"Знакомимся с изобразительным искусством"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знакомимся с изобразительным искусством"
Автор: Салтыкова Ирина Александровна
МДОУ детский сад
п. Судоверфь Солнышко
Рыбинского района
ПРОГРАММА СТУДИИ
(старший дошкольный возраст) Знакомимся с изобразительным искусством
Воспитатель: Салтыкова И.А.
Каждый ребёнок — художник.
Вопрос в том, как остаться им,
когда вырастешь.
Пабло Пикассо.
Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается, - так говорили древние греки.
Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Произведения художников учат ребятфантазировать. Дети начинают видеть и слышать в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности детей. Совершенствовать связную речь детей помогает система ТРИЗ, в частности, прием мнемотехники.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.
Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилья. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусствомна протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа- содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.
Вторая группа- изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа- эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что В ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?
Четвертая группа- воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Приобщая; детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности, обогащать словарь воспитанников, совершенствовать связную монологическую речь при составлении описательных рассказов по картинам.
Структура искусствоведческого рассказа:
сообщение названия картины и фамилию художника;
о чем написана картина;
что самое главное в картине (выделить композиционный Центр);
как оно изображено (цвет, построение, расположение);
что изображено вокруг главного в произведении и как с ни соединены детали (углубление в содержании картины);
что красивого показал своим произведением художник;
о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Затем детям задаютвопросыс целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а так же активизация творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы подробные и конкретные.
Структура рассказа - образца:
кто написал картину и как она называется;
о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение;
что особенного понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
Жанры живописи отличаются друг от друга содержанием и своеобразным использованием средств выразительности. В работе с детьми дошкольного возраста в детском саду используются такие жанры искусства как пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись.
Цель: продолжать знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства, способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, знакомить с творчеством известных художников. Совершенствовать связную монологическую речь детей при составлении описательных рассказов по картинам, используя метод мнемотехники, активизировать словарь детей. Продолжать совершенствовать навыки во всех видах изобразительной деятельности, учить договаривать друг с другом при выполнении коллективных заданий. Воспитывать чувство любви к родной природе, родному краю.
Срок реализации: сентябрь – май.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Занятия проводятся в помещении группы в вечернее время два раза в месяц со всеми детьми. Один раз в месяц проводится дополнительное занятие с подгруппой детей.
Интеграция: музыкальное сопровождение, художественная литература, познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, все виды заданий по изодеятельности
Перспективное планирование ознакомление детей старшего дошкольного возраста с искусством живописи.
Сентябрь
Знакомство с живописью, как с видом искусства. Виды живописного искусства для детей дошкольного возраста.
Знакомство с летними пейзажными картинами.
Октябрь
Ноябрь
Знакомство с осенними пейзажами. Пейзажи, изображающие разное время суток.
Изображение морского пейзажа (марина) в различных частях света. Знакомство с творчеством И. К. Айвазовского
Декабрь
Январь
Знакомство с зимними пейзажами.
Закрепление знаний о натюрморте, знакомство с натюрмортами.
Февраль
Март
Знакомство с портретной живописью. Серов Девочка с персиками, И.И.Крамского Неизвестная.
Что такое автопортрет? Портреты художников и поэтов.
Апрель
Май
Сюжетная живопись (сказочный сюжет) Васнецов Иван Царевич на сером волке, Алёнушка, Спящая царевна.
Репин Садко в подводном царстве, М.Врубель Царевна Лебедь.
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми
Специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций произведений искусства, художественное творчество, составление рассказов по картинам, используя мнемотехнику, слушание музыкальных произведений.
С воспитателем
Организация развивающей среды, подбор художественной литературы, дидактических игр, репродукций картин, музыкального сопровождения, методического материала, подбор материала для детского творчества.
С музыкальным руководителем
Интегрированные занятия, подбор фонограмм музыкальных произведений, подбор портретов музыкантов, знакомство с музыкальными инструментами.
С родителями
Беседы и консультации о важности данной темы, открытое занятие с детьми, оформление папок-передвижек, выставки детского творчества, фотовыставки, выставки совместного творчества детей и родителей.
1.Натюрморт- жанр изобразительного искусства. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи, отражающий предметы быта, цветы в букете, посуду, орудия труда, - всё, что создано человеком и природой. Натюрморт в переводе с французского – мёртвая природа, но это совсем не так. Ведь и фрукты, и цветы кажутся живыми, сочными и ароматными. Натюрморты помогают нам увидеть бесконечное разнообразие и богатство окружающего нас мира.
Формы работы
Содержание работы
Знакомство с искусством
Наблюдения.
Экспериментальная деятельность
Знакомство с художественной литературой.
Игровая деятельность.
Коммуникативная деятельность
Детское художественное творчество
Музыка.
