате, с настоящей бородой, в танковом шлеме, на который сверху был одет медицинский колпак.)- А где сейчас мы видим людей в маскировочных халатах? Зачем одевают маскировочные халаты? (Людей в маскировочных халатах мы видим по телевизору, когда показывают передачи о событиях в Чечне). (Чтобы солдаты были не заметны на снегу.)- Ребята, скажите, как выглядел Дед Мороз на нашей ёлке? (Дед Мороз на нашей ёлке был одет в красный атласный халат, обшитый белым мехом в такую же шапочку, у него была шелковая белая борода.)- Почему на ёлке не было снегурочки? (Снегурочка была в медсанбате, она лечила раненых.)- Что такое медсанбат? (Медсанбат - это медицинский санитарный батальон.)- Как вы думаете, отчего плакали мамы и бабушки на празднике? ( Я думаю, они плакали от радости, так как вернулись советские солдаты. Я думаю, что мамы и бабушки плакали, вспоминая старших детей, которых угнали в Германию. А я думаю, бабушки и мамы плакали от радости, потому что их дети получили еду.)- Почему дети не ели, берегли еду? (Дети не ели, потому что боялись все сразу съесть, хотели оставить своим мамам и бабушкам.)- Почему запомнился на всю жизнь новогодний праздник человеку, рассказавшему эту историю?- Я думаю, потому что это был необычный Новый год, а в военное время.- Я думаю, он запомнился из-за того, что было голодное время, а их накормили от всей души солдаты. - Я думаю, потому что в детстве всегда в памяти остается только хорошее.3. Словарная работа.-Ребята, скажите, какие новые слова вы встретили в этом тексте, назовите их. (В этом тексте нам встретились такие новые слова: купе, гильза, атака, впотьмах.)Давайте прочитаем эти слова хором, поставим ударение и запомним их. хорошо! - Как вы понимаете выражение: "ушёл в свой рассказ"? (Ушёл в свой рассказ - начал вспоминать.)- Трескучий мороз, как сказать по-другому? (Трескучий мороз - очень сильный мороз.)- Как можете объяснить слово "впотьмах"? (Впотьмах - это значит в темноте, в потемках.)- Скажите по-другому "кромешная тьма". (Кромешная тьма - беспросветная темнота, сплошная тьма.)- А вот, что означает «угнали в Германию», нам прочитает свое сообщение Лиля Маркарян. (Старших детей угоняли в Германию в концлагеря, заставляли их работать, кормили их впроголодь, издевались над ними, испытывали на пленных людях и детях новые средства оружия. Не все выдерживали такую ужасную жизнь, многие умирали, их сжигали в печах-крематориях. Те, кто вернулись живыми оттуда, рассказали обо всех зверствах фашистов в концлагерях.)4. Беседа учителя о концлагере Бухенвальде, показ плаката с узниками концлагерей. Посмотрите, каким изможденными становились люди в этих лагерях смерти. Они больше похожи на скелеты, чем на живых людей. Одним из самых страшных лагерей смерти был концлагерь в немецком городе Бухенвальде. Когда советские воины освободили этот город, ворвались в концлагерь Бухенвальд, то они увидели огромные кучи детской обуви, одежды, волосы и кожу людей. Многих людей и детей сожгли в печах-крематориях, лишь немногие узники выжили, вернулись на Родину и рассказали о злодеяниях фашистов. Об этом ужасном лагере смерти написана песня "Бухенвальдский набат". Эту песню вы учили на уроке музыки с Владимиром Алексеевичем и сейчас спойте один куплет.5. Песня "Бухенвальдский набат", (поют стоя.)-Спасибо, Владимир Алексеевич, спасибо, ребята. Я думаю, что вы никогда не забудете о зверствах фашистов, не забудете погибших и сожженных, будете бдительными и сохраните мир на земле.6.Итог домашнего задания. Оценки.IV. Новый материал. Слово учителя.