"Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"
Автор: Кайдаш Ирина Леонидовна

«Проблемы нравственного и духовного воспитанияв современных условиях».Как художник над ярким пятном  Мы дерзаем над детской душой.  Властны ль мы, изменить что-то в нем,  Чтоб ребенок остался собой?Современное Российское общество переживает на сегодняшний день не только экономический, но и духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. И, в первую очередь, это отражается на детском и молодежном сознании. В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количество разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак и на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка - все эти факторы носят, к сожалению, устойчиво-регрессирующий характер. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день, безусловно, актуальна.По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего одну целую четыре десятых балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.Для начала попробуем понять первопричину резкого падения нравов. Ведь началось это все далеко не сегодня. Аналитики и историки отмечают, что в прошлом столетии огромный вклад в падение нравственных ценностей внесли мировые войны. В кровавых бойнях человеческая жизнь обесценилась. Экстремальные условия стерли моральные ограничения и жизнь «на личном фронте» во многом столь же обесценилась, как и на полях сражений. Данные события нанесли сокрушительный удар по нравственной интуиции человека. А для России ситуация разворачивалась по еще более динамичному и драматичному сценарию: революция, Гражданская война, в результате чего к власти пришли те, кто решили уничтожить истинную религию, веру во Всевышнего. Все источники духовного и нравственного были заменены. И чем больше люди отдалялись от Божественных заповедей, тем сильнее приходили в упадок мораль и нравы. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. И теперь наше общество нуждается в подготовке людей, обладающих не только научными знаниями, но и достойными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, потому как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. А вот преподавание нравственных знаний важно потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утвержденных в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм. Не педагог и не родители воспитывают ребенка, а он сам адаптируется к поведению взрослых, к различным жизненным ситуациям. Замечательная английская пословица гласит: "Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя".На сегодняшний день нам всем необходимо усилие, чтобы переломить проблемную ситуацию с духовным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. И этот вопрос решается, в первую очередь, на государственном уровне. В 2010 году Министерство образования и науки России утвердило в составе федерального государственного образовательного стандарта предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Чуть позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Модернизация общего среднего образования в России, направленная на совершенствование учебного процесса, не может происходить без усвоения основ нравственности. В полноценном формировании человека как гражданина это обязательный системообразующий незаменимый компонент общего образования, лежащий в первооснове морального воспитания в социуме. Поговорим о роли педагога в контексте проблематики духовного и нравственного воспитания. Конечно, в настоящее время учителю в современных условиях работать непросто. Каждый урок педагоги реализуют определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с учеником и другими учащимися; как педагог держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи своих учеников. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальность, чуткость и забота укрепляют в детях и подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога, то нравственному развитию наносится существенный урон. Особенно важно, чтобы слова не расходились с делами и поступками.При умелой и правильной организации учебной и дополнительной деятельности у обучающихся формируются основы нравственного поведения и духовной культуры. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Обычно и в школе, и в семье на первое место ставится изучение основ наук. А на второстепенное - наука о том, как стать добропорядочным человеком. Но с 1 сентября 2012 года в светской школе появился предмет, целью которого определено формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Это курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он разделен на 6 модулей. И какое из направлений будут изучать учащиеся 4-5 классов, выбирают родители или законные представители на общем собрании и по письменному заявлению. По данным ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» рассмотрим статистику за 2015-2016 учебный год, как распределяются модули данного курса на территории России. Модуль «Основы иудейской культуры» выбрали 2375 родителей, что из общего количества не составляет даже одного процента, модуль «Основы буддийской культуры» выбрали почти шесть тысяч человек, но это тоже менее одного процента. Четыре процента «Основы исламской культуры» – это уже 53 440 человек, «Основы мировых религиозных культур» – чуть более двухсот пятидесяти шести тысяч человек. «Основы православной культуры» – почти 498 тысяч. И лидирует модуль «Основы светской этики», его выбрали шестьсот одиннадцать тысяч родителей или законных представителей. (Приложение 1) Существуют интересные особенности при распределении модулей – это географическое расположения федерального округа, соответственно его население и особенности национальной культуры и вероисповедания. Например, Северо - Кавказский Федеральный округ. Здесь с большим отрывом лидирует модуль «Основы исламской культуры». Далее по популярности «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». (Приложение 2) А в Южном Федеральном округе, куда входят республики Адыгея и Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области самый высокий показатель у модуля «Основы православной культуры». Затем «Основы светской этики». (Приложение 3). Уральский Федеральный округ. Лидирует модуль «Основы светской этики» – более семидесяти шести тысяч человек. На втором месте «Основы мировых религиозных культур» – почти 30 тысяч человек. А «Основы православной культуры» выбрали 23 тысячи родителей. (Приложение 4). Курс ОРКиСЭ - это требование времени. Он содержит в себе воспитательный, культурный и патриотический потенциал. Наблюдая инновационные процессы в образовании можно констатировать, что, пожалуй, это один из немногих курсов, который органично вошел в школьную жизнь. Проблемы духовного и нравственного воспитания не решить в сугубо учебной среде. Огромную роль играет внеурочная деятельность и дополнительное образование. Индивидуальные склонности, творческие способности в полной мере развиваются именно в этой деятельности. Здесь создаются особо благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Включение учащихся в тот или иной вид деятельности всегда имеет определенную цель. Например, озеленяя и благоустраивая школьный участок, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, они приучаются оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей в соответствии с нравственными критериями. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются тематические кружки и спортивные секции, творческие объединения, факультативы, разнообразные праздники, выставки детских работ, а также соревнования, конкурсы, фестивали. 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии. И в свете сложившейся ситуации стоит задуматься и об экологии души, о сохранении чистоты нравов и взглядов. Судьбы целых народов зависят от уровня воспитанности и нравственных убеждений. Педагогический смысл работы по становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и осознанный нравственный выбор. Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4