Знакомство с картинами:Букет цветов, бабочка и птичка Ф. П. Толстого, Л. И. Волошинов Лук, Т.Ульянов Натюрморт с книгами, И.Т.Хруцкий Натюрморт (с грибами) Ян Давиде де Хем Плоды, Абрхам Миньон Цветы в вазе
Наблюдения за сочетаемостью объектов в окружающем мире: по цвету, форме, принадлежности к определённой группе предметов. Наблюдения за овощами, фруктами, комнатными растениями и цветами в цветнике. Обратить внимание на сочетаемость предметов посуды, украшений.
Эксперимент Чем похожи овощи и фрукты, Комнатные растения и солнечный свет. Вредно или полезно?
Как вырастает цветок,А.Онегов Откуда прилетела бабочка Ю. Тувим Овощи, К. Чуковский Федорино горе , Луговые цветы, Грибники, Цветники, Овощи- Алябьева Е.А, Г
Творческая игра Пригласим друзей в гости - сервировка посуды, расставим игрушки для игры Магазин, Мы идём в парикмахерскую, Чудесный мешочек - использовать овощи, фрукты геометрические формы. Дидактические игры: Что лишнее? Узнай на вкус? Узнай по запаху.
Дидактические игры по различению художественных особенностей различных натюрмортов: где использовались металлические предметы (стеклянные, керамические), какая цветовая гамма преобладает, где предметы расположены далеко друг от друга или близко.
Дидактическая игра Кто знает 5 названий цветов (животных, птиц, посуды, деревьев)
Учить составлять описательный рассказ по картинам художников, используя метод мнемотехники. Продолжать совершенствовать связную речь детей при составлении творческих и описательных рассказов, используя свои работы.
Рисование Скатерть- самобранка. Цель: продолжать учиться рисовать различными изобразительными материалами, выбранными пожеланию детей.
Лепка Школьные принадлежности – витрина магазина.Цель: продолжать учить составлять натюрморт из отдельных предметов, выполненных самостоятельно.
Аппликация Натюрморт из фруктов. (Коллективная работа). Цель: закреплять представление о натюрморте, о составлении композиции, колорите. Воспитывать умение договариваться, выполняя коллективную работу.
Слушание: Ф. Куперен Бабочки, П.Чайковский Вальс цветов,интерлюдия птицы, звуки природы Райская музыка.
2.Пейзаж- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Особую область составляет изображение морской стихии - марина.
Формы работы
Содержание работы
Знакомство с искусством
Наблюдения.
Экспериментальная деятельность.
Знакомство с художественной литературой.
Игровая деятельность.
Музыка
Коммуникативная деятельность
Детское художественное творчество
Знакомство с летними пейзажами творчеством А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, Солнечные пятна на инее, Пятна лунного света, Зима, Радуга, Берёзовая роща, Ночное.
Обратить внимание на изображение разного времени суток в зимний и летний период.
Наблюдения за изменениями в природе в разное время суток- световой режим, небо, звезды, луна, солнце, радуга. Отметить, как изменяется цвет окружающего мира ночью и днем, зимой и летом.
Радуга. Где она может появиться? Как может измениться тень от предмета?
Чтение басни Л. Толстого Собака и её тень, чтение стихотворения А. Фета Чудная равнина…,К. Чуковского Рады, рады. Рады белые берёзы, Чародейкою зимою, чтение Каким бывает снег С. Иванова.
Дидактические игры День и ночь, Когда это бывает, Скажи наоборот.
Серенада, Рондо из Маленькой ночной музыки В.Моцарт, Утро Э.Григ.
Продолжать учить составлять творческие и описательные рассказы о разном времени суток, опираясь на самостоятельно выполненную мнемосхему.
Рисование в технике по- мокрому- с отражениемРадуга смотрит в озеро. Цель: совершенствовать технику рисования акварелью, учить составлять гармоничную композицию.
Рисование декоративное с элементами лепки День и ночь.Цель: учить создавать композиции из двух частей с определённым контрастом.
Аппликация из мятой фактурной бумаги Тихо ночь ложиться на вершины горЦель: учить создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластики.
Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским
Формы работы
Содержание работы
Знакомство с искусством
Наблюдения.
Экспериментальная деятельность.
Знакомство с художественной литературой.
Игровая деятельность.
Музыка.
Коммуникативная деятельность
Детское художественное творчество
Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским. Картины Черное море, Девятый вал, Среди волн, Ледяные горы в Антарктиде.
Морские баталии – Бриг Меркурий, Морской берег.
Экскурсии на берег водохранилища в разное время года, отметить – цвет воды, размер волн, наличие ветра, температуру воздуха.
Почему летом редко бывают лужи и почему они быстро исчезают. Почему осенью много луж. Что случиться с водой, если ее вынести на мороз зимой. Как сделать бурю?