- Ребята, сейчас мы перейдем к более углубленной работе над рассказом Сергея Иванова "Военный Дед Мороз". Этот рассказ показывает нам доброту, душевность, щедрость русских солдат, которые не ожесточились, не очерствели душой. После боя они устраивают новогодний праздник для мирного населения. Всем своим добрым сердцем они желают хоть как-то скрасить убогую военную жизнь, зажечь в сердцах детей радость, надежду на скорую победу, на лучшую жизнь. Просмотрите, ребята, рассказ, вспомните содержание рассказа для того, чтобы вы могли разделить рассказ на части и озаглавить. 1.Чтение, деление текста на части, оглавление. 2. Записать план в тетрадь:1)Разговор в купе.2)Бой.3)Приглашение солдата.4)Военная елка.3.Пересказ каждой части.4.Чтение по ролям разговора солдата с бабкой.5.Работа с макетом часов.- Во сколько часов солдат пригласил бабку и Володю на елку? (Солдат пригласил на елку в 13 часов).- Поставьте на часах 13 часов. (Хорошо!)- А сколько было времени когда солдат пришел в дом к бабушке и Володе? (Было 12 часов 20 минут).- Покажите на часах 12 часов 20 минут.- Сейчас который час? Покажите на своих часах.6. Работа по содержанию.- Ребята, скажите, почему рассказ называется "Военный Дед Мороз"? (Рассказ так назван, потому что это было в военное время, и сам Дед Мороз был военным.)- В каком году это было? (Это было в 1943 году.)- Когда началась война? (Война началась 22 июля 1941 года.)- Сколько времени она уже длилась? (Война длилась почти 2 года.)- Запишите в тетрадях все годы войны (1941,1942,1943,1944,1945)- Подчеркните тот год, о котором говорится в рассказе. Какой год вы подчеркнули? (1943 год)- Кто напал на Советский Союз? (На Советский Союз напала фашистская Германия.)- Когда закончилась война? (Война закончилась в 1945 году 9 мая).- Посчитайте и скажите, сколько лет прошло со дня победы над Германией?- Сережа считает и объясняет у доски, а вы, ребята в тетрадях. (Прошло 70 лет со дня победы.)7. Устный рассказ о своей ёлке, о подарках.- А какая самая яркая, красивая игрушка была на елке? (Красная звезда.)8. Рисунок воображения о Новом годе в войну. (А на военной ёлке были игрушки?) Нет.9. Найдите и прочитайте в тексте выдержки о елке в военное время.10. Найдите и прочитайте, какие подарки получили дети. (А теперь сравните подарки, которые получили вы на Новый год и дети на военной елке. Вы сами съели свои подарки? А почему же дети не притронулись к сахару? Разве им не хотелось сладкого? Хотелось, ещё как хотелось, но они знали, что нужно экономить, думать о завтрашнем дне. Во время войны заводы и фабрики не работали, работало только военное производство, и вот поэтому детей угощали американской колбасой, так как Америка и Англия были нашими союзниками во время войны против фашистов).- Чем отличается праздник в нашей школе от праздника в военное время?(На нашем празднике все смеялись, веселились, пели, плясали. А в военное время дети были растерянные, напуганные войной)- Какие чувства вызывает ёлка в военное время? (Ёлка в военное время вызывает жалость, грусть, слезы сочувствия детям.)11. Слово учителя: - Да, ребята, этот рассказ вызывает у нас слезы сочувствия детям военной поры. И мы с вами обязаны помнить о людях, которые погибли, чтобы вы сейчас жили счастливо.V.Итог урока. Выставление оценок.- Какой рассказ мы сегодня прочитали? (Мы читали рассказ С. Иванова "Военный Дед Мороз".)- Что мы делали на уроке? (На уроке мы читали, делили рассказ на части, озаглавливали части, читали по ролям, отвечали на вопросы.)- Какого числа мы будем праздновать День победы? (9 мая мы будем праздновать День победы.)- Какую годовщину победы мы будем отмечать? (Мы будем отмечать 70 годовщину победы.)VI. Задание на дом: 1,2 группе учащихся - сжатый пересказ рассказа С. Иванова "Военный Дед Мороз" по плану, придумать картинки к каждой части; 3 группе учащихся - читать рассказ, нарисовать картинки к любой из частей рассказа.