А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане, Г. Виеру У моря, В. Маяковский Эта книжечка моя про маяк и про моря Смелый капитан Алябьева Е. А., Русалочка Г.Х.Андерсена.
Творческая игра Мы плывем на пароходе, дидактическая игра На чем можно плыть, Кто живет в воде.
Звуки природы: Мечты у моря, Океанский прибой, Танец кита, Подводное окружение.
Составление творческого рассказа Если б плыл бы я по морю, использовать мнемотехнику.
Рисование Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Цель: учить передавать в рисунке строение корабля, украшать его, для рисования волн использовать различные оттенки синего цвета.
Лепка – Русалочка. Цель: продолжать учить передавать в работе разнообразные движения, придумывать дополнительные элементы для развития сюжета эпизода.
Аппликация – В синем море, в белой пене. Цель: продолжать учить творчески отражать представления о природе моря. Вызывать интерес к изображению рыбок – узор на вырезанном силуэте.
3.Портрет- жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей.
Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Художник, используя в портрете изобразительный язык человеческих чувств, раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного.
Формы работы
Содержание работы
Знакомство с искусством
Наблюдения.
Знакомство с художественной литературой.
Игровая деятельность.
Коммуникативная деятельность
Детское художественное творчество
Музыка
Знакомство с портретной живописью.
Серов Дети, Девочка с персиками, Девушка, освещённая солнцем, И.И.Крамской Неизвестная, М.Врубель Царевна Лебедь. Портреты писателей А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова Кипренского, Тропинина и Крамского. Автопортреты. Групповые портреты.
Наблюдения за прохожими на улице: Куда идут люди? Какое у них настроение? Почему вы так думаете?
В.Катаев Цветик- семицветик, Л.Квитко Два друга, Л.Толстой Два товарища, Р.Зернова Как Антон полюбил ходить в детский сад,
Дидактическая игра Настроение, Поссорились и помирились, Забавные гномики, Мой портрет, Угадай, кто это, сюжетно-ролевая игра К нам гости пришли. Дидактическая игра Запомни мое лицо. Цель: развивать зрительную, эмоциональную память. Кто лучше покажет позу.
Придумай, какие могут быть эмоции, Придумай слова к слову: грустный, добрый, весёлый. Придумайте историю-продолжение по картине В.Серова Девочка с персиками.
Рисование (коллективное) Портрет нашей группы. Цель: закрепить знания детей о портретной живописи, продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, причёску, вызывая желание объединить свои рисунки в общую композицию.
Рисование Я и мой друг. Цель: учить рисовать парный портрет в профиль, передавая особенности внешнего вида характер и настроение.
Рисование с элементами аппликации Это я, это я. Цель: учить выполнять свой портрет, используя симметричные детали (глаза, брови).
Музыкальные произведения о друзьях и дружбе.
4. Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. . В развитии русской культуры очень значима была роль В.М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты.
Формы работы
Содержание работы
Знакомство с искусством
Наблюдения.
Знакомство с художественной литературой.
Игровая деятельность.
Музыка.
Коммуникативная деятельность.
Детское художественное творчество
Васнецов Алёнушка, Иван Царевич на сером волке, Богатыри, Спящяя царевна, Репин Садко в подводном царстве .
Просмотр мультфильмов и видеофильмов по сюжету картин.
Чтение сказки А.С.Пушкина О мёртвой царевне, русской народной сказки Иван царевич и серый волк, былины Садко, Русские богатыри, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Творческие игры по сюжету картин, Домино- сказочные герои, пазлы.
Слушание музыкальных произведений из оперы Садко, Спящая царевна.
Викторины: Сказки А.С.Пушкина, Русские сказки, сказки с животными, составление описательных рассказов по картинам, используя метод мнемотехники.
Аппликация (коллективная) Тридцать три богатыря. Цель: учить создавать коллективную композицию по мотивам литературного произведения, совершенствовать технику аппликации, формировать коммуникативные навыки.
Рисование Я рисую сказку. Цель: Продолжать учить детей выбирать эпизод сказки для изображения, развивать чувство формы и цвета.
Лепка сюжетная На морском дне (коллективная работа). Цель: вызывать интерес к лепке обитателей подводного мира, развивать воображение и чувство композиции, учится договариваться и планировать коллективную работу.
Вывод: в результате проведённой работы дети познакомились с работами великих русских художников, научились различать жанры изобразительного искусства. В ходе составления описательных и творческих рассказов по картинам, у дошкольников обогатился словарь, совершенствовалась монологическая речь. Использование мнемосхем помогло сделать рассказы по картинам разнообразными, непохожими друг на друга. Дети стали замечать изменения в природе, сравнивать с изображёнными образами на картинах, и использовать полученные впечатления в собственной творческой деятельности. После проведённых занятий у дошкольников появилось чувство любви к родной природе, желание заботиться о ней, чувство патриотизма, любви к своей Родине.